Участники «блокады» Донбасса заявили о том, что они начали блокировать ДНР на мариупольском направлении.
Как стало известно, боевики националистических батальонов и т.н. «социальные активисты» возвели редут под названием «Соловей» в районе поселка Новотроицкое, расположенного на автотрассе Донецк — Мариуполь.
«Гарнизон редута — ветераны батальона „Донбасс“, „Айдар“, добровольческого движения ОУН, УНСО* и общественные активисты», — было заявлено на странице «штаба блокады» в Facebook.
«Задача гарнизона нового редута — перекрытие трафика контрабанды, контрафакта и торговли с оккупантами по линии Донецк — Волноваха — Мариуполь… Сейчас гарнизон редута ведет инженерное оборудование местности и формирует сводные мобильные группы для ведения розыска на трассах, — заявил один из организаторов «блокады» депутат Семен Семенченко.
Радикалы также заявили, что не собираются останавливаться, пока весь Донбасс не будет изолирован, добавив, что планируют и дальше расширять сеть редутов.
Стоит обратить особое внимание на название редута - «Соловей». На немецкий язык это слово переводится как Nachtigall («Нахтигаль»). Так называлось одно из двух подразделений, сформированных немцами во время Великой Отечественной войны преимущественно из членов и сторонников ОУН для действий на территории Украинской ССР.
Впрочем, участники т.н. «добровольческих батальонов» своей преемственности от воевавших в рядах гитлеровцев коллаборационистов никогда не скрывали.
— От блокады, в первую очередь, страдают территории, подконтрольные Украине, — напоминает журналист из Приазовья Сергей Шведко.
— И Мариуполь — в их числе. Дело в том, что до войны основой экономики края являлась знаменитая промышленная цепочка «уголь-кокс-металл». Уголь, добывавшийся на шахтах края, потом перерабатывался в коксохимическом производстве и затем поступал на металлургические комбинаты. Так свое время Ахметову удалось выстроить вертикально интегрированный холдинг. Но на сегодня его производство находится по обе стороны фронта, а после начала блокады экономические связи между «дивизионами» прервались. Уголь не поступает на Авдеевский коксохим, который вынужден сокращать производство кокса, в результате начинают хромать металлургические предприятия, которые располагаются в Мариуполе. Так, комбинат имени Ильича в феврале снизил объемы производства на 20%.
В итоге, если эта удивительная по своему дебилизму «блокада» продлится, то по самому крупному городу Донбасса, который находится под контролем Киева, будет нанесен серьезный удар. Плюс к этому неминуемо падение валютной выручки (черная металлургия — главная статья экспорта Украины) и далее — падение курса гривны.
Что касается ДНР, то сегодня кроме вполне понятных проблем со сбытом угольной продукции, блокада серьезных проблем не принесет. Мало того, может дать повод для установления официальных экономических связей с Россией (тоже по гуманитарным мотивам, как и признание документов республик).
Экономика ДНР и ЛНР уже переживала блокаду и похлеще, поэтому экономических связей с Украиной — все меньше и меньше. Теперь российские товары имеют все шансы полностью занять эту нишу
«СП»: — А на боевой обстановке на данном участке линии фронта это как-то отразится?
— Никак. Разве что боевики спьяну перестреляют друг друга.
Политолог Эдуард Попов вспоминает, что изначально думал, что в Киеве просто отложили планы по разгону «блокадников».
— 19−26 февраля прошли запланированные украинскими неонацистами акции, посвященные третьей годовщине Майдана. В украинских группах в соцсетях сообщалось, что часть добробатов снялась с позиций в Донбассе и отправилась на поддержку «побратимов» в Киев. Давать неонацистам дополнительный повод, разгоняя «блокадников», было бы достаточно рискованно. Но сегодня, 27 февраля, когда эти акции уже завершены можно ожидать более решительных действий властей. Хотя для правящего режима это чревато рисками — создается повод для нового Майдана.
Однако ситуация в украинской энергетике такова, что другого выхода, по-видимому, не остается. Тем более, что ведущие западные игроки (США, ОБСЕ, Германия) выступили за немедленное прекращение блокады. Это добавляет храбрости властям. Я склонен считать, что решительные действия все же последуют. Думаю, Порошенко сейчас собирается с силами, ждет удобного момента и готовит подходящий повод, которым можно объяснить и оправдать уничтожение «патриотов».
Вероятнее всего, кого-то из организаторов обвинят в том, что он является «агентом Кремля», подобно тому, как сейчас обвиняют в том Надежду Савченко за её поездку в ДНР и призывы к солдатам ВСУ, якобы имевшие место, отправиться свергать незаконную «владу» в Киев. Президенту Порошенко будет удобно обвинить неонацистов в неявном сговоре с российскими спецслужбами, которые-де и побудили тех организовать блокаду.
«СП»: — Действия нацбатов уже привели к чрезвычайному режиму в энергетике страны. К чему приведет блокада на мариупольском направлении?
— Возможно, открытие «второго фронта» блокады на мариупольском направлении направлена лично против Рината Ахметова, которым владеет большинством крупных активов в Мариуполе. Объективно действия «блокадников» направлены против ахметовских интересов и наносят серьезный ущерб компании ДТЭК. В свою очередь, удар по Ахметову может иметь более глубокие причины и мотивы. Косвенно это удар и по интересам президента Порошенко.
Сейчас на Украине формируется «олигархическая фронда», часть украинских олигархов начала кампанию по свержению президента Порошенко. Ринат Ахметов никогда не был в друзьях владельца «Рошена», но как бизнесмен он может пойти на любой союз, выгодный его интересам. Известно, что Ахметов контролирует часть «Оппозиционного блока» и потенциально эта группа «ручных» депутатов может быть использована для затыкания дыр в правящей коалиции (в январе текущего года наблюдается достаточно массовый отток депутатов из порошенковского БПП). Так вот, можно предположить, несколько вероятных сценариев, в которых удар по интересам Ахметова способен повлиять на его политическое поведение: подтолкнуть его к сближению с Порошенко или оттолкнуть. Но в любом случае блокада сказывается на авторитете власти и лично президента Порошенко, который со всей очевидностью выпускает контроль над ситуацией из своих рук.
В последних числах декабря теневой лидер Закарпатья Виктор Балога фактически произнес открытую угрозу в адрес Петра Порошенко: если тот не уйдет, его вынесут вместе со всей камарильей (Балога употребил более сильные выражения). На мой взгляд, связь этих заявлений и этих действий несомненна. Кампания по свержению Порошенко стартовала и носит весьма сложный характер и по составу участников, и по мотивам и средствам.
К чему ведет блокада? В политической и социальной областях — к падению авторитета власти (и так очень невысокому), к усилению дезинтеграции и центробежных тенденций. В собственно энергетической — к коллапсу энергосистемы Украины, за которой последуют (если вовремя не остановить блокаду) остановки производств и веерные отключения электроэнергии в жилых домах. А там Майдан-3 (или импичмент президента) становится вопросом времени. Украине просто неоткуда черпать необходимые объёмы необходимых сортов угля по необходимой цене, кроме как из шахт народных республик Донбасса.
Ахметов — один из главных выгодополучателей от роста жилищно-коммунальных тарифов. Вне всякого сомнения, сейчас ДТЭК несет большие убытки от действий «блокадников». Поэтому проще всего предположить, что за действиями «патриотов» стоят интересы конкурирующих олигархических групп. Можно было бы даже заподозрить самого президента Порошенко в стремлении отобрать часть активов Ахметова, если бы эта ситуация не била бы ещё сильней по интересам самого Порошенко (пресловутый авторитет власти). Фактически все политические действия на Украине так или иначе связаны с интересами олигархических групп. И всё же не думаю, что главной мишенью блокады является Ахметов. Он — важная промежуточная цель, цель конечная — свержение президента Порошенко.
«СП»: — В штабе добавили, что планируют и дальше расширять сеть редутов. Куда еще может быть расширена «блокада»?
— Чем дольше молчит власть, чем дольше демонстрирует нерешительность, тем сильнее уверенность и наглость «блокадников». В то же время расширение географии блокады привлекает к ней новых участников. Майдана-3 в Киеве, как мы и предполагали, не вышло. Блокада может стать новым перформансом неонацистов. Можно предположить, что она будет распространяться не только вширь (географически), но и вглубь. Вариант: захват или блокада какого-нибудь офиса или разгрузочной станции ДТЭК (либо других компаний, торгующих с «сепаратистами») в Киеве или каком-либо областном центре. Это и приятнее (всё же не на морозе в голой степи стоять!), и удобнее для структур неонацистских формирований. К тому же подобная акция привлечет большее внимание СМИ. Поэтому можно спрогнозировать нечто подобное блокаде в самом Киеве. Политическая реклама неонацистам будет великолепна.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.