США прибирают к рукам Севморпуть - «Политика» » Новости Дня Сегодня
США прибирают к рукам Севморпуть - «Политика» 15:25 Пятница 0 328
22-02-2019, 15:25

США прибирают к рукам Севморпуть - «Политика»



Материал комментируют:
США прибирают к рукам Севморпуть - «Политика»

Леонид Ивашов

Сергей Ермаков

США не допустят, чтобы Россия и Китай доминировали в водах Арктики. Об этом заявил командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго.

«Это не чье-то озеро: к арктическим водам должны иметь свободный и открытый доступ все страны Арктического совета, в который входим и мы», — приводит слова Фогго журнал Washington Examiner.

Говоря о Китае, адмирал подчеркнул, что страна не состоит в Арктическом совете (в него входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция, — «СП»), имеет лишь статус наблюдателя и не обладает правом на пользование водами региона.

Заметим, Россия действительно полным ходом укрепляет позиции в Арктике, создавая новую инфраструктуру в регионе и восстанавливая советское наследие. В частности, уже возведены современные военные базы модульного типа, отрабатывается быстрая переброска войск, созданы специальные арктические соединения, а Северный флот получил статус оперативно-стратегического командования.

С 1 января 2019 года Россия ввела ограничения на проход по Северному морскому пути для судов зарубежной постройки, перевозящих нефть, газ и уголь. Кроме того, было объявлено, что иностранные военные корабли в 2019 году смогут ходить по СМП только после уведомления.


Читайте также

Война в воздухе: Авиация НАТО задавит Су и МиГи числом
Противник имеет 4-кратное превосходство в самолетах. Как остановить армаду F-22, F-16 и Rafal

Но США и их партеры по «Арктическому НАТО» мириться с таким положением не собираются. В январе этого года The Wall Street Journal сообщил, что Вашингтон планирует восстановить свою морскую базу на Алеутских островах неподалеку от российских рубежей. А ранее командующий Береговой охраны США Пол Цукунфт рассказал, что американские верфи (пять судостроительных заводов) срочно строят первый боевой ледокол, а также закладывают второй. По словам Цукунфта, цель ледокольной флотилии США в русской Арктике — Ямальский регион, как жизненно-важный для экономической безопасности России.

В феврале 2019 года о намерении расширить военное присутствие в Арктике заявила и Великобритания. Согласно новой арктической стратегии Лондона, британские морпехи (800 военнослужащих на текущем этапе) будут на долгосрочной основе присутствовать на базах Норвегии в рамках совместной миссии с американскими и голландскими коллегами. По словам министра обороны Соединенного Королевства Гэвина Уильямсона, цель Лондона — противодействие активности РФ за Полярным кругом.

Напомним, оснований для соперничества держав за доминирование за Полярным кругом немало. По предварительным оценкам, запасы нефти в арктических недрах достигают 100 млрд. тонн, природного газа — 50 трлн. куб. м. Не меньший интерес представляет инфраструктурный потенциал Арктики: по мере таяния ледяного покрова через Северный Ледовитый океан может протянуться кратчайший морской маршрут из Азии в Новый Свет.

Пока для решительного наступления США и их партнерам по Арктическому совету банально не хватает ледоколов, в то время как флот РФ насчитывает десятки таких кораблей. Британия ледоколами не располагает вовсе, а в распоряжении ВМС США всего два судна такого класса.

В декабре 2018 года Береговая охрана США отказалась от идеи провести учения в Арктике из-за опасений, что единственный тяжелый ледокол, имеющийся в распоряжении ведомства, «не переживет» эту миссию — судно было построено 40 лет назад.

Но, надо думать, едва США получат боевые ледоколы, они сразу начнут тестировать реакцию Москвы. По мнению экспертов, для политико-силовых провокации со стороны стран НАТО именно Северный морской путь является одним из наиболее подходящих театров действий.

Дело в том, что Севморпуть — зона правовой неопределенности. Москва считает режим судоходства в акватории СМП разрешительным для всех судов, включая иностранные. Но другие игроки — не только страны НАТО, но и Китай, и другие партнеры России — так не считают.

При желании можно начать на этой неопределенности играть, и ставить Москву перед вызовом. Оба сценария реагирования — силовое задержание и воспрепятствование, и отказ от него — чреваты для Кремля рисками.

— На Мюнхенской конференции по безопасности-2019 министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон придал мероприятию жесткую антироссийскую направленность, оттолкнувшись именно от Арктики, и это не случайно, — отмечает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Здесь надо понимать: для Запада сейчас, в целях сдерживания России, приобретает особое значение юридически-силовое давление. Из-за того, что юридический статус Арктики до конца не определен, давление на Россию в Арктическом регионе будет только нарастать. И опираться в этом США будут на Норвегию.

Да, у Норвегии с Россией имеющиеся проблемы решаются в конструктивно-позитивной манере. Но со стороны НАТО идет давление на Осло с тем, чтобы норвежцы заняли более жесткую позицию в отношении РФ. Плюс Британия как страна, находящаяся в особых отношениях с США, очень активно проводит арктическую политику в американских интересах.

«СП»: — Почему для НАТО свет клином сошелся на Арктике?

— Если говорить о военно-силовых планах НАТО, наращивание потенциала сил, способных действовать в Арктике и Северной Атлантике, действительно приобретает для альянса ключевой характер. Об этом неоднократно заявлял тот же адмирал Джеймс Фогго.

Мы видим, кроме того, что в августе 2018 года американские власти возродили Второй флот Военно-морских сил США. Делается это, как они говорят, чтобы Россия не могла затруднить свободный доступ американцев в те или иные регионы. Прежде всего, речь идет об Арктике.

Подчеркну, в рамках стратегической концепции, США чрезвычайно важно иметь свободный доступ в любые регионы, и даже районы мира. С этой точки зрения, Россия и Китай представляют для американцев ключевые угрозы.

Замечу, для Китая Северный морской путь представляет особый интерес — КНР рассматривает этот маршрут как дополнение к проекту сухопутного «Шелкового пути». В январе 2018 года Пекин официально объявил о планах активно использовать возможности СМП для транспортировки грузов в Европу. Ранее, в декабре 2017 года, объединить «Шелковый путь» с Севморпутем предложил Владимир Путин на встрече с китайской делегацией.

США, со своей стороны, пытаются максимально ограничить свободу действий Москве и Пекину. Естественно, что арктический вопрос входит в приоритетную повестку дня и для НАТО. Думаю, на ближайшем саммите альянса США, при поддержке Британии, будут и дальше давить на своих европейских союзников, чтобы те приняли дополнительные обязательства по расширению потенциала для противодействия России в Арктической зоне.

«СП»: — Насколько альянс готов к действиям за Полярным кругом?

— Сейчас НАТО ведет подготовку подразделений, способных действовать в условиях Крайнего Севера. Делается это в специальных Центрах передового опыта. Напомню также, что действия в этой зоне отрабатывались осенью 2018 года в ходе учений Trident Juncture — крупнейших северных военных маневров НАТО с 2002 года.

«СП»: — Чего хотят США — иметь в Арктике ударную группировку из кораблей ледового класса?

— США будут, с одной стороны, наращивать военные возможности, чтобы действовать в высоких широтах. Сложно говорить, способны ли они в короткое время создать полноценный ледокольный военный флот — скорее всего, нет. Планов военной конфронтации в регионе у США пока тоже нет.

В данном случае речь идет о другом. Американцы хотят использовать Арктику, чтобы объявить: Россия и Китай ведут себя неадекватно, а значит, надо усилить давление на них по любым другим направлениям.

— Арктический бассейн на сегодня — возможно, после Антарктиды, — самый богатый минеральными и биологическими ресурсами регион мира, — говорит академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Плюс имеется правовая неопределенность — разночтения и разногласия по поводу принадлежности Арктической акватории тем или иным государствам.

Начиная с 2000-х годов, американцы повели сначала политико-дипломатическое, а затем и военное наступление за контроль над Арктикой. Они не признают Северный морской путь российскими водами, и считают, что это международные воды. Американцы также не признают подводные хребты Ломоносова и Менделеева в Северном Ледовитом океане частью России — продолжением ее континентальной платформы. Словом, многие вопросы США ставят под сомнение, хотя сами не ратифицировали конвенцию ООН по морскому праву.


Читайте также

ЦРУ «зевнуло» русские ракеты на дне Ла-Манша
Американцы упустили уникальную возможность заполучить секретные технологии С-400

На деле, американцы пытаются взять Арктику под контроль с помощью силы, и пытаются выдавить из региона Россию.

В 2006 году США запустили программу «Арктическая дорожная карта», и выделили миллиарды долларов на создание арктических образцов военной техники: подлодок, вертолетов, боевых ледоколов. Причем, наращивают силы американцы не в одиночку — по сути, создается Арктическое НАТО. Туда нашла повод влезть даже Британия — о Канаде, Норвегии, Дании я даже не говорю. Все они уже формируют группировки войск, и регулярно проводят учения на северном стратегическом направлении.

Американцы пользуются, конечно, тем, что в 1990-е годы мы бросили в Арктике абсолютно все: аэродромы, гарнизоны, уничтожили радиолокационное поле, поле слежения за подводной обстановкой, частично расформировали самый мощный из наших флотов — Северный флот.

И для нас сегодня деятельность США и НАТО в Арктике — это угроза, в том числе, военного характера. Угроза в том, что американцы отнимут у нас значительные части арктической акватории: войдут в Арктику, и там закрепятся.

Поэтому нам нужно создавать собственный Арктический блок — вместе с Китаем, Индией и, возможно, Германией, которую ее западные партнеры в Арктику не пускают.

Новости Арктики: Российский генерал объяснил, для чего Великобритания увеличивает присутствие в Арктике

Арктика-21 век: Авиация Британии готовится к охоте на русские подлодки


Материал комментируют: Леонид Ивашов Сергей Ермаков США не допустят, чтобы Россия и Китай доминировали в водах Арктики. Об этом заявил командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго. «Это не чье-то озеро: к арктическим водам должны иметь свободный и открытый доступ все страны Арктического совета, в который входим и мы», — приводит слова Фогго журнал Washington Examiner. Говоря о Китае, адмирал подчеркнул, что страна не состоит в Арктическом совете (в него входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция, — «СП»), имеет лишь статус наблюдателя и не обладает правом на пользование водами региона. Заметим, Россия действительно полным ходом укрепляет позиции в Арктике, создавая новую инфраструктуру в регионе и восстанавливая советское наследие. В частности, уже возведены современные военные базы модульного типа, отрабатывается быстрая переброска войск, созданы специальные арктические соединения, а Северный флот получил статус оперативно-стратегического командования. С 1 января 2019 года Россия ввела ограничения на проход по Северному морскому пути для судов зарубежной постройки, перевозящих нефть, газ и уголь. Кроме того, было объявлено, что иностранные военные корабли в 2019 году смогут ходить по СМП только после уведомления. Читайте также Война в воздухе: Авиация НАТО задавит Су и МиГи числом Противник имеет 4-кратное превосходство в самолетах. Как остановить армаду F-22, F-16 и Rafal Но США и их партеры по «Арктическому НАТО» мириться с таким положением не собираются. В январе этого года The Wall Street Journal сообщил, что Вашингтон планирует восстановить свою морскую базу на Алеутских островах неподалеку от российских рубежей. А ранее командующий Береговой охраны США Пол Цукунфт рассказал, что американские верфи (пять судостроительных заводов) срочно строят первый боевой ледокол, а также закладывают второй. По словам Цукунфта, цель ледокольной флотилии США в русской Арктике — Ямальский регион, как жизненно-важный для экономической безопасности России. В феврале 2019 года о намерении расширить военное присутствие в Арктике заявила и Великобритания. Согласно новой арктической стратегии Лондона, британские морпехи (800 военнослужащих на текущем этапе) будут на долгосрочной основе присутствовать на базах Норвегии в рамках совместной миссии с американскими и голландскими коллегами. По словам министра обороны Соединенного Королевства Гэвина Уильямсона, цель Лондона — противодействие активности РФ за Полярным кругом. Напомним, оснований для соперничества держав за доминирование за Полярным кругом немало. По предварительным оценкам, запасы нефти в арктических недрах достигают 100 млрд. тонн, природного газа — 50 трлн. куб. м. Не меньший интерес представляет инфраструктурный потенциал Арктики: по мере таяния ледяного покрова через Северный Ледовитый океан может протянуться кратчайший морской маршрут из Азии в Новый Свет. Пока для решительного наступления США и их партнерам по Арктическому совету банально не хватает ледоколов, в то время как флот РФ насчитывает десятки таких кораблей. Британия ледоколами не располагает вовсе, а в распоряжении ВМС США всего два судна такого класса. В декабре 2018 года Береговая охрана США отказалась от идеи провести учения в Арктике из-за опасений, что единственный тяжелый ледокол, имеющийся в распоряжении ведомства, «не переживет» эту миссию — судно было построено 40 лет назад. Но, надо думать, едва США получат боевые ледоколы, они сразу начнут тестировать реакцию Москвы. По мнению экспертов, для политико-силовых провокации со стороны стран НАТО именно Северный морской путь является одним из наиболее подходящих театров действий. Дело в том, что Севморпуть — зона правовой неопределенности. Москва считает режим судоходства в акватории СМП разрешительным для всех судов, включая иностранные. Но другие игроки — не только страны НАТО, но и Китай, и другие партнеры России — так не считают. При желании можно начать на этой неопределенности играть, и ставить Москву перед вызовом. Оба сценария реагирования — силовое задержание и воспрепятствование, и отказ от него — чреваты для Кремля рисками. — На Мюнхенской конференции по безопасности-2019 министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон придал мероприятию жесткую антироссийскую направленность, оттолкнувшись именно от Арктики, и это не случайно, — отмечает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Здесь надо понимать: для Запада сейчас, в целях сдерживания России, приобретает особое значение юридически-силовое давление. Из-за того, что юридический статус Арктики до конца не определен, давление на Россию в Арктическом регионе будет только нарастать. И опираться в этом США будут на Норвегию. Да, у Норвегии с Россией имеющиеся проблемы решаются в конструктивно-позитивной манере. Но со стороны НАТО идет давление на Осло с тем, чтобы норвежцы заняли более жесткую позицию в отношении РФ. Плюс Британия как страна, находящаяся в особых отношениях с США, очень активно проводит арктическую политику в американских интересах. «СП»: — Почему для НАТО свет клином сошелся на Арктике? — Если говорить о военно-силовых планах НАТО, наращивание потенциала сил, способных действовать в Арктике и Северной Атлантике, действительно приобретает для альянса ключевой характер. Об этом неоднократно заявлял тот же адмирал Джеймс Фогго. Мы видим, кроме того, что в августе 2018 года американские власти возродили Второй флот Военно-морских сил США. Делается это, как они говорят, чтобы Россия не могла затруднить свободный доступ американцев в те или иные регионы. Прежде всего, речь идет об Арктике. Подчеркну, в рамках стратегической концепции, США чрезвычайно важно иметь свободный доступ в любые регионы, и даже районы мира. С этой точки зрения, Россия и Китай представляют для американцев ключевые угрозы. Замечу, для Китая Северный морской путь представляет особый интерес — КНР рассматривает этот маршрут как дополнение к проекту сухопутного «Шелкового пути». В январе 2018 года Пекин официально объявил о планах активно использовать возможности СМП для транспортировки грузов в Европу. Ранее, в декабре 2017 года, объединить «Шелковый путь» с Севморпутем предложил Владимир Путин на встрече с китайской делегацией. США, со своей стороны, пытаются максимально ограничить свободу действий Москве и Пекину. Естественно, что арктический вопрос входит в приоритетную повестку дня и для НАТО. Думаю, на ближайшем саммите альянса США, при поддержке Британии, будут и дальше давить на своих европейских союзников, чтобы те приняли дополнительные обязательства по расширению потенциала для противодействия России в Арктической зоне. «СП»: — Насколько альянс готов к действиям за Полярным кругом? — Сейчас НАТО ведет подготовку подразделений, способных действовать в условиях Крайнего Севера. Делается это в специальных Центрах передового опыта. Напомню также, что действия в этой зоне отрабатывались осенью 2018 года в ходе учений Trident Juncture — крупнейших северных военных маневров НАТО с 2002 года. «СП»: — Чего хотят США — иметь в Арктике ударную группировку из кораблей ледового класса? — США будут, с одной стороны, наращивать военные возможности, чтобы действовать в высоких широтах. Сложно говорить, способны ли они в короткое время создать полноценный ледокольный военный флот — скорее всего, нет. Планов военной конфронтации в регионе у США пока тоже нет. В данном случае речь идет о другом. Американцы хотят использовать Арктику, чтобы объявить: Россия и Китай ведут себя неадекватно, а значит, надо усилить давление на них по любым другим направлениям. — Арктический бассейн на сегодня — возможно, после Антарктиды, — самый богатый минеральными и биологическими ресурсами регион мира, — говорит академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Плюс имеется правовая неопределенность — разночтения и разногласия по поводу принадлежности Арктической акватории тем или иным государствам. Начиная с 2000-х годов, американцы повели сначала политико-дипломатическое, а затем и военное наступление за контроль над Арктикой. Они не признают Северный морской путь российскими водами, и считают, что это международные воды. Американцы также не признают подводные хребты Ломоносова и Менделеева в Северном Ледовитом океане частью России — продолжением ее континентальной платформы. Словом, многие вопросы США ставят под сомнение, хотя сами не ратифицировали конвенцию ООН по морскому праву. Читайте также ЦРУ «зевнуло» русские ракеты на дне Ла-Манша Американцы упустили уникальную возможность заполучить секретные технологии С-400 На деле, американцы пытаются взять Арктику под контроль с помощью силы, и пытаются выдавить из региона Россию. В 2006 году США запустили программу «Арктическая дорожная карта», и выделили миллиарды долларов на создание арктических образцов военной техники: подлодок, вертолетов, боевых ледоколов. Причем, наращивают силы американцы не в одиночку — по сути, создается Арктическое НАТО. Туда нашла повод влезть даже Британия — о Канаде, Норвегии, Дании я даже не говорю. Все они уже формируют группировки войск, и регулярно проводят учения на северном стратегическом направлении. Американцы пользуются, конечно, тем, что в 1990-е годы мы бросили в Арктике абсолютно все: аэродромы, гарнизоны, уничтожили радиолокационное поле, поле слежения за подводной обстановкой, частично расформировали самый мощный из наших флотов — Северный флот. И для нас сегодня деятельность США и НАТО в Арктике — это угроза, в том числе, военного характера. Угроза в том, что американцы отнимут у нас значительные части арктической акватории: войдут в Арктику, и там закрепятся. Поэтому нам нужно создавать собственный Арктический блок — вместе с Китаем, Индией и, возможно, Германией, которую ее западные партнеры в Арктику не пускают. Новости Арктики: Российский генерал объяснил, для чего Великобритания увеличивает присутствие в Арктике Арктика-21 век:
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl