Украинские неонацисты готовятся сорвать празднование Дня Победы.
«Так, глава «Азова» и «Национального корпуса» Андрей Билецкий в интервью телеканалу 112 заявил, что если полиция «продолжит потакать антиукраинскому движению» (так он назвал события в Одессе 10 апреля, когда во время празднования 73-й годовщины освобождения города от нацистов на Аллее славы произошли столкновения антимайданщиков с правыми радикалами — ред.) в Украине начнется «гражданское противостояние», — сообщила киевская интернет-газета «Страна».
«Я абсолютно уверен, что Одесса подбодрила всех, и мы увидим второй шабаш в Одессе 2 мая, увидим на Востоке 9 мая, и в Киеве 9 мая. Но в Украине есть много молодежи, которая этому воспрепятствует», — заявил Билецкий.
Напомним, два дня назад активисты патронируемого Билецким «Национального корпуса» осквернили могилу освободителя Киева от фашистов Николая Ватутина.
«Несмотря на все беды, причиненные героем Советского Союза украинскому народу, в Киеве и до сих пор стоит его памятник, что является недопустимым, особенно теперь, когда длится война, где агрессором является РФ. „Национальный Корпус“ напоминает обществу, что это за человек… чтобы привлечь внимание небезразличных киевлян к реальной проблеме», — говорится в сообщении на странице организации в Facebook.
Отметим, что ранее «Известия» сообщили, что Верховная Рада Украины планирует принять новый закон о государственных праздниках, подготовленный Украинским институтом национальной памяти. Он, в частности, должен лишить День Победы статуса выходного дня. Этой весной протащить закон уже не удастся, но его гарантированно примут позже, поскольку все законы, направленные на разрыв исторический связей с Россией в Раде проходят легко. Таким образом, можно констатировать: нынешний День Победы Украина официально отметит в последний раз.
Напомним, печально известный Институт национальной памяти предлагает лишить 9 мая статуса выходного дня, оставив праздником, но с формулировкой — «день победы над нацизмом во Второй мировой войне». Из наименования праздника удаляется понятие «Великая Отечественная война», а слово «Победа» пишется с маленькой буквы.
Ранее радикалы уже устраивали провокации 9 мая. В прошлом году нацист Виталий Регор во время марша «Бессмертный полк» на Аллее Славы в Киеве сорвал с молодой женщины с ребенком георгиевскую ленточку, избил обеих, публично издевался над ними, а его соратники разместили затем видео в сети.
Нападения неонацистов на участников антифашистского движения давно стали печальной статистикой на Украине. Так, 20 апреля радикалы отметил день рождения Гитлера нападением на бывшего активиста «Боротьбы» Станислава Сергиенко. В результате тот попал в реанимацию с ножевыми ранениями.
— Я думаю, что угрозы Билецкого — не более чем бравада, — считает киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Это попытка напомнить о себе, как о самом «непримиримом». На самом деле, уверен: «серьёзные люди» из администрации Порошенко и СБУ давно предупредили работодателя карманного «Азова» (я уж запутался, при ком ныне Билецкий), что попытки подмочить образ Украины как «светлой новой европейской демократии», будут пресечены на месте очень жёстко и с далеко идущими для того же работодателя последствиями. Так что, если провокации и будут, то лишь как самодеятельность самых безбашенных. Оттого они и особо опасны, учитывая количество и качество ходящего по Украине оружия.
«СП»: — По словам Билецкого, если полиция «продолжит потакать антиукраинскому движению в Украине, начнется «гражданское противостояние». Действительно ли общество настолько поляризовано, что может до этого дойти?
— Общество конечно поляризовано, но радикальные нацисты вроде Билецкого в явном меньшинстве. От их радикализма давно уже тошнит даже умеренных русофобов. Так что если кого-то они и «зажгут», то только социально-экономическими лозунгами, а не каким-то там «противостоянием антиукраинскому движению».
«СП»: — Почему националисты так взъелись на 9 мая? Оно им реально мешает?
— Потому что 9 мая, это праздник победы не только над Гитлером — кумиром вождей украинства середины прошлого века, но и над его союзниками, признанными ныне героями Украины. И в свою ненависть к победителям наследники бандеровцев уже не раз демонстрировали, избивая ветеранов ВОВ, их внуков, внучек и даже правнучек, приходящих с ними к мемориалам.
«СП»: — Почему международные организации, в первую очередь, антифашистские, не бьют тревогу? Они считают, что все не настолько страшно?
— Наверное, потому, что все грантоедские организации русофобские, и уж во вторую — «по интересам». А значит, для них украинские нацисты, конечно «сукины сыны, но свои сукины сыны».
— Фашисты всегда являлись лишь инструментом в большой политике, — напоминает член экспертного совета Института Инновационного развития, экс-депутат одесского облсовета Алексей Албу.
— Чтобы понять, какие могу быть провокации и какого масштаба необходимо понять, кому это выгодно. Если взять позицию Центральной власти — то, безусловно, она заинтересована в стабилизации обстановки, чтобы не было никаких провокаций и раскачки ситуации. Именно с этой целью в города Юго-Востока будут стянуты дополнительные силы полиции и нацгвардии — чтобы пресечь любые провокации, в том числе обещанные лидерами неонацистов.
Иная ситуация складывается в Одессе. В этом южном городе, сформировавшемся в результате смешения различных миграционных потоков, традиционно сильны антифашистские и пророссийские идеи.
Также в этом городе существует группа недовольных политиков, которые хотят отправить в отставку действующего мэра Одессы — Геннадия Труханова. Именно с этой целью его конкуренты попытаются организовать провокации и сделать это руками неонацистов. Но повторюсь — это позиция конкретных политиков, а не власти. Власть будет пресекать любые попытки дестабилизации обстановки.
«СП»: — И все же: могут 9 мая произойти реальные масштабные столкновения?
— Теоритически может быть всё что угодно. Но если бы планировались реальные столкновения и другого рода провокации — о них не трубили бы на каждом углу. Поймите, самый страшный сон для сегодняшней власти — тысячи людей на Куликовом поле в Одессе. Власть не может запретить людям собраться, но может попытаться испугать, сообщить о провокациях нацистов, терактах и прочих опасных вещах.
«СП»: — В каких городах, по-вашему, существует максимальная опасность?
— Наиболее взрывоопасными, с точки зрения общественной обстановки, являются Одесса и Харьков. Но я не стал бы исключать и другие города, например, Херсон, который устал от беспредела татарских националистов, или Запорожье, Мариуполь.
«СП»: — Почему международные организации не обращают внимания на ситуацию на Украине?
— Многие правозащитные организации из Европы и даже США — взволнованы ростом преступлений, совершенных неонацистами в Украине, однако проблема заключается в том, что есть и другие организации, которые не замечают украинского фашизма.
Причина такого положения дел является в том, что «выгодоприобретатель» один и тот же. Тот же что, поддерживает неонацистов, и тот же, что содержит так называемые некоммерческие организации правозащитного толка. Если проследить — то большинство из них кормится из одних и тех же рук с короткой надписью — USAID.
«СП»: — Рада планирует лишить День Победы статуса выходного дня. Дойдет ли до того, что его будут праздновать «подпольно», как праздновали 7 ноября и 1 мая во время фашистской оккупации?
— Безусловно, люди будут продолжать праздновать эти даты, но нужно понимать, что в конечном итоге это приведёт к тому, что молодежь не будет знать об этих праздниках ничего. Это очень опасная тенденция.
«СП»: — Насколько сегодня велика поляризация украинского общества по данному вопросу? К каким последствиям в масштабах страны она может привести?
— Поляризация очень велика, но проблема заключается в том, что если один «полюс» имеет власть, деньги, СМИ, цепных псов в виде неонацистских организаций, то второй — не имеет даже собственной организации.