Материал комментируют:
Александр Жилин
Вячеслав Тетёкин
Дмитрий Аграновский
Федор Бирюков
Ситуация, вызванная эпидемией коронавируса, продолжает усугубляться. За минувшие сутки в России выявлен 771 случай заражения. А всего их — 3548. Требуются особые меры, способные пресечь распространение заразы с минимальными экономическими и моральными потерями для населения.
Пока наиболее вероятной мерой является продление нерабочей недели, ранее объявленной президентом РФ. С таким предложением выступили вице-премьер Татьяна Голикова и глава Роспотребнадзора Анна Попова. По словам последней, «четырнадцать дней (инкубационный период коронавируса — авт.) недостаточно». Будет ли принято это предложение, пока не очень ясно.
Более серьезной мерой могло бы стать введение особого правового режима — чрезвычайной ситуации (ЧС). Теперь правом ввести в стране или отдельном регионе ЧС обладает не только президент, но и правительство. Соответствующий закон Путин подписал 1 апреля. Определенная логика в этом есть, ведь Мишустин возглавляет оперативный штаб по борьбе с эпидемией.
Читайте также
Липецкие чиновники: Люди добрые, давайте скинемся и одолеем заразу
Администрация региона попросила жителей помочь деньгами борьбе с COVID-19
Рядовым россиянам все эти правовые тонкости малодоступны. Их заботит сохранение собственного здоровья, вопрос выживания в случае продления режима самоизоляции, лишающего возможности заработка и «перегибы на местах», когда местные власти слишком рьяно начинают бороться за соблюдение карантина, используя драконовские штрафы в десятки тысяч рублей.
Тем не менее, успех борьбы с эпидемией во многом зависит от распределения полномочий среди принимающих решения чиновников. Так почему все-таки Путин переложил ответственность за ввод ЧС на Мишустина? Что за этим стоит?
Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетекин:
— Окружение Путина пытается сохранить его падающую популярность. А речь сейчас идет о мерах непопулярных. Поэтому лучше сослаться на правительство. Как он любит это делать на ежегодных своих пресс-конференциях. Возмущается, что, тут или там не порядок. Правительство введет ЧС, и если народ будет негодовать, то президент имеет возможность его поправить.
А еще одно обстоятельство в том, что при введении ЧС президент должен был получить одобрение Совета Федерации. Таким образом — с согласия парламента, пусть и задним числом, это делается во всем мире. Теперь же процедура предельно упрощается. Никакого обсуждения вопроса, есть ли в ЧС реальная необходимость, какие будут последствия, не предполагается. Чисто чиновничье решение будет.
«СП»: — Зачем власти нужно это упрощение?
— Эти ребята под предлогом коронавируса закручивают гайки. Кажется, речь тут не идет о борьбе с эпидемией. Не такая уж она страшная, как ее малюют. Это примерно как после трагедии в Беслане, где во время теракта погибли дети, власти отменили губернаторские выборы. В стране национальная драма, а под это дело протаскивают решения, усиливающие репрессивный характер власти.
«СП»: — Но ведь если эпидемия будет успешно побеждена, как мы все надеемся, то лавры уйдут от Путина к Мишустину…
— Президент выше. Это его правительство, он его выдвигал. Отеческой рукой он похлопает Мишустина по плечу. Молодец, справился, скажет, оставайся до следующего кризиса. То есть, в случае неудачи виновником будет правительство, а в случае удачи получится, что Путин предложил хорошего премьера и народ должен быть благодарен.
О том, насколько эффективно сугубо гражданский премьер Мишустин будет действовать в полувоенных условиях ЧС, мы спросили военного эксперта, полковника в запасе Александра Жилина.
— Здесь речь не идет о том, как более эффективно ввести ЧС. Речь идет об уходе от ответственности. Правительство Мишустина — временное. Его задача — выполнить ряд очень непопулярных мер, включая экономические меры и обустройство «цифрового концлагеря». И это все ляжет на кабмин.
Так было с премьером Сергеем Кириенко. Сейчас он на коне, хотя был причастен к кризису 1999 года. Писали даже, что секретным указом президента награжден звездой Героя РФ. Думаю, Мишустин тоже будет однажды награжден.
«СП»: — По-вашему мнению нужно вводить ЧС?
— Оно никому не нужно. Кроме тех, кто озабочен возможными протестными действиями, связанными либо с голосованием по поправкам в Конституцию, либо дальнейшим ограничением прав людей. Ведь мы сейчас наблюдаем ущемление гражданских прав. Например, пенсионерам заблокировали социальные карты москвича. И таких примеров множество.
Думаю, ставка на задраивание клапанов ни к чему хорошему не приведет. Я очень опасаюсь социально-экономического взрыва, потому что моя страна исчерпала лимит потрясений, а центробежные силы усиливаются. Я не вижу в национальных республиках мотивов перечислять деньги в центр, а потом смотреть, как их «дербанят».
В происходящем я вижу стратегическую растерянность властей и стремление прикрыть ее дешевой примитивной пропагандой. Но это лишь провоцирует негативную реакцию общества, потому что образованное население страны вполне еще способно сопоставить последствия от эпидемии гриппа и других болезней с последствиями коронавируса.
А вот адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский не видит никакой тайной подоплеки в передаче Путиным полномочий по введению ЧС кабинету министров.
— Везде пишут, что Путин наделил правительство правом вводить ЧС. Но это не Путин наделили, а Госдума приняла соответствующий закон. Потом он был одобрен Совфедом и подписан президентом. При этом в Конституции нет запрета на такие полномочия правительства. Как нет запрета на право президента делегировать такого рода полномочия кабмину.
Так что речь идет о совершенно техническом регулировании внутри системы управления. И это не является каким-то политическим решением или нежеланием брать на себя ответственность, как утверждают некоторые. Ничего криминального я в этом не вижу, в отличие от мер, которые будут предприняты в части ограничения передвижения людей.
«СП»: — Вы считаете их чрезмерными? Теперь за это будет отвечать как раз Мишустин…
— Весь этот контроль с использованием QR-кода… Это чрезмерно, это слабо реализуемо, будет много ошибок. Не надо забывать, что наши люди заперты сейчас в четырех стенах, многие без денег, в психотравмирующей ситуации, исключительно на негативных новостях. Непонятно, зачем доводить людей до точки кипения, особенно в регионах, где такой опасности, как в Москве, пока нет.
Нельзя говорить с людьми только с помощью кнута. Повсюду в мире, от США до Венесуэлы, вводятся серьезнейшие меры материальной поддержки населения. У нас же дают копейки. У большинства нет ни сбережений, ни запасов. Им всем надо интенсивно и решительно помочь материально.
В свою очередь директор Института свободы, член бюро президиума политсовета партии «Родина» Федор Бирюков указывает на заранее начатую Путиным диверсификацию власти.
Читайте также
Путин — своему окружению: Я не «хромая утка», захочу, и буду еще 14 лет править
Из-за поправок в Конституцию общество раскололось, но Кремль это мало волнует
— Данное решение продолжает линию на расширение полномочий правительства и перераспределение функций государства. Привычный нам ручной режим работы президента сегодня переходит в разряд многофункциональной власти.
Мы видим, что по ситуации с коронавирусом задействованы не только президент, который старается меньше участвовать в этом процессе публично, но и Мишустин как председатель правительства, а также Собянин — не только как мэр Москвы, но и член Совбеза. Периодически свою роль играет и Медведев как заместитель Путина по Совбезу — мы видели его обращение к гражданам страны.
«СП»: — Это оправдано?
— Тут есть психологический момент. Если всем будет заниматься президент, это будет создавать более тревожный фон в обществе. А когда этим занимаются разные люди, это успокаивает и лишает ситуацию налета чрезвычайного положения. Мы видим, что власти старательно хотят избежать общественного напряжения.
Тот же карантин в Москве во многом условный. Меры наказания за выход из самоизоляции носят пока предупреждающий характер. А президент тем временем занимается внешнеполитическими, глобальными вопросами. Так что я вижу здесь развитие органов государственной власти, к которому ее толкает такая экстремальная ситуация.
Власть: Коронавирус поможет Путину стать президентом в пятый раз
Новости регионов: Чеченские чиновники поделились зарплатой с врачами