Материал комментируют:
Александр Перенджиев
Владимир Лепехин
МИД РФ опубликовал на своем официальном сайте проекты двух договоров России с НАТО и США о гарантиях безопасности. При этом оба проекта содержат весьма нереалистичные требования: исключить дальнейшее расширение НАТО и присоединение Украины, не размещать дополнительных вооружения за пределами стран, в которых они были на май 1997-го, отказаться от любой военной деятельности в Восточной Европе, Закавказье, Центральной Азии и т. д.
Неужели кто-то всерьез верит, что американцы подпишут такое?
— Полагаю, речь идет совсем о другом, — говорит военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— МИД показывает всему международному сообществу путь к миру. Сейчас мы семимильными шагами двигаемся к самой, что ни на есть «горячей», при этом, самой кровопролитной, войне в истории. И по сути, достигли, так называемой точки бифуркации. Далее — либо произойдет разрядка напряженности образца 1975 года. Либо жесткое вооруженное столкновение. Чтобы избежать последнего Москва и предлагает путь, при этом с высокой степенью публичности, устранения приближающейся глобальной катастрофы.
Предлагая открыто механизмы снижения военного противостояния между Россией и НАТО, Москва ждет подобных предложений для движения к миру от официального Вашингтона. На Западе с нарастающей активностью говорят об «агрессивной» России. Но вместо мирных инициатив только усиление военного давления на сухопутные, морские и воздушные границы нашей страны.
«СП»: — Байден ранее говорил, что готов обсудить озабоченность России? Это не то, что он готов обсуждать?
— Пока что подобные слова это из серии «поговорить». Никаких конкретных механизмов и инструментов для снятия озабоченности России американская сторона не предлагает. Американские и другие западные политики практически ничего не говорят о формировании каких-либо договоренностей, выработки правил и норм в целях снижения уровня военной угрозы в мире. Из их уст пока что звучат требования выделить больше денег на военные расходы, произвести больше оружия, нарастить количество войск и т. д.
Читайте также
Кадыров сказал в адрес Турции то, чего не смог сказать Путин
Что заявит Эрдоган, если на Северном Кавказе появятся памятники погибшим курдам
«СП»: — Не расширять НАТО, не размещать вооружение в Восточной Европе… Не запоздали ли мы с этими инициативами? Это нужно было требовать лет 30 назад…
— Конечно, запоздали. Но здесь вступает в работу принцип: «лучше поздно, чем никогда». Критиковать подобную позицию российской власти можно сколько угодно. Но что можно предложить взамен? Идти по пути военной эскалации? Несмотря на то, что путь подписания договоров — эта запоздалая мера, в данном случае другого пути к миру и обеспечению международной и национальной безопасности России просто нет.
В любом случае Москва свою позицию обозначила, нравится кому-то или нет. В этой позиции нет никакой угрозы для противостоящей стороны, речь идет о взаимных уступках и взятых на себя обязательствах. То есть, все эти требования и правила обеспечения безопасности, указанные в проектах, подготовленных МИД РФ, должны выполнять, как официальная Москва, так и официальный Вашингтон, вместе с НАТО. Россия предлагает конкретный (ключевое слово!) текст для его обсуждения с американской и натовской сторонами. А не делает пространные заявления из серии «можем поговорить по данному поводу».
«СП»: — Всё это напоминает попытку вернуться к условиям на момент окончания холодной войны. Можно ли теоретически к этому вернуться? Или это изначально было невозможно? Вправе ли мы, будучи проигравшей стороной, диктовать условия?
— Во-первых, Россия никому и ничего не проиграла! СССР, может быть, и проиграл, но не Россия! Более того, наша страна в последнее время укрепила свою военную мощь, и продолжает ее укреплять, опережая Запад в инновационной гонке вооружений. Все разговоры о том, что Россия — проигравшая страна в холодной войне — в пользу бедных.
Во-вторых, нам действительно нужно ставить условия. И у нас крепкие позиции на международной арене, чтобы их ставить, а не склонять свою голову на их условиях. И у нас уже есть победы: отстояли Сирию от разгрома, удерживаем в своих руках арктические ресурсы и приступаем к их освоению, вернули Крым, остановили войну и укрепили мир на Южном Кавказе.
А до этого разгромили весьма крупные и до зубов вооруженные бандформирования международных террористов на Северном Кавказе. Кому-то это покажется не впечатляющим. Однако — это убедительные победы. Поэтому мы имеем все возможности достигнуть успехов и на пути к стабилизации международной обстановки.
«СП»: — Наш МИД постоянно делает громкие заявления, но эффективность его работы пока не просматривается. В чем тогда смысл всей это работы? Может, пора ставить вопрос ребром? Как-то менять всю нашу внешнеполитическую кухню?
— Безусловно, можно ставить вопрос о повышении эффективности деятельности нашего МИДа. Соглашусь с вами, что порою его сотрудникам не хватает творческой инициативы и «инновационного» подхода к решению внешнеполитических задач.
Но по поводу повышения эффективности кадровой политики в сфере внешней политики России необходимо адресовать вопросы не только к президенту, но к его помощнику по международным делам — Юрию Ушакову, руководству МГИМО и Дипломатической академии. Проблемы, безусловно, есть, но краски не нужно сгущать.
Читайте также
Зеленский зовет к себе российских бандитов и врагов Путина
На Украине теперь будут раздавать украинские паспорта всем, кто готовы идти под пули на Донбассе
— Думаю, появление этих документов — абсолютно правильный шаг со стороны президента, — говорит директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Это произошло сразу после разговора с Байденом. Видимо, тот чрезмерно напряг нашего президента какими-то новыми условиями, а с другой — показал неуверенность в собственных силах. Поэтому два договора, что представила российская сторона — это правильная реакция. Нужно менять нашу внешнюю политику: не только перестать верить на слово, но и предложить свою активную позицию с обозначением всех точек напряжения. Теперь мяч на американской стороне.
«СП»: — Кто-то реально рассчитывает, что американцы на это согласятся? Если с другой стороны взглянуть, это ведь обеспечение безопасности для всех, не только для нас. Почему бы американцам не согласиться?
— Американцы, конечно, не согласятся. Они будут стараться проигнорировать документы, дать им негативную оценку. Более того — выкатят какие-то встречные предложения. Но это не страшно. Важно, что Россия сделала правильный шаг на фоне того, как Байден пытался Путина вербовать в западную команду против Китая. Появление такого документа — это смена правил игры, где Россия выходит на позицию самостоятельного игрока. Пусть теперь американцы думают. Обратите внимание, что Россия впервые выставила условия, это означает совершенно новую позицию.
«СП»: — Вообще странно, чего это МИД РФ чего-то грозит ЕС и НАТО. А что реально могу сделать? Чем подкрепить все это?
— Конечно, в МИД не знают, что делать в условиях продолжения этой ситуации с ростом антироссийской риторики со стороны НАТО и США. Но лучше хотя бы заявление сделать, чем вообще никак не реагировать.
Международное положение
Салливан заявил о готовности США и НАТО к диалогу с Россией
В Белом доме подтвердили, что переговоры России и США пройдут в январе
Путин: Италия могла бы сыграть роль в переговорах России и НАТО
Путин: СССР развалили внутренние силы, обслуживающие чужие интересы
Все материалы по теме (15367)