Соединённые Штаты Америки похожи на беспомощного зайчика в страшном дремучем лесу – им всё время что-нибудь угрожает. И вот опять! Правда, речь идёт об Арктике, но это не принципиально: всё равно США и Канаде здесь угрожает арктический флот России.
Об этом заявил глава Северного командования Вооружённых сил США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки генерал Терренс О’Шонесси.
Растущая угроза
США не сталкивались с таким систематическим и методическим повышением угроз со времен разгара холодной войны, приводит мысль О’Шонесси «Российская газета» со ссылкой на авторитетное издание «ВПК».
Четырёхзвёздный генерал, между прочим! По нашему – генерал армии. Можно гордиться страной и немножко собой как её гражданином: самого генерала армии дрожать заставили!
Впрочем, О’Шонесси только прикидывается зайчиком. На самом деле он давно нас разоблачил вместе с нашей страной! Усиление российского арктического военного флота, вооружённого высокоточными крылатыми ракетами, имеет своей целью воспользоваться «слабостями Канады и США в подходе к Северу», – сорвал генерал беззаботную улыбку с лица американской нации. И канадской заодно.
Основания для страха? Очень простые. Усиление активности России в Арктике – раз. Многочисленные «агрессивные заявления» – два. Провокационные действия, в частности полёты русских стратегических бомбардировщиков близ побережья Северной Америки, – три.
Пролёты американских разведчиков близ Петербурга и проходы американских эсминцев близ Севастополя – это, надо полагать, жесты дружбы. На самом деле там на пилонах вместо ракет букеты подвешены, а пусковые установки «Томагавков» сплошь конфетами забиты. «Мишка на Севере».
О том, отчего так взвинчены американские военачальники, которые ныне как минимум раз в неделю вздымают протестующие кулаки против русского засилья в Арктике, поведал – аккурат неделю назад – другой «большой начальник»: командующий военно-морскими силами Соединённых Штатов в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго. Дело в том, объявил он, что Вашингтон считает Арктику международной территорией. А потому не позволит России над ней господствовать.
Так и сказал: «Русские считают Арктику своей территорией», но «на самом деле это международная территория». И потому она должна оставаться свободным и открытым пространством.
США заинтересованы в этом, сразу наивно раскрыл карты адмирал.
Ах, так это США заинтересованы?
А действительно – если бы не эта детская откровенность доблестного американского моремана, пришлось бы задаться сразу многими вопросами.
Например, это о какой такой «значительной активности» Пекина и Москвы в Арктическом регионе ведут речь американские военные? Может быть, это Сергей Шойгу заявляет о неотъемлемых правах русского флота проходить Северо-Западным проходом меж Канадой и Гренландией? А ведь как удобно было бы! – вышел с Мурманска и разом всем Северным флотом оказался у Ньюфаундленда, обойдя эшелоны слежения и противолодочной защиты, что понастроили американцы в Северной Атлантике. Или, быть может, русские построили свою базу «Трилистник» не на своей Земле Франца-Иосифа, а на канадском Банкс-Айленде?
Не об этом речь, досадливо нахмурился бы Джеймс Фогго, если бы помощники дали прочесть ему эту статью. Проблема в том, что, пока Россия считает Арктику своей территорией, Пекин хочет использовать Северный морской путь, который всё больше открывается для прохода судов по мере таяния арктических льдов из-за глобального потепления. А Америке обидно, ибо глубина Севморпути слишком мала для большинства её кораблей.
Так США заинтересованы или нет?
Тут, правда, надо покаяться – про обиду мистер Фогго ничего не говорил. Но она сама по себе выглядывает из его слов, будто северный кашалот из-под воды возле острова Врангеля.
В Арктику должен быть «свободный и справедливый доступ для Арктического совета, членом которого мы являемся», – говорит Фогго. А Китай, по его словам, не входит в число участников этой организации. Но лезет на Севморпуть. А американские компании не заинтересованы в использовании Северного морского пути, добавляет Фогго. И значит, «это ничьё водное пространство», говорит он. И значит, доминирование России и Китая в Арктике нужно прекратить, делает вывод командующий американскими ВМС в Европе и Африке.
Напомним, в скобочках, что в Арктический совет Китай всё же входит. Правда, в качестве наблюдателя, что не даёт ему тех же прав, которыми пользуются восемь приарктических стран, включая США. Но это – деталь, потому что, спрашивается, кто такие США, чтобы объявлять территориальные воды России «ничьими»?
На самом деле это не так забавно и нелепо, как кажется. Противопоставление интересов идёт по очень чувствительной грани. Вот она: «Русские считают Арктику своим владением. Но это международная территория».
То есть одним движением грозной адмиральской брови Россия превращается во врага всего международного сообщества. А США – из наглого претендента на чужие воды – в защитника человечества от русских оккупантов Арктики.
И покамест это лишь роль озвучивателей этой идеологемы предоставляется в США генералам и адмиралам, запутавшихся в том, исполнять им роль зайчика или льва. Очень скоро мы услышим это в качестве одной из внешнеполитических инициатив Вашингтона. Тем более что госсекретарь Майк Помпео уже пару раз опробовал свой голос в этой нехитрой пьесе.
А в чём заинтересована Россия?
На этом фоне в России после передачи Северного морского пути в ведение «Росатома» в лице его дочерней компании «Росатомфлот» нарисовалась некая юридическая пауза. Нет, идея передать эксплуатацию СМП «Росатому», бесспорно, хороша. Во-первых, потому, что Севморпуть практически полностью строится на атомной ледокольной проводке. А во-вторых, и главных, – потому, что «Росатом» доказал свою весьма высокую компетентность не только в профессиональных вопросах эксплуатации и строительства атомных электростанций, но и в менеджменте и управлении бизнесом высокого уровня.
Однако для наблюдателей совершенно явственна пауза, которая возникла в процессе передачи дел и компетенций из одних рук в другие. И так же очевидно, что именно в эту паузу и пытаются вместить всю тушу своей «незаинтересованности» американские адмиралы. Они ведь тоже всегда были больше бизнесменами, нежели военными.