Материал комментируют:
Виктор Алкснис
Юрий Афонин
Президент может получить новое основание для роспуска Госдумы. Если депутаты трехкратно не утвердят более 1/3 состава правительства — им придется сложить мандаты. Такое предложение озвучил на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Он напомнил, что в поправках предлагается наделить Госдуму новыми полномочиями по утверждению всех членов кабмина, кроме силового блока. Но остается досадный пробел: непонятно, как быть главе государства, если Дума вдруг заартачится, и откажется утверждать внесенные кандидатуры.
Поправка Крашенинникова этот пробел ликвидирует. Де-факто, в случае проявления несговорчивости слугам народа придется подыскивать другую работу. Надо думать, мало кого из депутатов такая перспектива согревает. Это значит, при подретушированной Конституции парламентарии будут с энтузиазмом голосовать за любой состав правительства, а в перерывах сидеть ниже травы.
Читайте также
«Газпром» и Миллер переходят к круговой обороне
Ответит ли глава концерна за грандиозные провалы «газовой империи»
Напомним, по действующему законодательству президент может распустить Думу всего в двух случаях. Первый — если депутаты трижды отклонят кандидатуру премьера, которую внес президент (пока у нас парламент утверждает лишь кандидатуру главы правительства). Второй случай — президент имеет право распустить Госдуму и объявить повторные выборы, если Госдума в течение трех месяцев высказывает повторное недоверие правительству.
Новая поправка делает Думу еще менее влиятельной и более уязвимой. Дело в том, что изменения в Основной закон предусматривают возможность увольнения одного премьера без отставки всего правительства.
Сейчас этом в случае — отставки главы кабмина — «с нуля» запускается процесс формирования нового правительства. Кандидатура нового премьера вносится президентом в Госдуму, после утверждения он в недельный срок должен представить президенту предложения о структуре правительства и кандидатов на посты вице-премьеров и министров.
Поправки дают президенту возможность уволить одного и назначить (после утверждения в Госдуме) другого премьера без изменения структуры правительства и без назначения новых вице-премьеров и министров. Такому премьеру придется работать с той структурой и с теми министрами, которые достались ему от предшественника. Менять структуру и увольнять министров может только президент, а премьер (по букве поправок) не сможет даже инициировать их увольнение.
То есть, изначально, согласно поправкам, выходило так: однократно помучившись с Госдумой при утверждении состава правительства, президент получает карт-бланш, и может менять премьеров как перчатки.
Теперь же, после поправки Крашенинникова, мучаться с Госдумой вообще не придется. Надо думать, угроза роспуска сделает ее предельно сговорчивой.
Такое новое усиление позиции президента заставляет думать, что Владимир Путин, действительно, никуда уходить с президентского поста не собирается. По мнению ряда аналитиков, нынешний впечатляющий, запредельный объем власти главы государства просто не может быть передан Путиным кому-то по наследству.
Так что, не исключено, после референдума по поправкам Конституционный суд придет к выводу: объем изменений в Основной закон настолько велик, что обновленная Конституция — это новая Конституция. Раз так, Владимир Путин получит возможность избраться еще на два срока — на этот раз предельные.
— Конституция должна регулировать все ключевые взаимоотношения, и действительно возникает вопрос: что делать, как будет функционировать правительство, если гипотетически допустить, что Дума не утвердила большое количество министров? — отмечает заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин. — Гипотетически, повторюсь, такая история возможна. И суть поправки, которая была внесена Павлом Крашенинниковым — в случае, если треть правительства не будет утверждена, президент имеет право распустить Госдуму.
Скажу сразу: наша позиция — представителей КПРФ — эта норма избыточна. Мы считаем, если есть опасения, если нужна норма, которая отрегулирует ситуацию утверждения правительства — можно говорить о планке 50%: половине неутвержденных членов кабмина, а не трети. На наш взгляд, это логично: если правительство не сформировано хотя бы наполовину, оно не дееспособно.
Добавлю, КПРФ считает, что давать президенту дополнительные возможности для роспуска Думы — неправильно. Мы как партия против таких предложений.
«СП»: — Как теперь, после поправки Крашенинникова, выглядят контуры транзита?
— Думаю, этого никто не скажет сейчас определенно. Мы не понимаем пока, как федеральным законом будут закреплены полномочия Госсовета, какой будет окончательная балансировка конституционных органов власти в рамках обновленной Конституции — процесс еще идет. Так что я бы не стал торопиться с выводами.
— Истинный смысл телодвижений с изменениями Конституции знает только Путин и его ближайшее окружение, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Потому что, с точки зрения здравого смысла, затеянная Кремлем конституционная реформа не стоит выеденного яйца.
Казалось бы, у партии власти — конституционное большинство в Думе, у президента Путина — впереди еще четыре года до окончания полномочий. Ничего чрезвычайного в стране не происходит, если не считать риска эпидемии коронавируса.
И в это время, тем не менее, Кремль начинает операцию по транзиту власти.
Я бы понял замысел, если бы устояла первоначальная гипотеза: Путин собирается стать председателем Госсовета, превратить его в главный орган власти страны, и остаться на этом посту пожизненно.
Но, видимо, замысел с Госсоветом провалился. Чтобы сделать его органом власти, необходимо вносить изменения в первую главу Конституции. На это, видимо, Кремль не решается.
«СП»: — Почему вы думаете, что Кремль на ходу корректирует план транзита?
— А иначе зачем продляются сроки работы над поправками? Рабочая группа интенсивно трудится, рассматривает чуть ли не сотни поправок. Все это означает, что вокруг транзита идет какая-то подковерная игра.
Но я, несмотря на 30 лет в политике, смысла этой игры не улавливаю. Да его, думаю, не улавливают даже самые осведомленные депутаты Госдумы. Иначе давно бы прошли утечки, и стало бы ясно, для чего это делается.
Читайте также
А нас еще призывают голосовать за поправки в Конституцию
К концу года сумма невыплаченных зарплат россиянам перевалит за 3 миллиарда рублей
Но ясности нет — такое впечатление, что администрация президента шарахается из стороны в сторону. До добра это, я считаю, не доведет.
«СП»: — Поправка Крашенинникова укрепляет позиции президента?
— Если бы Кремль держался плана с Госсоветом, ему следовало бы поправками ослабить позиции президента РФ, отобрав у него часть полномочий, и передать их Госдуме. Это привело бы к тому, что президент и Госдума регулярно грызлись бы друг с другом. А верховным арбитром, разрешающим все споры, стал бы председатель Госсовета — Владимир Путин.
В этой комбинации, повторюсь, была логика. Но с Госсоветом не вышло, и Путин, не исключаю, решил вернуть ситуацию на круги своя. То есть, еще более усилить поправками власть президента — и остаться на этом посту.
По сути, поправка Павла Крашенинникова еще сильнее укрепляет президентскую вертикаль — дает в руки главы государства кнут для депутатов Госдумы. Хотя, казалось бы, нет никаких претензий и к нынешнему депутатскому составу: Дума послушна, и воспринимается практически как отдел по голосованию при администрации президента.
Новая поправка этой ситуации кардинально не меняет. Но, возможно, в Кремле исходит из того, что кнутом Думу не испортишь — как кашу маслом.
Власть: Операция «Преемник»: В запасе у Путина есть «ход конем»
Новости политики: В Конституции хотят прописать неприкосновенность для бывших президентов