Незадолго до наступления нового, 2019 года, уполномоченная Федерального правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации Моника Грюттерс заявила, что «правительство ФРГ намерено продолжить работу по возвращению из России связанных с войной культурных ценностей».
По словам Грюттерс, «с конца Второй мировой войны, как в Российской Федерации, так и в ФРГ недосчитываются многочисленные культурные ценности, в том числе предметы искусства, книги и архивные документы. Федеральное правительство и далее намерено искать согласованное с Российской Федерацией решение по вопросу возврата культурных ценностей, и внесло бы эту тему в повестку дня будущих переговоров с представителями российского правительства».
По оценкам Министерства внутренних дел ФРГ, «в России находится более миллиона произведений искусства, вывезенных из Германии в ходе и после окончания Второй мировой войны, в том числе 20?000 предметов особого музейного значения». Эти данные указаны в мартовском (2018 года) ответе Федерального правительства на запрос депутата Бундестага от оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» Харальда Вейеля. Кроме того, в этом документе указано следующее:
«В 1955 и 1988 годах многие немецкие произведения искусства вернулись из СССР в ГДР. Среди 1?569?176 экспонатов была также большая часть картин из Дрезденской художественной галереи. В 1993 году правительства ФРГ и РФ заключили соглашение о культурном сотрудничестве, в рамках которого была достигнута договорённость о возвращении незаконно перемещённых культурных ценностей их владельцу. В апреле 1998 года Дума Российской Федерации приняла закон о культурных ценностях, которые были перемещены в СССР в результате Второй мировой войны и которые были объявлены российской собственностью. После принятия этого закона разовые акции с российской стороны были. Однако в последние годы никакого дальнейшего прогресса достигнуто не было».
Читайте также
Черное море: США под прикрытием морпехов перебросили на Украину водолазов-диверсантов
Американские подводные боевые пловцы с базы НАТО в Италии срочно направлены в Одессу
Тема эта не нова. На сайте Министерства иностранных дел ФРГ в разделе «Внешняя и европейская политика Германии» в постоянном доступе уже года три как находится статья, озаглавленная «Защита и возврат культурных ценностей». За заголовком следует разъяснение: «Термин „возврат культурных ценностей“ относится, прежде всего, к возврату объектов культуры, которые были похищены (выделено мной — С. Д.) во время Второй мировой войны из владения соответствующих стран».
Статья состоит из двух глав. Подзаголовок первой — «Охрана культурных ценностей и их незаконный вывоз», подзаголовок второй — «Возврат культурных ценностей, захваченных во время войны (Трофейное искусство)».
Что это за «Трофейное искусство» («Beutekunst») разъясняется уже в первой главе:
«На языке, используемом экспертами в ходе или сразу после Второй мировой войны, трофейным искусством называли культурные ценности, захваченные или немецкими войсками, или советскими войсками. Этот термин охватывает также объекты, эвакуированные немецкими властями для защиты от бомбардировок тогдашних немецких восточных территорий. <…> Особенно много важных культурных ценностей немецкого происхождения до сих пор находятся в России и Польше, а также в Украине, Грузии и других странах бывшего Советского Союза».
Тут вернёмся к ответу Федерального правительства на запрос депутата Бундестага Вейеля. В документе сообщается, что по вопросу возврата предметов немецкого искусства из Крыма Федеральное правительство отказывается вести переговоры с Россией, поскольку видит в качестве контактной стороны только украинское правительство: «Германия продолжает рассматривать Украину как единственного участника дискуссии о возвращении немецких культурных ценностей, которые остались в Крыму из-за войны», — указано в правительственном ответе.
Сейчас на заявление уполномоченной правительства ФРГ по вопросам культуры Грюттерс (к слову заметить, это ранг федерального министра) ответил спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой:
«Говорить об обмене трофейными ценностями бессмысленно при нынешних политических условиях, когда Россия находится под западными санкциями и когда нет настоящей атмосферы доверия между странами», — заявил он, заодно напомнив «городу и миру», что, во-первых, «не надо забывать об уничтоженных нацистами сотнях тысяч произведений искусства на оккупированной территории» (в статье на сайте МИД ФРГ они «политкорректно» именуются «тогдашними немецкими восточными территориями». — С.Д.). А во-вторых, что «СССР после войны вернул ГДР свыше 1,6 миллиона художественных произведений, включая мраморные фризы Пергамского алтаря».
Но возвращать «атмосферу доверия», о которой говорил Швыдкой, в Берлине не намерены. Напротив: коллега Моники Грюттерс по кабинету канцлера Ангелы Меркель — уполномоченный Федерального правительства по межобщественному сотрудничеству с Российской Федерацией Дирк Визе предрёк ухудшение двусторонних отношений: «В 2019 году ничто не предвещает улучшения отношений с Россией», — заявил он 3 января наступившего года в интервью газете Saarbr?cker Zeitung.
«Германо-российские отношения в наступившем году будут не менее сложными — и не только из-за Владимира Путина, — развил свою мысль Визе. — 2018 год показал, что политика Кремля может быть непредсказуемой, как в случаях с отравлением Скрипалей, договором о РМСД и опасной игрой мускулами в Азовском море. Поэтому нужно настроиться на дальнейшие спады в отношениях. В частности, в связи с грядущими президентскими выборами на Украине у Германии останется немного возможностей для компромиссов, — подчеркнул Визе, не уточнив, однако, что конкретно имеет в виду. — Кроме того, неопределённость политической ситуации в России будет расти и тормозить любые процессы, поскольку неизвестно, кто придёт к власти в стране после 2024 года и не будет ли это снова Владимир Путин. Согласно нынешней конституции, эра Путина заканчивается в 2024 году. Но я бы не стал утверждать это с большой долей уверенности», — резюмировал спецпредставитель по России.
До назначения в апреле 2018 года на должность уполномоченного правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с РФ 35-летний юрист, социал-демократ Дирк Визе вопросами, связанными с Россией, не занимался. Другой юрист и социал-демократ — 52-летний Хайко Маас до марта 2018 года, когда он был назначен на пост главы МИД Германии, никогда не занимался вопросами внешней политики (он был министром юстиции).
Но в отличие от своих старших товарищей по партии — Франка-Вальтера Штайнмайера (ныне президента ФРГ) и Зигмара Габриэля, неуклонно призывавших власти страны не рушить налаживавшиеся десятилетиями связи с Россией, послевоенное поколение немецких социал-демократических политиков явно не считает себя «политическими внуками Вилли Брандта» — канцлера ФРГ от СДПГ в 1969—1974 годах, основоположника Новой восточной политики (Neue Ostpolitik), направленной на смягчение напряжённости между ФРГ и СССР и странами Западной и Восточной Европы.
Читайте также
Япония получит Курилы, если Трамп даст «добро»
Токио надеется, что Вашингтон поможет вернуть Шикотан и выведет на мирный договор с Россией
Главными проводниками Ostpolitik были и занимавшие в разные годы второго десятилетия XXI века пост главы МИД Германии члены СДПГ Штайнмайер и Габриэль. Они выступали за последовательное сближение с Россией и поэтапную отмену санкций. Во многом на их политические убеждения и взгляды в отношении Москвы оказали влияние комплекс вины за развязанную Третьим рейхом войну против СССР, а также послевоенное примирение. Штайнмайер и Габриэль надеялись, что и их преемник Хайко Маас продолжит их политику сближения с Россией, но эти надежды не оправдались. Не страдающий комплексом вины Маас делает жёсткие замечания в адрес Москвы. Так, 10 декабря ушедшего года он заявил, что «мы продлим существующие российские санкции в связи с незаконной аннексией Крыма», а 6 января 2019-го указал Москве, что «если Россия хочет сохранить договор РСМД, то она должна провести разоружение, которое можно будет проконтролировать».
За продление антироссийских санкций и Дирк Визе: «Санкции были введены не без оснований, — заявил он в недавнем интервью государственной медиакомпании Deutsche Welle. — Они привязаны и к тому, какие успехи мы увидим в минском процессе в отношении Восточной Украины. Стоит напомнить и о сбитом Боинге МН-17. Но главное — мы хотим увидеть прогресс в минском процессе. Пока мы не достигнем в нём результата, я считаю санкции правильными».
По шумок этой словесной атаки партнёров по правящей коалиции член ХДС, уполномоченная Федерального правительства по делам культуры Моника Грюттерс и заявила своё требование к России «возвратить связанные с войной культурные ценности».
Германия
Новости политики: В BBC ответили на претензии Роскомнадзора
Международное положение: Тайны спецслужб: Россия и США обменялись ударами