Материал комментируют:
Михаил Нейжмаков
Влияние Великобритании на Украине сильнее, чем США и в целом всего Запада, уверен украинский политик Виктор Медведчук, обвиненный на родине в госизмене и выданный России по обмену.
«С учетом анализа того, что происходит, начиная с 2019 года, особенно после посещения Владимиром Зеленским Великобритании, я уверен в том, что влияние Британии намного выше, чем США и в целом Запада. Именно Британия захватила вот эти узды влияния, правления в Украине и занимает серьезный сегмент в вопросах внешнего управления», — сказал он в интервью RT.
Немного поясним. Владимир Зеленский в 2020-м году посетил Великобританию, где он не только встречался с руководством страны, но и заглянул в офис британской разведки МИ-6, проведя с ее руководством переговоры — по мнению многих экспертов, больше похожие на отчет подчиненного перед начальством. При этом сам Зеленский пытался всячески скрыть это от прессы, и лишь после утечки признал факт.
«У нас была встреча в офисе МИ-6. К сожалению, не всю информацию я могу озвучивать. То есть это государственные дела. Из всего объема вопросов с нашей долгой двухчасовой встречи большинство составляла информация о помощи и защите нашего суверенитета и территориальной целостности. Детали я не могу распространять», — заявил он тогда.
Простите, но где это видано, чтобы глава государства ходит в офис разведки другого государства, если он не является завербованным агентом?
При этом, украинские СМИ тогда писали, что британцы выставили претензии Зеленскому по поводу людей в его окружении, и это было именно «предупреждение на тот случай, если Зеленский не до конца отдает себе отчет в действиях людей, с которыми его ассоциируют».
Кроме того, Зеленскому якобы запретили даже думать о смене руководства антикоррупционных органов и судейской системы Украины, чьи кандидатуры утверждались в Лондоне и Вашингтоне на фоне того, что украинский лидер действительно робко пытался устроить своих людей в созданную по западным лекалам «антикоррупционную вертикаль».
Таким образом, мы видим, что Лондон откровенно вмешивается в кадровую политику Киева, указывая, кого и на какие должности ставить. Ранее это была исключительно прерогатива Вашингтона.
В последнее время в экспертных кругах бытовала версия о том, что США, больше ориентированные на противостояние с Китаем, передали «кураторство» над Европой и Украиной Великобритании. Лондон сам заинтересован в росте геополитического влияния на континенте на фоне Брексита, ослабления Евросоюза и кризиса вокруг Украины и России. Многие эксперты даже сравнивают его политику с исторической Большой игрой — противостоянием Британской и Российской империй за господство в Евразии. Понятно, что лучшего рычага давления на Россию, чем Украина не сыщешь.
Действительно, британцы в последнее время резко нарастили влияние и присутствие на Украине — масса британских наемников сражается в рядах ВСУ, Лондон является одним из рекордсменов по поставкам оружия Киеву, британские инструкторы обучают украинских солдат и строят на территории страны военные базы. Украинские политики не раз заявляли о том, что Лондон является их ближайшим союзником, а британских премьеров всегда принимали как самых дорогих гостей. Особенно это чувствовалось во времена премьерства в Британии Бориса Джонсона.
Впрочем, подозрительно теплые отношения сохранились и после его отставки. В конце прошлого года супруга Владимира Зеленского Елена посетила резиденцию премьер-министра Великобритании Риши Сунака на Даунинг-стрит в Лондоне. Тоже на отчет ездила?
Некоторые эксперты считают, что это перестало устраивать Вашингтон, и что чехарда с британскими премьерами — это ход США для того, чтобы привести к власти более проамериканское руководство.
Бывший председатель парламента Новороссии Олег Царев, к примеру, убежден, что между США и Россией могла иметь место некая договоренность по Украине, которую сорвали британцы:
«Согласованная игра США, России и ещё ряда стран устраивала всех, кроме Киева и… Лондона. Киев и Лондон срывают договоренности между Россией и рядом западных стран, в том числе с США. Россия понимает, что игра начинает идти не по согласованному сценарию и пытается выскочить из ловушки с помощью мирных соглашений с Украиной в Стамбуле. Кто сорвал эти соглашения? Лондон. МI 6.», — пишет он в своем ТГ-канале.
«Премьер Великобритании решает многое, но не всё. У английской Короны и подчиняющихся ей спецслужб своя игра. Ну, а в чем заключается игра Лондона и США, в чем они не совпадают и чем это грозит России?», — задается вопросом политик?
В чем же действительно эта игра, и может ли Россия ей воспользоваться?
—Конечно, не все механизмы влияния оставляют явный публичный след, — говорит директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Тем не менее, весьма сомнительно, что влияние Лондона на Украине выше, чем у Вашингтона. Объемы поддержки, оказанной Соединенными Штатами Киеву, если судить по открытой информации, многократно больше, чем масштаб аналогичной помощи от Лондона. Так, по данным Института мировой экономики в Киле на декабрь 2022 года на военно-техническую поддержку Украине затраты США были эквивалентны примерно 23 млрд. евро, а со стороны Соединенного Королевства — только 4,1 млрд. Кроме того, США длительное время плотно взаимодействовали с Украиной и объемы ресурсов, которые они могли задействовать для этого, у них явно больше, чем у Великобритании.
«СП»: — Где именно на Украине, по-вашему, окопались британцы? Спецслужбы? Армия? Еще-что-то? Что контролируют они, а что США?
— Можно вспомнить, например, что в июле 2022 года Центр общественных связей ФСБ РФ упоминал, что пресеченная российскими контрразведчиками операция украинской стороны с попыткой угона российских военных самолетов проводилась, по их данным, «при поддержке западных, прежде всего британских, спецслужб». По данным ЦОС ФСБ, с украинской стороны данную операцию проводили представители Главного управления разведки Минобороны Украины (в зарубежных СМИ появлялись и другие версии по поводу конкретных исполнителей этой операции с украинской стороны). Опираясь на эти данные, нельзя исключать, что британские спецслужбы могут иметь влияние на ГУР Минобороны Украины.
Кроме того, стоит отметить, что еще в феврале 2015 года тогдашний британский премьер Дэвид Кэмерон заявил о планах направить на Украину британских военных инструкторов. Это дает основания предположить, что Лондон с тех пор мог расширить влияние и непосредственно на вооруженные силы Украины.
«СП»: — Есть мнение, что Зеленский завербован Ми-6. Даром что ли он в офис британской разведки ходил?
— Исключать в таких вопросах, конечно, ничего нельзя. Но, даже если такая версия впоследствии подтвердится, вряд ли это могло бы кардинально снизить прямое влияния именно Вашингтона на Киев.
«СП»: — Некоторые эксперты считают, что между США и Британией на Украине существенные разногласия. Вплоть до того, что Лондон сломал некую схему, существующую по Украине между Москвой и Вашингтоном. Так ли это?
— Разногласия между Лондоном и Вашингтоном сами по себе, конечно, могли быть. Но вызывает сомнение, например, насколько Валерий Залужный действительно мог скрыть от США свои планы накануне начала российской военной спецоперации, как это утверждает The New Yorker, учитывая плотное внимание к Украине Вашингтона и его спецслужб. Вполне возможно, что в США на первых этапах российской военной спецоперации сомневались в готовности Украины длительное время противостоять России в рамках боевых действий, но нет явных доказательств, что позиция Лондона на том же этапе была принципиально иной.
«СП»: — По-вашему, в чью пользу и как эти разногласия могут разрешиться? Чье влияние будет расти, а чье падать?
— Многое будет зависеть, какую тактику в дальнейшем выберут разные западные игроки в вопросах поддержки Украины. Теоретически, если по какой-то причине объемы этой помощи со стороны США стали бы существенно снижаться, возможно, и возросло бы влияние на Киев других держав, которые сохранили бы прежние или даже нарастили объемы такой поддержки. Но стоит учитывать, что экономический и военно-промышленный потенциал США все же выше, чем у других западных держав. А значит, именно Вашингтон в ближайшем будущем, скорее всего, будет оставаться наиболее значимым партнером для Киева.