Материал комментируют:
Александр Бартош
Андрей Кошкин
Вопрос соглашения России с НАТО по гарантиям безопасности может оказаться в тупике. После консультаций, прошедших в Женеве, дипломаты и военные перемещаются в Брюссель, где состоится заседаний Совета Россия-НАТО, однако, судя по заявлениям сторон, пока прогресса в переговорах по главной теме нет.
Как заявила первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман, в Вашингтоне не согласны с ограничениями на прием новых стран в НАТО.
«Мы были тверды, возражая на предложения о [гарантиях] безопасности, которые просто являются для США непроходными. Мы никому не позволим прекратить политику открытых дверей в НАТО, которая всегда была центральной для альянса», — заявила она в ходе брифинга.
По словам американского дипломата, США не намерены отказываться от двустороннего сотрудничества с суверенными странами, которые хотят с ними работать. Отсутствие прогресса подтвердил и замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Читайте также
Опять «Боширов и Петров» на «Лошарике» стырили на глубине 2,7 км норвежский подводный кабель
Губернатор Шпицбергена пожаловался в НАТО на воров, орудующих в пучине моря
«По основному вопросу, касающемуся нерасширения НАТО, я бы сказал, что нет, не удалось добиться какого-то улучшения», — сказал он журналистам.
Он также предупредил, что, несмотря на все возражения со стороны НАТО, Россия продолжит проводить на своей территории учения, так как это вопрос безопасности страны. Дипломат при этом отметил, что Североатлантический альянс и отдельные страны «активно осваивают» территорию Украины и других стран, находящихся в непосредственной близости от России.
Сергей Рябков подчеркнул, что Россия не собирается отступать от своих требований по гарантиям безопасности, однако, по его мнению, найти «устраивающий всех баланс интересов» возможно.
Преодолеть существующие разногласия будет непросто, если вообще возможно, однако пытаться найти компромисс стороны, видимо, будут. Пока эксперты настроены скептически. Так, президент Международного института глобального анализа Vision & Global Trends, политолог Тиберио Грациани считает, что Совет Россия — НАТО, а также заседание Постоянного совета ОБСЕ, которое пройдет в Вене 13 января, значимого эффекта не принесут.
«На мой взгляд, предстоящие переговоры не принесут существенного эффекта. Кажется, что обе стороны не торопятся, ожидая решения, которое еще долго не будет принято. Дипломатический путь становится все более непроходимым», — заявил ТАСС политолог.
Вместе с тем, он надеется на сближение позиций в дальнейшем. Однако, как заявил РИА «Новости» источник, близкий к переговорам, Россия ждет конкретный ответ.
«Нам нужен конкретный ответ на наши озабоченности, прежде всего, в контексте нерасширения НАТО. Всякие увиливания нам не интересны», — сказал он.
По его словам, американцы пообещали предоставить свой ответ в письменном виде на следующей неделе, однако по Украине сохраняют «твердолобую позицию» и не хотят без Киева обсуждать тему ее вступления в НАТО.
Член-корреспондент Академии военных наук РФ Александр Бартош считает позитивным моментом сам факт переговоров.
— Кроме того, достигнуто соглашение о продолжении диалога между США и Россией. Если бы не было шансов на сближение позиций, то не было бы необходимости продолжать разговор. Думаю, сохраняются возможности для достижения взаимопонимания и нахождения компромисса.
«СП»: — США не согласны с ограничениями на примем в НАТО, в то же время российская сторона обеспокоена именно этим. Возможна ли подвижка в этом вопросе?
— Безусловно, подвижки будут. Особенно, когда НАТО и страны, которые собираются туда вступать поймут, что в самом факте вступления далеко не все является позитивом для альянса и каждой конкретной страны. Думаю, они смогут это понять, если до сих пор не поняли, в ближайшее время.
«СП»: — Если ситуация на переговорах зайдет в тупик, что может предпринять Россия?
— В документах, которые Россия передала США и НАТО по вопросу получения юридических гарантий, никаких угроз не содержится. В то же время ясно проводится мысль, что если озабоченности России не будут приняты во внимание, то Россия вынуждена будет принять соответствующие военно-технические меры. Какими будут меры, гадать не стоит. Они могут быть самыми разными. Это будет комплекс мер, включающий экономические, политические, дипломатические, военные.
«СП»: — Чем ответят США и НАТО?
— Думаю, и США, и НАТО, и европейцам уже давно стало ясно: принимая какие-то санкции в отношении России, они наносят ущерб в том числе и себе, поэтому им надо будет тщательно оценить баланс позитивных и негативных последствий санкций, прежде всего, для них самих. То, что Россия способная выстоять в санкционной атмосфере, уже ни у кого сомнения не вызывает. А вот как будут обстоять дела в США и Европе, покажет будущее.
Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин отметил, что впервые за 30 лет состоялись подобные переговоры на равных.
— Мы выдвинули свои требования, при том выдвинули их системно-организованно в виде двух проектов. Есть понимание на очень высоком политическом уровне — договорились два президента, я имею в виду видеосаммит 7 декабря 2021 года. Есть понимание, что надо искать точки соприкосновения за дипломатическим столом.
Полномасштабные переговоры в течение 8 часов — для дипломатов это очень много. Ключевых проблем три: 1. нерасширение НАТО на восток — речь о невключении Украины и Грузии; 2. возвращение американских сил и вооружения к позициям 1997 года. Напомню, после этого 14 государств Восточной Европы и Балканского региона вошли в состав НАТО; 3. неразмещение в Европе ударных атакующих систем, которые могли бы быть весьма неприемлемы для России.
Читайте также
США-Казахстану: Гоните ОДКБ и Россию в шею
Госдеп «предъявил» Токаеву за решительность в борьбе с погромщиками
Команда Шерман схитрила, сказав, что они не готовы вести переговоры по первым двум вопросам, что они готовы обсуждать лишь неразмещение в Европе ударных систем против России. Мы донесли свои позиции, вели разговор в матрице диалога на равных.
Американцы вообще ведут разговор только по тем вопросам, которые их волнуют — как я понимаю, их больше всего беспокоит ядерное сдерживание. По третьему вопросу они готовы пойти на компромисс — не размещать свои ударные системы в Европе, снизить интенсивность и емкость военных учений, сдержать подлеты авиации к нашим границам и т. п.
Первый раунд переговоров закончился, журналисты анализируют, что сказали Шерман и Рябков — особого разночтения нет. Есть разные ракурсы одного и того же вопроса. Сегодня американская делегация доводит свою позицию до стран НАТО, а завтра переговорный процесс продолжится. И после 13-го в режиме ОБСЕ будет подведен комплексный итог и будут соответствующие реакции.
«СП»: — А что все-таки с вопросом включения Украины и Грузии в НАТО?
— Они отказались обсуждать этот вопрос.
«СП»: — Если не договорятся, что дальше? Что может предпринять Москва?
— Ответ был ясен — он может быть военно-техническим. Вариантов много, какой будет предпринят, будем обсуждать потом.
Постсоветское пространство
Застрявший в Алма-Ате россиянин рассказал о зверствах боевиков
Известный политолог объяснил молчание Назарбаева
Марков о миссии миротворцев в Казахстане: не надо говорить об оккупации!
Марков о ситуации в Казахстане: двоевластие закончилось
Все материалы по теме (4130)