Материал комментируют:
Виктор Алкснис
Во вторник, 9 июля, Госдума попросит кабмин запретить импорт грузинского вина и «Боржоми», а также заморозить денежные переводы в Грузию. Об этом по итогам заседания Совета Думы сообщил спикер Вячеслав Володин.
Ввести эти ограничения ранее предложил председатель думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Его поддержали во фракциях «Справедливая Россия» и ЛДПР.
«Недружественные действия со стороны Грузии в отношении нашей страны продолжаются. Имеются и случаи нападения на наших граждан и откровенного хамства и оскорблений. Такие вещи требуют адекватного ответа», — отметил Неверов.
Заметим, для Тбилиси это болезненный удар. Согласно данным Минсельхоза Грузии, в 2018 году году страна экспортировала 64,7 млн. литров вина, из них 40 млн. — в Россию. Причем, бойкот может оказаться продолжительным: запрет Роспотребнадзора на импорт грузинских вин и воды, введенный в 2006-м, продержался семь лет.
Напомним: действия Думы — реакция на новый скандал в российско-грузинских отношениях. Вечером в воскресенье ведущий еженедельной программы Post Scriptum на телеканале «Рустави-2» Георгий Габуния начал выступление с матерных оскорблений в адрес российского президента Владимира Путина и его покойных родителей, и пожелал им вместе «гореть в аду».
Читайте также
Н. Платошкин: Грузии теперь, действительно, поздно пить «Боржоми»
Телеканал Саакашвили беспрецедентной выходкой своего ведущего пытается окончательно сжечь мосты между Москвой и Тбилиси
Осудить Габуния пришлось не только властям страны, но и экс-президенту Михаилу Саакашвили, которого подозревают в организации выходки. На своей странице в Facebook (позднее запись была удалена) он написал, что бороться с «российским империализмом» необходимо, но «только цивилизованными методами и без истерики».
Напомним, телекомпания «Рустави-2» считается близкой к Саакашвили. Часть ее акций с 2012 года принадлежит друзьям политика — Левану и Георгию Караманишвили. Кроме того, в прошлом году крупный пакет приобрел Николоз Накопия, сын Кобы Накопии, который входит в политсовет оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД), возглавляемой Саакашвили.
Теперь, не исключено, провокация получит продолжение. Вряд ли покажется невероятным, если в ближайшие дни Габуния погибнет при невыясненных обстоятельствах. Или его отравят чем-то типа «Новичка». Саакашвили это будет чрезвычайно на руку.
Во-первых, гибель Габуния сразу бросит тень на сторонников правящей партии «Грузинская мечта», которые блокировали офис «Рустави-2» и называли ведущего Post Scriptum «провокатором войны». Во-вторых, она позволит Саакашвили поднять крик про «кровавый путинский режим», которому мало отравления Скрипалей.
И здесь надо понимать: такая «двухходовочка» — вполне в духе экс-президента Грузии. В стране до сих пор считается таинственной гибель бывшего премьера Зураба Жвании. В феврале 2005 года он и его близкий друг были найдены мертвыми в конспиративной квартире. Следствие с участием ФБР США установило, что причиной смерти стала трагическая случайность — оба отравились угарным газом.
Тем не менее, брат и вдова покойного премьера все эти годы требовали от властей арестовать и допросить Кобу Харшиладзе — бывшего начальника охраны покойного премьера. Но администрация Саакашвили не решалась привлечь Харшиладзе к ответственности: по мнению экспертов, окружение Саакашвили могло опасаться, что в ходе судебного заседания всплывут «деликатные обстоятельства».
А в октябре 2018 года прокуратура Грузии предъявила обвинения четырем бывшим высокопоставленным сотрудникам МВД страны в том, что в 2007 году они готовили убийство бизнесмена и лидера грузинской оппозиции Бадри Патаркацишвили (по официальной версии, в 2008-м он умер от сердечного приступа). Следствие распространило аудиозаписи разговора подозреваемых, в ходе которого они обсуждали методы «ликвидации» миллиардера. Один из фигурантов при этом сказал, что приказ поступил от тогдашнего президента Грузии Саакашвили. Все подследственные вину отрицают, а сам экс-глава государства назвал обвинение «полным фейком».
Что стоит за провокацией Габуния, как теперь выглядят перспективы российско-грузинских отношений?
— В продолжение скандальной выходки Габуния, действительно, возможны самые разные варианты, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Замечу, что после 2008 года и ухода Саакашвили с поста президента отношения между Россией и Грузией начали потихоньку налаживаться. И было заметно, что инициатива исходила, прежде всего, от грузинского руководства.
Нельзя сказать, что к власти в Тбилиси пришли какие-то пророссийские силы. Но чувствовалось, что грузинские элиты заинтересованы в восстановлении определенных отношений с РФ — невзирая на проблемы с Абхазией и Южной Осетией.
На этом фоне то, что случилось в последние месяц-два — во многом неожиданно. Что характерно, конфликтные ситуации возникли на ровном месте.
Я не очень верю в конспирологическую версию, что депутата Госдумы Сергея Гаврилова, который был в Тбилиси с визитом 20 июня, специально посадили в кресло спикера грузинского парламента, чтобы спровоцировать мощные антироссийские выступления.
Также не думаю, что сейчас Габуния получил чьи-то конкретные указания — как именно выступить с оскорблениями в адрес Путина.
Но, с другой стороны, нет сомнений, что за всем этим стоят определенные круги, которые заинтересованы в приходе к власти в Грузии если не Саакащвили, то политика с подобными взглядами. Эти круги вполне могут разыграть антироссийскую карту, и в этих условиях Габуния, действительно, стоит подумать о личной безопасности.
Убийство Габуния удобно тем, что приведет к дальнейшему разжиганию страстей, нагнетанию русофобии и антироссийских настроений в Грузии.
«СП»: — Почему у вас нет сомнений, что имеет место закулиса?
— Потому что происходят два инцидента, не слишком важные, но прекрасно вписывающиеся в логику ухудшения отношений. Такое впечатление, что есть закулисные кукловоды, которые процессом руководят, и пытаются использовать эти дурацкие, прямо скажу, инциденты в собственных политических целях.
«СП»: — Допустим, Габуния никто пальцем не тронет. Есть ли в этом случае шанс на урегулирование?
— Не думаю, что ситуация урегулируется сама по себе. После двух некрупных инцидентов, которые — на удивление — привели к крупным политическим последствиям, вряд ли будет восстановлен статус-кво. Вряд ли начнется снижения градуса риторики государственных деятелей, вряд ли в Грузию снова поедут российские туристы, возобновится авиасообщение, а в московских супермаркетах будут продаваться грузинские вина и «Боржоми».
Надо понимать: наряду с внутренними грузинскими политическими играми, существует еще и государственная политика. И хотя меня нельзя отнести к сторонникам действующего российского режима, я наши ответные шаги в целом поддерживаю.
Читайте также
В схватке за Эльбрус американские «Апач» заклюют русского «Аллигатора»
В США считают, что их вертолет АН-64 сильнее Ка-52, особенно в горах
Грузию пора ставить на место. Точно так же, как надо ставить на место Украину, Латвию, Литву и Эстонию.
Просто есть реальные вещи. Политические элиты наших бывших союзных республик настроены на конфликт с Россией — на максимальное обострение отношений. В этой ситуации — когда тебя бьют по одной щеке — подставлять другую неправильно. Надо, я считаю, отвечать — защищать свои национальные интересы.
«СП»: — Вы считаете, Саакашвили способен на серьезные провокации, включая убийства?
— Саакашвили — отыгранная карта, и вряд ли ему удастся реанимировать себя в грузинской политике. Но за ним стоят куда более серьезные игроки, и они вполне могут провокационную карту разыграть. Не в пользу Саакашвили — чтобы привести к власти в Грузии новых людей, которые будут проводить жесткую антироссийскую политику в интересах кукловодов.
Новости политики: Н. Платошкин: Грузии теперь, действительно, поздно пить «Боржоми»
Постсоветское пространство: В Кремле назвали позором для грузин оскорбления в адрес Путина