Материал комментируют:
Виктор Алкснис
Россия теперь вправе юридически жестко отвечать США и Британии на требования «вернуть» Крым Украине. Отвечать следует по примеру бывшего постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина. Незадолго до своей кончины Чуркин призывал англосаксов: «Верните архипелаг Чагос в Индийском океане, который вы превратили в огромную военную базу». Ну и что — вернули?
И вот — 22 мая 2019 года Генассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию о прекращении контроля Британии над архипелагом Чагос, что к северо-востоку от Маврикия. За документ проголосовали 116 стран, включая Россию. Против — всего шесть. В том числе, естественно, США. И несколько африканских государств. Воздержались 56 стран.
Резолюция подразумевает, что Великобритания в течение шести месяцев передаст управление группой островов Чагос, являющихся неотъемлемой частью острова Маврикия. В документе указывается, что отделение архипелага произошло без «свободного и подлинного волеизъявления народа».
Предложение о выводе колониальной администрации с архипелага и возвращении его Маврикию вызвало негативную реакцию у постпреда Великобритании при ООН Карен Пирс. Британка заявила, что разочарована результатами голосования. И пояснила, что «это вопрос двусторонних отношений, и его не нужно выносить на международное обсуждение».
Читайте также
Война США с Ираном: Путин позволит Трампу совершить роковую ошибку
Противостояние может стоить Америке мировой гегемонии
Напомним, в чем суть этих «двусторонних отношений». Маврикий был британской колонией с 1814 года. В 1968-м он получил независимость. Однако незадолго до этого, в 1965 году, Лондон отделил Чагос от остального Маврикия — оставил архипелаг под своим контролем. А в 1966-м Британия передала в аренду США самый большой остров архипелага — Диего-Гарсиа.
Предварительно англичане насильственно депортировали все население Чагоса. Только по официальным данным, с островов было выселено 1500 человек. На деле — около четырех тысяч. Последних коренных жителей, кто не хотел уезжать, отправили отсюда на грузовых судах. Как скот.
США, едва заполучив Диего-Гарсиа, развернули там военную базу. На сегодня эта база имеет для американцев исключительное значение.
На Диего-Гарсиа находится передовой пункт базирования ВМС США, способный принимать корабли и суда всех классов. Там же базируются две эскадры судов-складов. На судах одной из эскадр размещен бригадный комплект вооружения, военной техники и средств обеспечения из расчета действий экспедиционной бригады морской пехоты в течение 30 суток. На судах другой эскадры — техника и запасы для бронетанковой и механизированной бригад, а также — для частей ВВС. В случае начала войны с Ираном переход судов-складов во все более накаляющийся район Персидского залива может быть осуществлен в течение семи суток.
Аэродром на Диего-Гарсиа в состоянии принимать и обслуживать самолеты всех типов. В частности, на нем периодически базируются стратегические бомбардировщики В-52 и «невидимки» B-2.
Словом, США не вернут Диего-Гарсиа Маврикию ни при каких обстоятельствах. Недаром в 2016 году Лондон продлил аренду американцами базы еще на 20 лет — до 2036 года.
Так что резолюция ООН — которая, к слову, имеет рекомендательный характер, — американцам не указ. Как и решение Международного суда ООН, вынесенное несколько месяцев назад, согласно которому Великобритания незаконно разделила острова. Имея на руках это решение, Маврикий и обратился за поддержкой к ГА ООН.
Какие международные последствия будет иметь резолюция Генассамблеи по архипелагу Чагос? Станет ли она инструментом, который изменит мнение мирового сообщества по проблеме Крыма?
— Вряд ли Россия сможет извлечь пользу из резолюции Генассамблеи ООН по архипелагу, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Ясно, что это решение выполняться Британией не будет, поскольку носит рекомендательный характер. А интересы Британии в данном случае полностью совпадают с интересами США. Таким образом, никто острова Чагос обратно Маврикию не передаст.
Я также сомневаюсь, что резолюция как-то повлияет на позицию Запада по Крыму. На мой взгляд, для Запада пойти на признание Крыма российским — значит, потерять лицо. Так что надо быть готовым к тому, что решение крымского вопроса затянется на десятилетия. Такие примеры мы уже видели.
«СП»: — Вы имеете в виду непризнание Штатами республик Прибалтики в составе СССР?
— США с 1940 года не признавали вхождение Прибалтики в состав Советского Союза. Причем, американцы придерживались этой позиции вплоть до 1991 года — до признания независимости Прибалтики со стороны Госсовета СССР.
Более того, на протяжении всех этих лет в Вашингтоне существовало посольство Латвии. То есть, государства, которого не было на политической карте мира. И это посольство финансировалось из американского бюджета.
Так что Крым, думаю, будет вечным поводом для Запада для обвинения России в «аннексии». И для предъявления претензий нашей стране. Не думаю, что США и их союзники пойдут на признание полуострова российским. И никакие резолюции Генассамблеи ООН этого не изменят.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Напомню, в декабре 2018-го Генассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию Украины о милитаризации Крыма и Севастополя, а также части Черного моря и Азовского моря. В документе Генассамблея, в том числе, выразила «озабоченность в связи с сообщениями о продолжающейся дестабилизации Крыма в результате поставок РФ на территорию Украины систем вооружений, включая ядерные летательные аппараты и ракеты, оружие, боеприпасы и военный персонал». Генассамблея также «настоятельно» призвала РФ «прекратить такую деятельность».
Читайте также
Союз кольта и доллара против российского оружия
Вашингтон планирует потеснить Москву на рынках военно-технического сотрудничества, перекупая ее клиентов
Этот документ, направленный против России, поддержали 66 стран. Против проголосовали 19. Воздержалось большинство — 72 страны. Но торжествовать по этому поводу не стоит.
Этот случай, я считаю, лишь доказывает: широкий круг стран — даже те, кто не входит в число близких друзей США и Великобритании, — будут стараться не дразнить гусей. И станут либо воздерживаться от антироссийских голосований по Крыму, либо будут поддерживать в крымском вопросе США.
«СП»: — История вокруг островов Чагос получит продолжение?
— Сегодня США и их союзники доминируют — и в военном, и в политическом отношении. Речь идет, что бы нам ни говорили, о формировании однополярного мира. Многополярный мир, к сожалению, существует по большей части на бумаге, да в рассуждениях политологов.
В этой ситуации просто нет реального противовеса США. Поэтому американцы будут делать на базе Диего-Гарсиа все, что посчитают нужным.
«СП»: — Сейчас много говорят о том, что роль противовеса Америки будет играть Китай. Вы так не считаете?
— В ближайшие годы, на мой взгляд, Китай вряд ли пойдет на серьезный военно-политический конфликт с США. Тем более, на военное противостояние.
Посмотрите, что происходит на наших глазах. Казалось бы, в условиях торговой войны Китай должен стукнуть кулаком по столу. И выложить мощные козыри, чтобы адекватно ответить американцам.
Но Пекин, как мы видим, на это не идет. Чего уж говорить о других?
Поэтому повторюсь: в условиях, когда де-факто существует однополярный мир во главе с США, большинство стран будут воздерживаться от того, чтобы переходить Вашингтону дорогу.