Материал комментируют:
Владислав Шурыгин
В Москве проходит очередной раунд решения судьбы наших Курил. И хоть Сергей Лавров после встречт со своим японским коллегой Таро Коно заявил: «Суверенитет России над островами не обсуждается», вопрос все равно не решен. Вот в Китае все проще, там полуторамиллиардное население не ропщет и не волнуется по пустякам, типа проблемы со спорными островами Спратли в Южно-Китайском море, на которые, минуточку, претендуют Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. Во-первых, в Поднебесной закрыты соцсети как средство общения, во-вторых, китайцы привыкли беспрекословно выполнять волю партии, в-третьих, названия самих 45-ти «островов раздора» не упомнишь.
В России едва ли не все теперь знают острова Курильской гряды — Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, на два из последних которых сейчас особенно активно претендует Япония, более полувека считающая эти российские острова своими «северными территориями». Интернет буквально гудит по поводу возможного их возвращения — эмоции плещутся в устах политиков и парламентариев, всякий мало-мальски уважающий себя блогер высказывает свое мнение. Что там решат по этому поводу в Кремле, мало кого волнует, но и сама власть, похоже, еще не определилась как поступить с островами — отдать или не отдать?
Читайте также
Путин больше не главный: Трамп назначил Нетаньяху «смотрящим» по Сирии
Израилю предоставили право «мочить» врагов на любой территории
Япония, благодаря многочисленным заявлениям своего премьер-министра Синдзо Абэ, уже считает, что острова ей практически вернули. Абэ бежит впереди паровоза и делает заявления такого типа, что он уже всё «разрулил» и даже готов «простить» моральный и материальный ущерб за пользование Россией островами. Обещает дать японскую «прописку» российским островитянам, клятвенно заверяет, что не допустит здесь американского военного присутствия. В общем, едва ли не готов заложить там себе фундамент под северную резиденцию. Синдзо-сан даже поклялся на могиле своего отца Синтаро Абэ (в прошлом министра иностранных дел Японии, который тоже прилагал руку к возврату «северных территорий»), что вернет Курилы и поставит точку в разногласиях по их принадлежности. Фактически обнажил самурайский меч, которым в случае поражения совершит обряд харакири — вспорет прилюдно себе живот.
А что же наш президент Путин? Гарант, обязанный соблюдать в том числе и целостность и неприступность государства. На самом деле, ему в нынешнем решении «курильского вопроса» вопроса не позавидуешь — решение не простое и далеко неоднозначное. С одной стороны, Путину не привыкать разбазаривать «кемские волости», за время своего правления (президентство Дмитрия Медведева тоже идет в его временной счет) он со словами «да забирайте» отдал Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский. Азербайджану достались три высокогорных района с пастбищами Дагестана (подпись Медведева). Норвегии досталось 12 процентов Баренцева моря, где впоследствии нашлись крупнейшие залежи углеводородов (подпись Медведева). Так что слова «Россия территориями не торгует» из уст Путина не совсем корректны, даже несмотря на то, что Китаю он отдал фактически захваченные в 1929 году советскими войсками острова.
С другой стороны, Путин вернул России Крым. Тут не поспоришь. Большой плюс. Абхазия и Южная Осетия пусть и не в составе РФ, но в достаточной степени контролируемая Москвой территория, которую Грузии отдавать пока никто не собирается. Отметим и сохранение как субъекта федерации Чечню, в которой замирились, а потом и «прикормили» непримиримый Грозный. Но сейчас в большей степени всех волнует именно вопрос сохранения как части территории России маленьких островов в океане, известных прежде разве что пограничникам да морякам. Дрогнет? Даст слабину?
— А кто сказал, что Путин отдает острова? Ничего подобного, произнесенного публично, лично я от него не услышал, — говорит политолог и военный эксперт Владислав Шурыгин. — На самом деле, идет большая политическая игра, где на карте стоят не просто территориальные споры из-за курильских островов, значимость которых тоже нельзя преуменьшать, здесь замешана геополитика глобального масштаба. Вот посмотрим, чего хочет Путин. Он свою позицию достаточно ловким ходом обозначил еще на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 года во Владивостоке, когда предложил заключить мирный договор с Японией без предварительных условий, а уже потом решить проблему спорных территорий и совместно поднимать экономику Дальнего Востока. Японский премьер Абэ шар с площадки Путина на свою территорию принял, подумал, и вытащил из кармана условия договора от 1956 года, где прописано о возможной передаче островов Шикотан и Хабомаи, как урегулирующий фактор для подписания мирного договора.
Читайте также
Белорусский ультиматум: Минск не хочет потерять статус столицы
Почему Лукашенко все больше становится похож на Порошенко в мнимых страхах перед Путиным
То есть, поставил условие — острова взад, тогда и замиримся. Отметим, что речь идет пока как о предмете торга только об островах Шикотан и Хабомаи, а не о всей цепочке претензий с более значимыми Итурупом и Кунаширом. Сейчас, похоже, задумался Путин. Вроде как и уступить можно, но ведь нужна и выгода от подобной сделки. А она заключается в подписании мирного договора с Японией. В этом случае теряются все функции «страны освободителя» в лице США, военные которой находятся в Японии именно в статусе «гаранта мира». Тут Токио по идее должен сказать «янки гоу хоум», чтобы подтвердить свои намерения о мирном существовании с Россией. Лишь на этих условиях Путин может пойти на сделку по передаче двух островов, а иначе ему придется хвататься за японский меч… Так что, как мне кажется, именно сейчас компромисс не будет достигнут. Путин не отдаст, Абэ не вернет. Трамп посмотрит со стороны.
Встреча Путина и Абэ, которая запланирована на 22 января нынешнего года, предполагает принятие некоего судьбоносного решения в отношениях между Россией и Японией. По крайней мере, в это верит каждая из сторон. У всех свои аргументы, свои доводы. При этом надежды на разумный компромисс весьма призрачны. Абэ едет в Москву с «полным пакетом» по возвращению четырех спорных островов, даже не получив еще два в обмен на мирный договор. Путин продолжает гнуть свою линию — договор в обмен на два второстепенных острова. Япония считает, что если «коготок увязнет», то сможет добиться и большего. Россия рассчитывает убрать подобным образом американское присутствие у своих восточных границ. Вариантов нет. Скорее всего, стороны в очередной раз обменяются договоренностью о намерениях.
Путину Россия не простит банальную сдачу Курил. Абэ Япония не простит утраченную возможность вернуть «северные территории». Оба это прекрасно понимают. Кто первый сделает себе харакири?
Новости политики: Активисты «Левого фронта» провели акцию протеста против передачи Курил Японии