Какая судьба ожидает новейший многоцелевой российский самолёт - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Какая судьба ожидает новейший многоцелевой российский самолёт - «Политика» 08:00 Пятница 0 676
17-08-2018, 08:00

Какая судьба ожидает новейший многоцелевой российский самолёт - «Политика»



12 августа Россия отмечает День Воздушно-космических сил. ВКС были сформированы 1 августа 2015 года. Этот вид вооружённых сил включает ВВС, Космические войска и войска ПВО.


По доле современных вооружений (74%) ВКС опережают другие виды и рода ВС, за исключением РВСН. За последние годы ВКС получили сотни единиц новой и модернизированной техники. Положительно на развитии Воздушно-космических сил сказалась сирийская операция, где боевой опыт получил практически весь лётный состав.


Главной новинкой ВКС был призван стать многоцелевой самолёт пятого поколения Су-57, носивший ранее название ПАК ФА и Т-50. Разработка истребителя стартовала в 2001 году. В 2010 году опытная машина совершила свой первый полёт.


Однако принятие на вооружение Су-57 затянулось. До 2019 года машина будет находиться на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР). В частности, негативную роль на реализации проекта сыграло отсутствие двигателя второго этапа («объект 30»). Сейчас судьба новейшего самолёта находится в не очень понятной ситуации. 2 июля вице-премьер Юрий Борисов заявил, что промышленность не собирается массово выпускать Су-57.


«Самолёт проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои лётно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолётов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолёта пятого поколения», — сказал Борисов.


По словам замглавы правительства, Су-57 будет выполнять функцию «козыря», который Россия всегда сможет «разыграть». Как отметил Борисов, новейшая машина пригодится РФ, когда «самолёты предыдущих поколений будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолётов ведущих стран мира». Ситуацию с истребителем пятого поколения на условиях анонимности прокомментировал военный источник РП.


— Объяснение Борисова выглядит не очень убедительным. Как и в случае с Т-14 «Армата», многие восприняли заявление вице-премьера, как отказ Минобороны от реализации проекта техники нового поколения.


— Заявления Борисова имеют огромный резонанс в СМИ. Причём восприятие того, о чём говорит он, не всегда адекватное. Во фразе бывшего замминистра обороны не было ни намёка на то, что Россия отказывается от Су-57. Речь идёт о том, что у военных нет какой-то критичной необходимости в скорейшем налаживании массового производства в ближайшие годы. 


—  Поясните более конкретно: что ожидает российский самолёт нового поколения?


— Как бы ни сложилось, Су-57 очень важен для ВКС. Да, машина не во всём соответствует требованиям пятого поколения, но тот технологический уровень, на который вышли сотрудники ОКБ Сухого, обязательно принесёт свои плоды. Наши специалисты проделали потрясающую работу, впервые решая множество чрезвычайно непростых задач.


Су-57, в отличие от китайского самолёта нового поколения J-20, это полностью оригинальная машина, в основу которой лёг опыт производства тяжёлых истребителей четвёртого поколения. Что же в итоге произошло с проектом?


Инженерам удалось достичь хороших результатов, но машина получилась дорогой для новой госпрограммы вооружения, которая, как известно из СМИ, составила около 17 триллионов рублей. Кроме того, срок её реализации продлили с 2025 до 2027 года из-за нехватки денег. Сейчас Минобороны ориентируется на покупку того вооружения, которое способно дать гарантированный результат. А это, прежде всего, модернизированные советские образцы.


Это абсолютно нормально, если техника нового поколения выходит дорогостоящей для массового производства. Требуются годы на её доработку и, возможно, перестройку промышленности. Самый простой способ удешевить новинку — унифицировать производство отдельных деталей, узлов, агрегатов. Так вот, Су-57, если так можно выразиться, получился слишком оригинальным.


В условиях сокращения военного бюджета создавать под серийное производство Су-57 дополнительные мощности на предприятиях — это непозволительная роскошь. Машина и задумывалась как уникальная, непохожая на предшественников, но на текущий момент вложения в её массовое производство не оправданы.


Также Су-57 потребовал создание новых, более совершенных  боеприпасов. Все они должны помещаться внутри корпуса, а не висеть на внешней подвеске, как мы привыкли. Эта работа затянулась, в том числе из-за нехватки финансирования.


— Правильно ли утверждать, что армия вполне может обойтись без Су-57?


— В краткосрочной и среднесрочной перспективе — наверное, да. В конце 2017 года машина прошла испытания в Сирии. Какие задачи выполняли Су-57, не сообщается. Я могу предположить, что по итогам испытаний военные сделали вывод о том, что результативность Су-57 оказалась ненамного выше, чем стоящих на вооружении самолётов. Возможно, были обнаружены недостатки по части применения ударного вооружения.


Для сирийского театра военных действий возможности Су-57 в принципе избыточны, так как он создан специально для ведения высокотехнологичной войны.


Хочу обратить внимание: из моего утверждения всё равно не следует, что Су-57 не нужен России. Просто на сегодняшний день в парке ВКС достаточно современных и недорогих машин. Борисов не зря упомянул про Су-35, который также способен выполнять массу боевых задач, при этом его производство и эксплуатация обходится значительно дешевле.


Соотношение цены и конечной эффективности играет для нашей страны слишком большую роль. Мы не можем, как американцы, позволить себе сорить деньгами, вкладывая в проект, отдача от которого не будет давать впечатляющего практического результата.


— С какими сложностями столкнулись конструкторы при разработке Су-57?


— Начну с того, что наша страна всегда догоняла США, особенно это актуально для авиации. Созданный в 1970-е годы F-16 и нынешний F-35 — машины, опередившие своё время, с колоссальным модернизационным потенциалом. Конечно, у них есть недостатки, но если мы говорим о технологичной составляющей, то она достойна всяческих похвал.


В этой погоне у России не всё складывается удачно. Традиционно отечественная промышленность выпускает менее технологичные средства поражения и оборудование. Современная же Россия испытывает достаточно острую нехватку собственной электронно-компонентной базы и в меньшей степени — композитов.


При этом наша промышленность, в отличие от американской оборонки, лишена возможности участвовать в международной кооперации, восполняя тем самым дефицит. После 2014 года мы даже не можем сотрудничать с ближайшим соседом (Украиной), с которым как раз были устоявшиеся кооперационные связи. К тому же флагманом «хай-тека» остаётся Запад, а с ним мы также не можем развивать деловые контакты из-за угрозы санкций.


Все эти проблемы оказали влияние на проект ПАК ФА. Непростая ситуация сложилась и с двигателем. Даже после завершения испытаний его максимальная тяга на форсаже будет уступать силовой установке F-35. А это автоматически означает, что арсенал  Су-57 будет менее разнообразным, так как отечественное вооружение и бортовая аппаратура тяжелее американских аналогов.


— Будет ли Су-57 тем самым козырем в рукаве, который сможет достать Россия?


— Может Борисов подобрал не самое удачное выражение, но в целом, я думаю, что будет. Скорее всего, продолжатся опытно-конструкторские работы. Важно доработать двигатель второго этапа и попытаться удешевить производство и эксплуатацию Су-57. В любом случае поводов для истерики нет, средства, вложенные ПАК ФА, не были потрачены зря. Технологические наработки в рамках проекта обязательно найдут своё применение.


12 августа Россия отмечает День Воздушно-космических сил. ВКС были сформированы 1 августа 2015 года. Этот вид вооружённых сил включает ВВС, Космические войска и войска ПВО. По доле современных вооружений (74%) ВКС опережают другие виды и рода ВС, за исключением РВСН. За последние годы ВКС получили сотни единиц новой и модернизированной техники. Положительно на развитии Воздушно-космических сил сказалась сирийская операция, где боевой опыт получил практически весь лётный состав. Главной новинкой ВКС был призван стать многоцелевой самолёт пятого поколения Су-57, носивший ранее название ПАК ФА и Т-50. Разработка истребителя стартовала в 2001 году. В 2010 году опытная машина совершила свой первый полёт. Однако принятие на вооружение Су-57 затянулось. До 2019 года машина будет находиться на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР). В частности, негативную роль на реализации проекта сыграло отсутствие двигателя второго этапа («объект 30»). Сейчас судьба новейшего самолёта находится в не очень понятной ситуации. 2 июля вице-премьер Юрий Борисов заявил, что промышленность не собирается массово выпускать Су-57. «Самолёт проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои лётно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолётов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолёта пятого поколения», — сказал Борисов. По словам замглавы правительства, Су-57 будет выполнять функцию «козыря», который Россия всегда сможет «разыграть». Как отметил Борисов, новейшая машина пригодится РФ, когда «самолёты предыдущих поколений будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолётов ведущих стран мира». Ситуацию с истребителем пятого поколения на условиях анонимности прокомментировал военный источник РП. — Объяснение Борисова выглядит не очень убедительным. Как и в случае с Т-14 «Армата», многие восприняли заявление вице-премьера, как отказ Минобороны от реализации проекта техники нового поколения. — Заявления Борисова имеют огромный резонанс в СМИ. Причём восприятие того, о чём говорит он, не всегда адекватное. Во фразе бывшего замминистра обороны не было ни намёка на то, что Россия отказывается от Су-57. Речь идёт о том, что у военных нет какой-то критичной необходимости в скорейшем налаживании массового производства в ближайшие годы. — Поясните более конкретно: что ожидает российский самолёт нового поколения? — Как бы ни сложилось, Су-57 очень важен для ВКС. Да, машина не во всём соответствует требованиям пятого поколения, но тот технологический уровень, на который вышли сотрудники ОКБ Сухого, обязательно принесёт свои плоды. Наши специалисты проделали потрясающую работу, впервые решая множество чрезвычайно непростых задач. Су-57, в отличие от китайского самолёта нового поколения J-20, это полностью оригинальная машина, в основу которой лёг опыт производства тяжёлых истребителей четвёртого поколения. Что же в итоге произошло с проектом? Инженерам удалось достичь хороших результатов, но машина получилась дорогой для новой госпрограммы вооружения, которая, как известно из СМИ, составила около 17 триллионов рублей. Кроме того, срок её реализации продлили с 2025 до 2027 года из-за нехватки денег. Сейчас Минобороны ориентируется на покупку того вооружения, которое способно дать гарантированный результат. А это, прежде всего, модернизированные советские образцы. Это абсолютно нормально, если техника нового поколения выходит дорогостоящей для массового производства. Требуются годы на её доработку и, возможно, перестройку промышленности. Самый простой способ удешевить новинку — унифицировать производство отдельных деталей, узлов, агрегатов. Так вот, Су-57, если так можно выразиться, получился слишком оригинальным. В условиях сокращения военного бюджета создавать под серийное производство Су-57 дополнительные мощности на предприятиях — это непозволительная роскошь. Машина и задумывалась как уникальная, непохожая на предшественников, но на текущий момент вложения в её массовое производство не оправданы. Также Су-57 потребовал создание новых, более совершенных боеприпасов. Все они должны помещаться внутри корпуса, а не висеть на внешней подвеске, как мы привыкли. Эта работа затянулась, в том числе из-за нехватки финансирования. — Правильно ли утверждать, что армия вполне может обойтись без Су-57? — В краткосрочной и среднесрочной перспективе — наверное, да. В конце 2017 года машина прошла испытания в Сирии. Какие задачи выполняли Су-57, не сообщается. Я могу предположить, что по итогам испытаний военные сделали вывод о том, что результативность Су-57 оказалась ненамного выше, чем стоящих на вооружении самолётов. Возможно, были обнаружены недостатки по части применения ударного вооружения. Для сирийского театра военных действий возможности Су-57 в принципе избыточны, так как он создан специально для ведения высокотехнологичной войны. Хочу обратить внимание: из моего утверждения всё равно не следует, что Су-57 не нужен России. Просто на сегодняшний день в парке ВКС достаточно современных и недорогих машин. Борисов не зря упомянул про Су-35, который также способен выполнять массу боевых задач, при этом его производство и эксплуатация обходится значительно дешевле. Соотношение цены и конечной эффективности играет для нашей страны слишком большую роль. Мы не можем, как американцы, позволить себе сорить деньгами, вкладывая в проект, отдача от которого не будет давать впечатляющего практического результата. — С какими сложностями столкнулись конструкторы при разработке Су-57? — Начну с того, что наша страна всегда догоняла США, особенно это актуально для авиации. Созданный в 1970-е годы F-16 и нынешний F-35 — машины, опередившие своё время, с колоссальным модернизационным потенциалом. Конечно, у них есть недостатки, но если мы говорим о технологичной составляющей, то она достойна всяческих похвал. В этой погоне у России не всё складывается удачно. Традиционно отечественная промышленность выпускает менее технологичные средства поражения и оборудование. Современная же Россия испытывает достаточно острую нехватку собственной электронно-компонентной базы и в меньшей степени — композитов. При этом наша промышленность, в отличие от американской оборонки, лишена возможности участвовать в международной кооперации, восполняя тем самым дефицит. После 2014 года мы даже не можем сотрудничать с ближайшим соседом (Украиной), с которым как раз были устоявшиеся кооперационные связи. К тому же флагманом «хай-тека» остаётся Запад, а с ним мы также не можем развивать деловые контакты из-за угрозы санкций. Все эти проблемы оказали влияние на проект ПАК ФА. Непростая ситуация сложилась и с двигателем. Даже после завершения испытаний его максимальная тяга на форсаже будет уступать силовой установке F-35. А это автоматически означает, что арсенал Су-57 будет менее разнообразным, так как отечественное вооружение и бортовая аппаратура тяжелее американских аналогов. — Будет ли Су-57 тем самым козырем в рукаве, который сможет достать Россия? — Может Борисов подобрал не самое удачное выражение, но в целом, я думаю, что будет. Скорее всего, продолжатся опытно-конструкторские работы. Важно доработать двигатель второго этапа и попытаться удешевить производство и эксплуатацию Су-57. В любом случае поводов для истерики нет, средства, вложенные ПАК ФА, не были потрачены зря. Технологические наработки в рамках проекта обязательно найдут своё применение.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl