18 августа президент РФ Владимир Путин проведёт встречу с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Берлине, в правительственной резиденции Мезеберг. Это вторые очные переговоры двух лидеров в 2018 году.
В мае глава правительства Германии навестила российского лидера в его сочинской резиденции. Как ожидается, главной темой берлинской встречи станет реализация проекта трубопровода «Северный поток-2».
После 2014 года Путин достаточно редко выезжает на Запад. Помимо Меркель, ежегодно он проводит встречи с президентом Франции, премьер-министром Венгрии и с лидером Финляндии. Намного чаще президент РФ беседует с коллегами из СНГ, лидерами Ближнего Востока и Восточной Азии.
Несмотря на острые противоречия и порой воинственные заявления с обеих сторон, Европа не потеряла для России значения стратегически важного партнёра. ЕС — это богатый ёмкий рынок энергоресурсов, источник финансов и высоких технологий.
Большинство политологов убеждено, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа Европа начала постепенно дрейфовать в сторону России. Конечно, речь не идёт о кардинальной смене геополитических ориентиров. Но уместно говорить о некоем отрезвлении, понимании важности цивилизованных отношений с Москвой.
На этом непростом пути Россия обрела надёжного союзника в лице Австрии. Ярким подтверждением тому является грядущее посещение Путиным свадьбы министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль. Как пояснил помощник президента Юрий Ушаков, глава государства был приглашён на торжество ещё в июне.
Ранее об этом событии сообщила австрийская газета Kronen Zeitung. По данным издания свадьба пройдёт на юге федеральной земли Штирия, в центре австрийского виноделия. В связи с визитом Путина в регионе предприняты строжайшие меры безопасности.
Приглашение на свадьбу — не просто реверанс и свидетельство тёплых отношений. За подобными манёврами стоит общее понимание того, как должны выстраиваться отношения между Россией и Западным миром. Триумф этого разумного подхода был бы невозможен без победы австрийских правых сил в октябре 2017 года на парламентских выборах.
В декабре прошлого года Австрия получила самого молодого канцлера в своей истории — лидера «Австрийской народной партии» Себастьяна Курца, возглавлявшего ранее МИД страны. С тех пор официальная Вена высказывается за смягчение санкционного режима и необходимость восстановления нормальных отношений России.
Почему значительная часть австрийской элиты решила поддержать «токсичную» (как принято, порой, говорить на Западе) Россию? Главная причина в понимании того, что Москва выполняет роль естественного противовеса США. Вашингтон далеко не всегда корректно ведёт себя по отношению к союзникам: вмешивается во внутренние дела европейцев и заставляет их отказываться от взаимовыгодных проектов с участием РФ.
Белый дом и Госдеп не скрывают своего негативного отношения к широкому присутствию России на европейском рынке энергоресурсов. Соединённые Штаты рассчитывают сорвать реализацию «Северного потока-2» и убедить европейцев покупать более дорогой американский газ.
Об этом вполне однозначно высказался 5 июня на встрече с Путиным президент Австрии Александр Ван дер Беллен: «В последнее время существует, скажем так, упрёк со стороны некоторых американских политиков в том, что зависимость Европейского союза от России в этом отношении слишком велика. Но при этом упускается из виду то, что американский сжиженный газ в два или в три раза дороже российского газа».
С Курцем Путин успел встретиться уже два раза: 28 февраля и 5 июня 2018 года. На последних переговорах австрийский премьер выразил ключевую для Европы мысль: «Ситуация взаимного выигрыша полезнее, чем взаимного проигрыша». Таким образом, Курц дал понять, что залогом «взаимного выигрыша» будут «хорошие отношения» с Россией.
С 1 июля Австрия председательствует в Совете Европейского Союза. По словам молодого канцлера, Вена принимает активное участие в формировании позиции ЕС и его решений. Курц пообещал проводить «интенсивный диалог» с Москвой ради «прогресса между Европейским союзом и Россией».
Естественно, Австрия не обладает тем политическим весом, который есть у Германии или Франции. Вена не собирается плыть против течения в сфере отношений с РФ и отменять санкции в одностороннем порядке. Также не стоит ожидать, резких обличительных высказываний от правых политиков по поводу гегемонии США.
Однако неразумно недооценивать значимость положительных отношений с этой западноевропейской страной, где правят консервативные силы. Нынешняя Австрия вполне может оказаться прообразом Европы будущего, к которой вернётся способность более трезво оценивать внутреннюю и внешнюю политику, признавая право России отстаивать собственные интересы.