Материал комментируют:
Александр Серавин
Константин Калачев
Администрация президента России всерьез озабочена исходом думских выборов-2021, после которых «Единая Россия» может потерять большинство в парламенте. Один из возможных вариантов сохранить парламентское большинство у единороссов — изменить порядок избрания Госдумы. По крайней мере, такой сценарий прорабатывается сейчас в Кремле, сообщает влиятельное американское издание Bloomberg со ссылкой на свои источники в администрации президента РФ.
По данным Bloomberg, ради этого могут быть внесены серьезные изменения в Федеральный закон №?20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы». Так можно будет сократить долю депутатов, избираемых по партийным спискам (с 50% до 25%). Соответственно, оставшиеся три четверти депутатов станут избираться по одномандатным округам.
Подобная нехитрая манипуляция уже была проведена в России перед выборами в парламент 2016 года. Уже тогда рейтинг «Единой России» оставлял желать лучшего: на выборах она получила скромные 54% голосов, однако сумела создать фракцию из 340 депутатов (это три четверти от числа парламентариев — или конституционное большинство. Хотя в предыдущем созыве Госдумы у единороссов не было даже и половины голосов).
Читайте также
Российским чиновникам не стыдно богатеть за счет нищего народа
Слуги народа у нас могут жить, ни в чем себе не отказывая
«Маневр» удался исключительно за счет того, что прокремлевские кандидаты баллотировались по одномандатным округам под видом «независимых». Сейчас подобную технологию опробуют сначала на губернаторских выборах, на которых любое упоминание кандидата вместе с брендом «Единой России» автоматически делает его «токсичным».
По данным ВЦИОМа, на нынешней неделе рейтинг «Единой России» обновил исторический минимум — за партию власти готовы голосовать всего не более 32% россиян. Неудивительно, что на нынешних выборах самовыдвиженцами идут 6 из 16 провластных кандидатов в губернаторы (в том числе в Санкт-Петербурге, Забайкальском крае, Астраханской, Курганской, Сахалинской и Челябинской областях). Как отмечает движение «Голос», это столько же, сколько за все время после возвращения прямых губернаторских выборов в 2012 году.
Любопытно, что врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко, назначенный на эту должность в декабре 2018 года, заявил о желании идти на выборы самовыдвиженцем (а не от «Единой России») еще до того, как такую норму закрепили в областном законе.
Будет ли в России свой «елбасы»
Bloomberg всерьез считает, что формирование Госдумы с конституционным большинством «Единой России» важно для обеспечения транзита власти в 2024 году. Именно тогда состоятся президентские выборы, а Владимир Путин, в соответствие с Конституцией, не вправе баллотироваться на них третий раз подряд.
Возможно, ради этого и будет изменена Конституция России. Однако для чего верным единороссам нужно думское большинство.
Хотя ранее обсуждались и другие варианты развития событий. В частности, то же Bloomberg (а заодно и The Washington Post) писало, что Путин якобы намерен возглавить Союзное государство России и Белоруссии. И именно с нежеланием Александра Лукашенко, бессменно возглавляющего Белоруссию четверть века, уступать место во власти и может быть связан нынешний его конфликт с Кремлем.
Вездесущий Bloomberg прогнозировал, что Путин может даже стать премьер-министром России вместо Дмитрия Медведева. При этом президентом останется какой-то лично преданный ему, бесконфликтный человек. Ну, вроде министра экономического развития Максима Орешкина. Запад как-то уж очень навязчиво давно прочит его в «преемники».
Еще один возможный вариант трудоустройства Путина — он возглавит Государственный совет, который сегодня объединяет действующих губернаторов (то есть отчасти является аналогом «ельцинского» Совета Федерации образца 1996?2001 годов). Это очень похоже на сценарий, опробованный нынешней весной в Казахстане, где добровольно ушедший в отставку президент Нурсултан Назарбаев возглавил Совет безопасности. Кроме того тот, естественно, сохранил официальный титул «национального лидера» (елбасы).
Новые лидеры стране нужны, но не такой ценой
Мнения опрошенных «Свободной прессой» экспертов относительно перспектив готовящейся реформы власти разделились. Скажем, оптимистично смотрит на нее президент Ассоциации электронной электоральной политики, директор исследовательских программ экспертной группы «PiteR» Александр Серавин:
— Я поддерживаю инициативу увеличить число мажоритарных округов, так как считаю, что у нас кризис политических лидеров. Все основные заметные спикеры сегодня — это те, кто от оппозиции выигрывали мажоритарные округа или показывали отличные результаты на губернаторских выборах: Ирина Хакамада, Алексей Навальный, Олег Шеин, Дмитрий Гудков и другие.
Читайте также
Сергей Удальцов: Нищие российские пенсионеры — позор для Кремля
Пора ставить вопрос о введении в России безусловной базовой пенсии для всех граждан
У нас давно не появлялось новых молодых лидеров: им просто негде было «потренироваться», выступая перед народом. Единицы исключений — это политики, которые не прошли школу мажоритарных выборов в Госдуму. Это нужно и оппозиции, и правящей партии: «скамейка» публичных политиков, сформированная в годы существования мажоритарных округов, естественным образом заканчивается. А кадры во власти нужно пополнять.
— Ранее близкие к «Единой России» эксперты анонсировали другие пропорции: две трети депутатов в Думу будет избираться по округам, а треть — по спискам. Видимо за это время дела у этой партии стали еще хуже, — говорит «Свободной прессе» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Повсеместно наблюдается снижение рейтинга «Единой России». Ей на это приходится как-то реагировать.
Вариантов реакции могло быть три. Первый — единороссы резко поднимают свой рейтинг через предложение популярных решений.
Второй — возвращение политических блоков, в одном из которых можно было бы «растворить» непопулярную у населения «Единую Россию».
Третий - изменение пропорционально-мажоритарной системы в пользу одномандатников.
Видимо, в Кремле действительно выбрали третье. Все ради сохранения в следующей Госдуме конституционного большинства. А Путина — во власти и после 2024 года.