Павленский, или Ахиллесова пята антипутинской интеллигенции - «Наука» » Новости Дня Сегодня
Павленский, или Ахиллесова пята антипутинской интеллигенции - «Наука» 14:01 Четверг 0 140
19-01-2017, 14:01

Павленский, или Ахиллесова пята антипутинской интеллигенции - «Наука»


Художник Павленский бежал из России из-за обвинений в насилии. Почему скандал демонстрирует уязвимость антипутинской интеллигенции.

Сценарии очередных разоблачительных шоу на российских телеканалах под условным названием «Померкла очередная икона политически неблагонадежного креативного класса» можно пересказать близко к тексту уже сейчас. Новый герой, почти как у Галича, — «оказался наш отец не отцом». Художник Петр Павленский неожиданно бежал из России в связи с тем, что актриса Театра.doc Анастасия Слонина заявила о попытке совершения в отношении нее «насильственных действий сексуального характера» со стороны Павленского и его подруги Оксаны Шалыгиной, а администрация театра сообщила также, что Павленский вместе с неизвестными жестоко избил актера Василия Березина.



Российские правоохранительные органы начали доследственную проверку. Павленский и Шалыгина говорят о провокации спецслужб, администрация театра обнародовала видеозапись избиения Березина. Сенсационный и очень болезненный для многих скандал.



«Вот такая она — оппозиция»

Павленский, или Ахиллесова пята антипутинской интеллигенции - «Наука»

Павленский: Нас об этом предупреждали
Русская служба RFI17.01.2017Политика тела
The Economist16.06.2016Поджог или спектакль в духе Кафки?
Bloomberg10.06.2016Столкновение двух Россий неизбежно
Deutsche Welle30.05.2016В прошлом году что-то похожее (слава Богу, без крови и убийств) случилось с московской школой номер 57. Один из ее учителей на протяжении многих лет соблазнял старшеклассниц. Когда его история прозвучала в социальных сетях, он уехал из России и стал заочным фигурантом уголовного дела. Одна из самых престижных школ в центре российской столицы считалась кузницей московской либеральной интеллигенции, и, разумеется, в статьях прокремлевских таблоидов и сюжетах телевидения лейтмотив был тот же самый — вот такая у нас оппозиция, сплошные педофилы.


Но и в случае с Кабановым, и в истории 57-й школы чувствовалась натяжка — из частного все-таки никак не следует общее. С Павленским все иначе. Он сам общее, не случайный оппозиционер, как Кабанов, а сам по себе важная фигура. Один из самых известных российских художников-акционистов последних лет, на языке радикальных перфомансов доказывавший власти ее бесчеловечность и цинизм. «Посмотрите на него, — скажет нам телевидение. — Насильник и хулиган — вот он, духовный лидер оппозиции». Телезрители посмотрят и лишний раз порадуются тому, что Владимир Путин держится у власти крепко и на пушечный выстрел не подпустит к Кремлю таких, как Павленский.



Массовое диссидентство



Растерянность симпатизирующих Павленскому комментаторов впечатляет. В отзывах о случившемся можно прочитать и о том, что настоящий художник должен быть «с сумашедшинкой», и о том, что надо еще разобраться: может быть, актеры Театра.doc врут. Такая растерянность понятна. Здесь действительно идет речь о системной уязвимости той части общества, которая оппонирует Кремлю прежде всего с этических позиций — те самые «стилистические разногласия» с властью, о которых когда-то писал Андрей Синявский.



Лишенная политического представительства либеральная интеллигенция интуитивно подхватила логику противостояния советских диссидентов с КГБ и КПСС, но диссидентство не может быть массовым, и его воспроизводство критиками Путина из «Фейсбука» неизбежно ведет к обесцениванию всей альтернативной системы ценностей. Показательно, что совсем недавно, когда в официальных медиа ругали журналистку Божену Рынску за недостаточно почтительные высказывания о погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи журналистах НТВ, Рынска называла себя диссидентом, а ее коллега Сергей Пархоменко требовал, чтобы она не использовала такое громкое слово применительно к себе.



От маргиналов к радикалам



Правы в этой ситуации оба — и Рынска, и Пархоменко. Власть (государственные медиа, прокремлевские активисты) травит Рынску теми же методами, какими советская власть травила диссидентов, но все же моральный террор несопоставим по степени рисков с советскими пермскими лагерями или карательной психиатрией, а если риски меньше, то и слова должны быть менее громкими.



И в этом противоречии, вероятно, и спрятан корень проблемы. Антипутинский «креативный класс» живет в выдуманном мире, когда быт благополучных и часто даже работающих на власть людей соединен с самоощущением, как минимум, академика Сахарова. Но этот выдуманный мир создан властью. Это она выстроила политическую систему так, что люди леволиберальных взглядов и радикальные художники заперты в одну тесную резервацию, в которой права на парламент или на суд у людей нет, зато есть право прибивать собственную плоть к мостовой или маргинализироваться другими, менее экстравагантными способами.



Это очень удобно с политтехнологической точки зрения, но катастрофически рискованно в долгосрочной перспективе. Навязывая всем своим оппонентам моральную ответственность за самые радикальные и даже криминальные проявления в их среде, власть когда-нибудь добьется их настоящей, а не выдуманной радикализации.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.
Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Художник Павленский бежал из России из-за обвинений в насилии. Почему скандал демонстрирует уязвимость антипутинской интеллигенции. Сценарии очередных разоблачительных шоу на российских телеканалах под условным названием «Померкла очередная икона политически неблагонадежного креативного класса» можно пересказать близко к тексту уже сейчас. Новый герой, почти как у Галича, — «оказался наш отец не отцом». Художник Петр Павленский неожиданно бежал из России в связи с тем, что актриса Театра.doc Анастасия Слонина заявила о попытке совершения в отношении нее «насильственных действий сексуального характера» со стороны Павленского и его подруги Оксаны Шалыгиной, а администрация театра сообщила также, что Павленский вместе с неизвестными жестоко избил актера Василия Березина. Российские правоохранительные органы начали доследственную проверку. Павленский и Шалыгина говорят о провокации спецслужб, администрация театра обнародовала видеозапись избиения Березина. Сенсационный и очень болезненный для многих скандал. «Вот такая она — оппозиция» Павленский: Нас об этом предупреждали Русская служба RFI17.01.2017Политика тела The Economist16.06.2016Поджог или спектакль в духе Кафки? Bloomberg10.06.2016Столкновение двух Россий неизбежно Deutsche Welle30.05.2016В прошлом году что-то похожее (слава Богу, без крови и убийств) случилось с московской школой номер 57. Один из ее учителей на протяжении многих лет соблазнял старшеклассниц. Когда его история прозвучала в социальных сетях, он уехал из России и стал заочным фигурантом уголовного дела. Одна из самых престижных школ в центре российской столицы считалась кузницей московской либеральной интеллигенции, и, разумеется, в статьях прокремлевских таблоидов и сюжетах телевидения лейтмотив был тот же самый — вот такая у нас оппозиция, сплошные педофилы. Но и в случае с Кабановым, и в истории 57-й школы чувствовалась натяжка — из частного все-таки никак не следует общее. С Павленским все иначе. Он сам общее, не случайный оппозиционер, как Кабанов, а сам по себе важная фигура. Один из самых известных российских художников-акционистов последних лет, на языке радикальных перфомансов доказывавший власти ее бесчеловечность и цинизм. «Посмотрите на него, — скажет нам телевидение. — Насильник и хулиган — вот он, духовный лидер оппозиции». Телезрители посмотрят и лишний раз порадуются тому, что Владимир Путин держится у власти крепко и на пушечный выстрел не подпустит к Кремлю таких, как Павленский. Массовое диссидентство Растерянность симпатизирующих Павленскому комментаторов впечатляет. В отзывах о случившемся можно прочитать и о том, что настоящий художник должен быть «с сумашедшинкой», и о том, что надо еще разобраться: может быть, актеры Театра.doc врут. Такая растерянность понятна. Здесь действительно идет речь о системной уязвимости той части общества, которая оппонирует Кремлю прежде всего с этических позиций — те самые «стилистические разногласия» с властью, о которых когда-то писал Андрей Синявский. Лишенная политического представительства либеральная интеллигенция интуитивно подхватила логику противостояния советских диссидентов с КГБ и КПСС, но диссидентство не может быть массовым, и его воспроизводство критиками Путина из «Фейсбука» неизбежно ведет к обесцениванию всей альтернативной системы ценностей. Показательно, что совсем недавно, когда в официальных медиа ругали журналистку Божену Рынску за недостаточно почтительные высказывания о погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи журналистах НТВ, Рынска называла себя диссидентом, а ее коллега Сергей Пархоменко требовал, чтобы она не использовала такое громкое слово применительно к себе. От маргиналов к радикалам Правы в этой ситуации оба — и Рынска, и Пархоменко. Власть (государственные медиа, прокремлевские активисты) травит Рынску теми же методами, какими советская власть травила диссидентов, но все же моральный террор несопоставим по степени рисков с советскими пермскими лагерями или карательной психиатрией, а если риски меньше, то и слова должны быть менее громкими. И в этом противоречии, вероятно, и спрятан корень проблемы. Антипутинский «креативный класс» живет в выдуманном мире, когда быт благополучных и часто даже работающих на власть людей соединен с самоощущением, как минимум, академика Сахарова. Но этот выдуманный мир создан властью. Это она выстроила политическую систему так, что люди леволиберальных взглядов и радикальные художники заперты в одну тесную резервацию, в которой права на парламент или на суд у людей нет, зато есть право прибивать собственную плоть к мостовой или маргинализироваться другими, менее экстравагантными способами. Это очень удобно с политтехнологической точки зрения, но катастрофически рискованно в долгосрочной перспективе. Навязывая всем своим оппонентам моральную ответственность за самые радикальные и даже криминальные проявления в их среде, власть когда-нибудь добьется их настоящей, а не выдуманной радикализации. Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день. Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или, предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl