Зарплаты топ-менеджмента государственных и муниципальных компаний и предприятий предлагается ограничить. Конкретно — «привязать» их ежемесячные доходы к среднемесячной зарплате президента России за предыдущий календарный год. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс Госдума РФ рассмотрит в среду, 8 февраля. Об этом сообщила «Российская газета».
В числе «пострадавших», в случае принятия поправок, окажутся руководители, их заместители и главные бухгалтеры любых государственных и муниципальных учреждений, компаний, предприятий, а также госкорпораций и внебюджетных фондов, более 50% акций в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Зарплаты, помимо верхней «президентской» планки, предлагается ограничивать еще по двум основаниям:
— устанавливать ежемесячные выплаты, исходя из сложности управления предприятием, его технической оснащенности, объемов производимой продукции и показателей результативности самих начальников;
— сделать зарплату руководства кратной по отношению к зарплатам всех остальных работников предприятий и учреждений: один к восьми.
По сути, нынешние поправки — еще один шаг в сокращении разрыва доходов руководителей и рядовых сотрудников.
Напомним: с января 2017 года вступили ранее принятые поправки в Трудовой кодекс, которые привязали зарплаты руководителей, их заместителей и главбухов к средним зарплатам работников. В этих поправках речь также идет о федеральных и муниципальных предприятиях и организациях, но положения закона не распространяются на госкорпорации вроде «Газпрома» или РЖД, а также на разного рода АО и ООО с госкапиталом. Причем, в какой пропорции связаны зарплаты начальников и подчиненных, сейчас определяют власти для каждого учреждения и предприятия своего уровня. Именно поэтому сегодня зарплата главы госкомпании вполне может быть выше, чем у президента страны — закон ее не ограничивает.
Но теперь, судя по всему, такие ограничения все-таки появятся.
Что стоит за инициативой «группы депутатов», к чему приведет попытка власти взять доходы топ-менеджмента под контроль?
— Предлагаемая мера популистская, и отчасти правильная — но только в отношении некоммерческих организаций, коими являются госкорпорации, а также государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Что же касается коммерческих организаций — например, акционерных обществ, — мера, предлагаемая депутатами, явно не оправдана.
Проблема в том, что все крупнейшие АО с госучастием привлекают к работе иностранцев. А иностранцы идут в Россию, только если в их окладе присутствует корреляция с рыночными международными ставками, плюс если присутствует надбавка за риск. Все же Россия — развивающееся государство, многим непонятное, да к тому же находящиеся под санкциями. Поэтому оклады у иностранцев в РФ, как правило, выше средних по международному рынку.
Если сейчас установить предел зарплат для руководителей АО в размере оклада президента РФ, то придется отказаться от услуг иностранных специалистов. А такие специалисты — товар штучный, и разбрасываться ими негоже, поскольку они мгновенно найдут себе работу в других крупных компаниях, даже особо не потеряв в доходах.
Вот почему, я считаю, предлагаемый законопроект если и пройдет первое чтение, то во втором наверняка забуксует. И в него будут внесены изменения — в виде хотя бы исключения из перечня АО с госучастием.
«СП»: — Найдут ли руководители госкорпораций и прочих государственных бюджетных учреждений способы обойти ограничения в «потолке» зарплат?
— Все всякого сомнения. Оклады руководителей госкорпораций, безусловно, станут кратными президентскому окладу, когда закон вступит в силу. Но существует масса способов дополнительного материального стимулирования — таких, например, как премия за успешную работу, премия за эффективное выполнение задания, надбавки за сверхурочные.
«СП»: — Зачем тогда выдвигается подобная инициатива, это делается под президентские выборы-2018?
— До выборов главы государства еще очень далеко. А делается это в качестве реакции на негативный взгляд на проблему со стороны непросвещенной части общества.
Просвещенная же часть прекрасно понимает: в компании, 50% акций которой принадлежат государству, представители государства и сейчас присутствуют при утверждении вознаграждения топ-менеджменту. По сути, сегодня государство само устанавливает себе высокие оклады.
Кроме того, повторюсь, есть масса способов — причем, совершенно легальных, — обойти все ограничения. В итоге, руководитель какого-нибудь ФГУПа будет успешно отчитываться, что его оклад меньше президентского, а получать по факту значительно больше.
Произойдет перегруппировка видов вознаграждений, перераспределение их по статьям расходов. Ну и, конечно, нельзя забывать, что существуют легальные, но нелегитимные схемы получения дополнительных доходов. За счет, например, банковских вкладов предприятий, часть процентов с которых банк может либо направлять на счета руководителей предприятия, либо просто выдавать им в конверте.
Существует и схемы по долгосрочно-накопительному страхованию жизни. Они сейчас используются очень редко, но международные страховщики готовы предложить массу вариантов таких схем, по которым топ-менеджеры будут получать деньги на дожитие буквально каждый месяц. Что же касается самого тупого и преступного способа — обналички части денег предприятия — он если и будет задействован, то в самую последнюю очередь.