Президент Украины Петр Порошенко считает, что безвизовой режим «незалежной» с ЕС станет мотивацией для возвращения Крыма и Донбасса под контроль Киева. Об этом он заявил в четверг, 11 мая, в интервью украинскому телеканалу «1+1».
«Предоставление нам безвизового режима очень важно для политики в сфере деоккупации Крыма и Донбасса. Когда мы говорим о возвращении оккупированных территорий политико-дипломатическим путем, это означает создание условий, когда жители будут заинтересованы в том, чтобы вернуться в Украину и получить украинские паспорта», — сказал глава украинского государства.
Порошенко, кроме того, назвал ужасными условия жизни на неподконтрольной Киеву территории Донбасса.
«Когда на Украине осуществляются реформы, когда ратифицируется соглашение об ассоциации, делаются реальные шаги к повышению инвестиционной привлекательности, когда каждый гражданин имеет право… свободно без виз путешествовать, это дополнительная мотивация», — считает президент Украины.
Ощущение триумфа в словах Порошенко объясняется тем, что 11 мая Совет ЕС утвердил решение об упрощении визового режима для Украины. 17 мая документ официально подпишут в Европарламенте в Страсбурге, затем соглашение будет опубликовано в официальном вестнике ЕС, а еще через 20 дней официально вступит в силу. Ориентировочно безвизовый режим заработает с 11 июня 2017 года.
Украинцам это даст право на туристические поездки в страны ЕС на срок до 90 дней не чаще, чем раз в полгода — причем, без права на работу или учебу. Что симптоматично, по опросам украинских социологов, более 50% населения «незалежной» проблема безвизового режима вообще не волнует — на поездки в Европу у них банально нет денег. Есть еще момент, который остается за кадром. Ездить в Европу без визы смогут только украинцы, которые получили биометрические загранпаспорта. А таких паспортов на Украине выдано мизерное количество — несколько десятков тысяч, — и сделано это, по всей видимости, вполне сознательно.
На деле, никакой реальной перспективы интеграции в Европу у Украины нет. Вменяемым политикам даже в «незалежной» понятно, что Украина не станет частью ЕС в ближайшие несколько десятилетий. Только подписаться под этим никто из них не может — это было бы равносильно политическому банкротству.
Тем более понятно, что туристический «безвиз» не способен стать инструментом, который отколет Крым от России. Приманка не работает — особенно на фоне аховой ситуации в украинской экономике. Напротив, майские события показали, что на Украине крепнут пророссийские настроения. 9 мая в акции «Бессмертный полк», по данным МВД Украины, приняло участие более 500 тысяч человек. Это больше, чем в прошлом году, и намного больше, чем в позапрошлом. Такая тенденция дает моральную победу людям, которые настроены против Майдана — на сближение с Россией, а не с Западом.
На что рассчитывает Порошенко, рассматривая «безвиз» как инструмент возврата Крыма, насколько реальны такие планы?
— Безвизовый режим с ЕС — это серьезный успех Киева, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Пользоваться им будут, конечно, далеко не все, а лишь наиболее активная часть украинских граждан. С другой стороны, эта активная часть и определяет судьбу страны.
«Безвиз» для украинских политических активистов — это возможность участвовать в европейских проектах, а для экспертов и научных работников — возможность поехать на любую конференцию в ЕС. Наконец, простые украинцы смогут съездить в соседние страны за покупками, либо нелегально подработать в Европе — «безвиз» дает и такую реальную возможность, пусть и незаконную.
Все это, конечно, успех киевской власти, но что особенно важно — единственный успех после Майдана. Все остальное на Украине стало только хуже: страна потеряла огромные территории, в ней ухудшилась криминальная ситуация, упал уровень жизни и уровень обеспеченности прав и свобод граждан. В конечном итоге, на Украине у власти оказалась банда военных преступников, которая грабит страну и терроризирует ее население.
На Украине, напомню, по улицам разгуливают неонацистские банды, которые нападают на мирных граждан. Кроме того, там фактически запрещена критика власти по самым ключевым политическим вопросам — по отношению с Россией, Крымом и Донбассом.
Поэтому, разумеется, Киев теперь будет петь гимны безвизивому режиму с ЕС — единственной своей серьезной победе.
«СП»: — Почему ЕС все-таки пошел на предоставление Украине безвизового режима, хотя уклонялся от такого решения с 2010 года?
— По одной из версий, Евросоюз предоставил Украине «безвиз» вместо денег. ЕС, поддержав госпереворот и захват власти хунтой, взял на себя ответственность за происходящее на Украине, но так и не снабдил «незалежную» финансовой помощью в необходимых объемах. Доказательство тому — наглядная деградация украинской экономики. Теперь, после многолетней дискуссии, в Брюсселе решили: «раз не можем дать Украине денег, давайте дадим безвизовый режим».
Это означает, что после того, как безвизовый режим заработает, объемы финансовой помощи Украине со стороны Европы дополнительно сократятся. Для Киева это плохая новость, но сегодня он предпочитает о ней не говорить.
Есть еще негативный момент, который киевские власти обходят молчанием. «Безвизом» будет не так-то легко воспользоваться. Биометрические паспорта, которые необходимы для поездок в ЕС, имеются лишь у нескольких процентов украинцев. Кроме того, многих обладателей этих паспортов будут, тем не менее, «заворачивать» на границе с Европой. Это связано с тем, что на Украине процветает криминал, и европейские правоохранительные структуры точно не захотят его проникновения на территорию ЕС.
«СП»: — Работает ли безвизовый режим на возвращение Крыма и Донбасса?
— Возможно. Но «безвиз», не способен компенсировать самое важное обстоятельство — что у власти на Украине находятся преступники, проводящие политику государственного терроризма против людей, имеющих русскую идентичность.
И Крым, и Донбасс имеют русскую идентичность. Раз так, они, конечно, не захотят из-за «безвиза» вернуться под власть Киева.