Материал комментируют:
Денис Парфенов
Федор Бирюков
Принцип «рука руку моет», кажется, не изжить из обихода российской власти. Лояльным, пусть и бездарным, подчиненным прощается практически все. Более того, их вновь устаивают на теплые места на самом верху.
Очередным счастливчиком, похоже, станет опозорившийся на выборах в Приморье бывший врио губернатора Андрей Тарасенко. Ему могут предложить должность заместителя министра транспорта. Спасать неудачника взялась Администрация президента.
По данным СМИ, Тарасенко встречался в Москве с сотрудниками АП и помощником президента Игорем Левитиным, который в прошлом работал министром транспорта. Сам же экс-губернатор некоторое время был главой ФГУП «Росморпорт». По схожей схеме спасали в свое время Сердюкова.
Столь лояльное отношение властей к Тарасенко не может не удивлять. Человек, завалил работу в Приморье, потерял поддержку избирателей, вынудил президента Путина оказывать ему накануне второго тура выборов публичные знаки внимания, но, тем не менее, со скандалом проиграл кандидату от КПРФ Андрею Ищенко. Чтобы спасти лицо единороссов, итоги выборов просто отменили — ни нашим, ни вашим.
Факты фальсификаций на этих выборах, напомним, были озвучены главой ЦИК Эллой Памфиловой. А за это у нас предусмотрена суровая ответственность. Так может, по экс-губернатору «тюрьма плачет», а не кресло в министерстве?..
Вместо Тарасенко президент Путин бросает на приморскую амбразуру другого назначенца — действующего главу Сахалина Олега Кожемяко. А на Сахалин кого бросят? Одного из замминистров транспорта? При нынешней кадровой политике Москвы этого нельзя исключать.
Кстати, «Единая Россия» в Приморье, эта партия вечного «одобрямса», уже поспешила присягнуть новому врио губернатора. Будем поддерживать Кожемяко на ближайших выборах, заявили там. Вот только сумеют ли их региональные лидеры отмыться от того, что они натворили во время второго тура? Или им все как с гуся вода?
А ведь таких случаев — когда проштрафившихся чиновников из путинской вертикали пристраивают на хорошие должности в Москве, становится все больше. Нет бы, сказать им: «Спасибо за работу, вы свободны». Но эту публику на произвол судьбы не бросают. В итоге качество госуправления в стране с каждым годом становится все хуже. В этом ничего странного нет: профессионалов, способных принимать грамотные решения, а главное — уметь их реализовывать, становится все меньше. Сегодня ценится лояльность, а не деловые качества.
По данным «Новой газеты», которая проанализировала информацию о 59 тысячах чиновников, российские управленцы мигрируют с одного теплого места на другое целыми командами. При этом некоторые из них не стесняются отдавать выгодные госконтракты своим бывшим коллегам, землякам и знакомым. Приморская администрация Тарасенко теперь в полном составе переедет в Москву?
— У действующей власти скамейка запасных совсем не такая большая, как некоторым могло показаться, — говорит депутат Госдумы РФ Денис Парфенов. — Порой, имеет место лишь перемещение чиновников с одного места на другое. Здесь проворовался, не справился — поезжай поработать в другое место, чтобы без шума и пыли можно было бы замять какие-то вещи…
В Приморье власть позорнейшим образом проиграла, а теперь пытается сохранить хорошую мину при плохой игре — отменили совершенно однозначные результаты выборов (Ищенко лидировал с перевесом в 6%). То, что выборы признали несостоявшимися — это все политическая манипуляция.
«СП»: — Почему бы не дать Тарасенко прочувствовать свой позор, изгнать из власти? Да и другим чиновникам показать пример ответственности…
— Не принято в этой системе, в значительной степени коррумпированной, пронизанной кумовством, личными взаимосвязями выкидывать людей из «своей» команды. Поэтому сейчас и производится такого рода перетасовка. И это как минимум не красит власть.
Сейчас в информационный век скрыть что-либо невозможно. Мы видели публичные выступления Тарасенко перед Путиным, видели его комментарии по итогам выборов… С точки зрения публичной политики, он никакой — двух слов связать не может. Это категорически недопустимо в современном мире, где при возникновении сложной ситуации политик должен выходить к людям, объяснять, общаться, доводить свою позицию, а порой и спасать репутацию власти. А он лишь усугублял обстановку.
Предполагаемый перевод Тарасенко в Москву говорит о том, что власть находится в глубочайшем кадровом кризисе, преодоления его не видно, системного решения этого вопроса нет. Нет нормальной системы подготовки кадров, их обучения, сопровождения, наблюдения за талантливыми людьми, чтобы предоставить им возможность развиваться дальше. Все происходит по старому принципу: кто чей родственник, кто чей интересант.
Такая политика до добра не доведет. Но раз она продолжается, значит, власть все устраивает. Что ж, ей же хуже.
«СП»: — Мало того, что Тарасенко могут дать новый хороший пост, так еще его явно уводят от внимания Следственного комитета. Ведь попытки фальсификации выборов все видели…
— Это лишний раз показывает, что решения принимаются не по закону, а по понятиям. И свидетельствует не просто о кризисе существующей системы управления, а о ее изначально порочном характере, основанном не на устоявшихся институциях, процедурах, уважении к закону, к мнению населения, которые придают обществу устойчивость, а на связях, коррупции, на кумовстве.
Эксперт в сфере политической культуры, д. и. н. Сергей Васильцов констатирует отход властей от годами сложившейся системы отбора профессиональных кадров.
— Нельзя тасовать одну и ту же засаленную колоду! А у нас происходит именно так. По ощущениям, это второй-третий эшелон людей, которые попали в поле зрения реальных верхов в конце ельцинского периода. В результате у нас в стране сложился острейший кадровый голод.
Поднимать наше общество некем. У нас громадный разрыв в кадрах, исчисляемый 30 годами. Еще в начале перестройки у нас абсолютно сознательно, целенаправленно стали убирать из ключевых управленческих сфер поколение воевавших, поскольку они на дух не принимали реформы, а также их детей. Нам так и говорили в лицо. Убрали целый пласт специалистов.
«СП»: — Кажется, власти сознают проблему. Отсюда все эти конкурсы «Лидеры России», кадровый резерв президента и т. п. Это попытка рекрутировать людей из низов. Но они не занимают в итоге сколь-нибудь значимые посты…
— Нельзя до бесконечности копировать Запад. Никакие конкурсы реальных управленцев не дадут. Это сказка для телевидения. Это случайные люди, которых ловят, как карася на удочку. Они не росли по ступенькам, не набирались опыта. Такие люди не дадут нужного эффекта. С этим в свое время столкнулись большевики. Отсюда их лозунг «кадры решают все».
У нас пытаются, как можно дальше отодвинуть госуправление от профессионалов. Их не любят, а порой и ненавидят. Поэтому в последние 30 лет профессионалы отовсюду изгонялись. Вместо них брали вот этих «на вырост» якобы управленцев. Пока у нас комплексно не возьмутся за кадровый вопрос, соображая, просчитывая, прогнозируя, так и будут перебрасывать начальников из региона в регион и обратно. Это печально.
А вот по мнению директора Института свободы Федора Бирюкова, в кадровой политике властей есть как плюсы, так и минусы.
— Кадровая политика Кремля всегда отличалась консервативностью в подходах. На протяжении уже не одного десятка лет мы видим, что в обойме одни и те же люди, которые начали свой карьерный рост еще с петербургского периода президента. Причем, партийная принадлежность зачастую не играет роли.
«СП»: — Разве? Мы же видим практически тотальное засилье «Единой России» на всех уровнях…
— Ну, а глава ФАС является представителем партии «Яблоко». И что? Занимая свой пост, он использует его для пропаганды партийной платформы. В частности, рекламируя конкуренцию, как панацею от загнивания, что является мифом…
Люди, отвечающие за кадровую политику в России, считают, что проверенные кадры надежны. Это главное. И даже если они могут проиграть на выборах, с точки зрения Кремля это предпочтительнее, чем неизвестные фигуры, которые рискуют стать неуправляемыми.
Ставку на стабильность и предсказуемость можно назвать положительной стороной.
«СП»: — А отрицательная какая?
— Минус этого в том, что за многие годы кадры теряют понимание собственной роли, расслабляются. Есть и коррупционные моменты, попытки создания корпоративных кланов. Особенно это заметно в национальных республиках, где периодически происходят кадровые чистки, веерное открытие уголовных дел.
«СП»: — Кажется, отрицательные стороны начинают перевешивать…
— В наших условиях трудно рассчитывать на что-то иное. Эта система работает давно и, с точки зрения власти, успешно. В том числе в моменты острой социальной напряженности. Определенную устойчивость она обеспечивает. Если губернатор Сахалина делегируется в Приморье, то, наверное, президент исходит из того, что это регионы, похожие и политически, и экономически. Хотя лично мне понравилось предложение Стивена Сигала возглавить Приморье. Это довольно дерзкий ответ на сложившуюся там ситуацию.
«СП»: — Не является ли вся эта хитрая комбинация с Тарасенко и Кожемяко попыткой власти перевести дух, и все-таки продавить кандидатуру свою кандидатуру, пусть даже она будет не от единороссов, на пост приморского губернатора? Не одного, так другого…
— Сейчас дистанция между «Единой Россией» как поставщика кадров и Кремлем увеличилась. «Единая Россия» долгие годы использовалась как кадровый резерв, поставлявший во власть чиновников, но в последнее время этот механизм дает сбой. Выборы в Приморье показали недоверие населения. В результате, действительно, власть решила взять паузу.
О возможной уголовной ответственности лиц, замешанных в приморском скандале с выборами, «СП» рассказал управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов.
— В данном случае можно говорить о возможности возбуждения уголовного дела по ст. 142.1 УК РФ «Фальсификация итогов голосования». Объективную сторону этого преступления составляют различные махинации с бюллетенями, подтасовка списков и подписей избирателей, неправильный подсчет голосов избирателей и т. д.
Наказание может быть назначено как в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей, так и в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 4 лет.
Тут вопрос, кто может стать фигурантом уголовного дела. Это могут быть любые лица, принимавшие участие в таких махинациях. Также стоит учитывать, что судебной практики по ст. 142.1 УК РФ крайне мало, поэтому шансов на возбуждение дела не так много.
Власть и политика: Оренбургскому губернатору напророчили отставку
Выборы, последние новости: В «Единой России» назвали причины провала на выборах в ряде регионов