Эстонский правозащитник, советник исполнительного директора Российского военно-исторического общества Дмитрий Линтер предложил установить в Таллине памятник эстонцам, сражавшимся с гитлеровцами. Прообразом, говорит он, мог бы стать первый эстонец, удостоенный звания Героя Советского Союза — Арнольд Мери.
«Нельзя подвиг эстонского народа и его сынов, который был ими совершен в годы Великой Отечественной войны, предавать забвению и говорить, что это были преступники. Нужно напомнить, что это были люди, которые защищали нашу единую родину, получали высшие звания и награды, выполняя свой долг», — заявил Дмитрий Линтер в интервью RT.
Может ли действительно появиться в Таллине такой памятник? С этим вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился к политологу Юрию Долинскому, исследующему социально-политические процессы в странах Балтии.
— Да никогда! Вы что?! Предложение Линтера хорошее, было бы правильно положить цветы к такому памятнику 9 мая, ведь в борьбе с фашизмом гибли и герои-эстонцы. Но в нынешней Эстонии идея абсолютно нереализуема. Не для того в феврале 2007-го парламент республики принял законопроект, согласно которому так называемый «Бронзовый солдат» — памятник советским воинам, освобождавшим Эстонию от гитлеровцев, был признан запрещенным строением, и правительство обязали убрать его из центра Таллина на кладбище. Что и сделали. А в ночь на 27 апреля, когда эту процедуру начали, власти устроили в столице настоящую пиночетовщину с арестами и избиениями протестовавших. Неизвестные убили гражданина России, постоянного жителя республики Дмитрия Ганина. Подозреваемых определили, но в итоге убийц как бы и не нашли. Ну а сам Линтер, который был лидером группы «Ночной дозор», выступавшей против переноса монумента, был арестован с товарищами. Их обвинили в организации массовых беспорядков. И все же суд не нашел аргументов против них и признал невиновными, однако это произошло лишь в 2009 году. Так что просто не представляю, чтобы нынешнюю идею удалось реализовать. Местная пропаганда подаст это как предложение поставить монумент оккупанту. Более того, полагаю, в Таллине Линтера могут обвинить в разжигании розни, ведь, как тут считают, за свободу республики боролись эстонские эсэсовцы, а не советские солдаты, которые и принесли «советскую оккупацию».
«СП»: — Но все же «Бронзовый солдат» был олицетворением всех советских солдат, погибших за освобождение Эстонии от фашистов, а Линтер говорит лишь об эстонцах, сражавшихся с фашизмом…
— Тем более власти не пойдут на это. Ведь тогда придется признать, что как минимум часть эстонского народа поддерживала СССР и советскую власть. Скорее, там поставят памятник эсэсовцу, чем советскому герою-эстонцу. Думаю, единственное, что останавливает, — мировое общественное мнение. Все-таки, как ни объясняй, что эстонские эсэсовцы были какие-то не такие, все же они приносили присягу на верность Гитлеру, да и СС есть СС со всеми его страшными преступлениями. Вот ведь в Литве не удалось осуществить набор в СС, за что представителей местной интеллигенции репрессировали и сослали в концлагерь Штутгоф. Надо признать: в Литве были полицейские батальоны, совершавшие ужасающие преступления, но это явление не носило массового характера, а местные пособники нацистов бросили тень на всю нацию, осуществляя холокост, но и они не составляли большинство.
«СП»: — Были еще «лесные братья»…
— Это отдельная тема, мы сейчас говорим о борьбе с фашизмом. Вооруженное сопротивление советской власти оказывали во всех трех республиках. Однако только в Латвии и Эстонии были свои эсэсовцы. А это диагноз. И вот в таллинской школе установлен бронзовый бюст эсэсовцу Харальду Нугисексу, награжденному Рыцарским крестом. А на кладбище в Таллине в 1999 году торжественно перезахоронили из Аугсбурга последнего командира 20-й дивизии СС, штандартенфюрера, эстонца из Таллина Альфонса Ребане, награжденного, кстати, Рыцарским крестом с дубовыми листьями. У надгробного памятника из черного гранита исполнили гимн Эстонии. На торжественной церемонии присутствовали министр обороны республики и командующий силами обороны. А в 2004 году в поселке Вийтна на западе Эстонии открыли памятник Альфонсу Ребане, назвали его там национальным героем. На памятнике выбита надпись: «Кавалеру ордена Рыцарский крест с дубовыми листьями». Чувствуете разницу в подходах?
«СП»: — А может быть личность Арнольда Мери привлечет? Он все-таки двоюродный брат бывшего президента Эстонии Леннарта Мери.
— Никогда и даже наоборот. Арнольда Мери преследовали даже в период правления брата — якобы за участие в депортациях. На самом деле все было не так. Летом 1941 года он совершил реальный подвиг, когда составе 22-го стрелкового корпуса остановил бегство бойцов во время наступления гитлеровцев, организовал оборону, был четырежды ранен, но продолжал командовать и сорвал планы фашистов выйти к стратегическому шоссе. За это и получил звание Героя Советского Союза. В независимой Эстонии возглавлял Антифашистский комитет. А в 2007-м ему вменили в вину участие в депортациях, хотя на самом деле он препятствовал злоупотреблениям, из-за этого по доносу был лишен звания Героя Советского Союза и других наград. В 1956-м его реабилитировали, награды вернули. А независимая Эстония пыталась посадить его в тюрьму и прекратила уголовное дело лишь в связи со смертью в 2009 году. Так что не будет в Таллине памятникам воинам-антифашистам. И не мечтайте. По крайней мере, при нынешней внутренней и внешней политике Эстонии.