Радостная весть прилетела в Ригу: так называемый «Балтийский прайд», то есть парад гомосексуалистов, в 2018-м будет проведён в столице Латвии.
Местные «нетрадиционалы» обрадовались, ведь это очень символично — в 2018-м Латвия будет отмечать 100-летие государственности, и «Балтийский прайд», по словам председателя правления местного общества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров «Мозаика» Кристине Гариной, станет важным в списке мероприятий, посвящённых юбилею. А заодно напомнит о тяжкой доле представителей нетрадиционных сексуальных меньшинств, якобы подвергаемых гонениям: станет, по её словам, важным сигналом для латвийских властей и законодателей о неприемлемости ситуации в связи с тем, что представители секс-меньшинств не считаются полноценными и равноправными членами общества.
100-летие государственности — важный для Латвии праздник, к нему готовятся. «Балтийский прайд» станет вишенкой на тортике торжеств. На все мероприятия, запланированные властями, потратят миллионы евро, а парад геев продемонстрирует торжество европейской демократии, к которой стремились 100 лет назад.
Радость по поводу векового юбилея понятна. Республика, чья столица была основана германцами, не имевшая своей государственности, находившаяся под властью крестоносцев, меченосцев, входившая в состав Швеции, Российской империи, вдруг получила после революции 1917 года и войны с Германией возможность объявить независимость. Что и было сделано 18 ноября 1918 года.
Не известно, были ли геи во временном правительстве новой Латвии, зато известно, что его глава Карлис Улманис, ныне почитаемый латышскими националистами, прошёл короткий путь от демократически назначенного руководителя до диктатора. 15 мая 1934 года, будучи премьер-министром, он устроил военный переворот, распустил парламент, запретил все партии, закрыл неугодные СМИ, приостановил действие Конституции. 11 апреля 1936 года назначил себя президентом Латвии и именовался «народным вождём». И вряд ли, учитывая настроения радикалов, он жаловал гомосексуалистов. И был «народным вождём» до 17 июня 1940 года, когда в Латвию вступили советские войска, и Улманис говорил по радио, что пришли друзья. В итоге Латвия вступила в состав СССР, как, кстати, и соседние Латвия и Эстония.
Но это другая история. Заметим лишь ещё, что о своей независимости, словно по мановению волшебной палочки, почти одновременно с Латвией объявили Литва и Эстония, словно кто-то координировал события, чтобы дистанцировать эти территории от бывшей империи.
Латвия и Литва, объявившая о независимости 16 февраля 1918 года, сделали это под германской оккупацией, Эстония - 24 февраля 1918 -го — с началом немецкого наступления, когда большевики покинули Ревель (Таллин).
Хотя давно нет ни Улманиса, ни СССР, видно, что латвийским геям всё равно не хватает демократии. Ну, например, в день Святого Валентина «Мозаика» пожаловалась в Бюро омбудсмена на предприятие Rigas mikroautobusu satiksme, которое разрешило 14 февраля бесплатно ездить на своих маршрутках парам, поцеловавшимся перед водителем. Но компания сделала серьёзную антидемократическую ошибку, отметив: «Данная возможность относится к гетеросексуальным парам». Общество геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров возмутилось: такая ситуация дискриминирует их из-за сексуальной ориентации и пола. Но 14 февраля быстро прошло, и мечта геев поцеловаться ради бесплатной поездки на маршрутке не сбылась.
Эпизодов такой случайной дискриминации немало и в высших сферах Латвии. Например, гомосексуалистов дискриминировало министерство финансов, которое решило обязать чиновников указывать в налоговых декларациях не только супругов, но и сожителей, и при этом обошло представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, так как по местному закону сожительством считается совместная жизнь мужчины с женщиной — и только. А однополой пары — нет. Пока только Эстония продвинулась в этом направлении — там действует закон о сожительстве, регламентирующий и отношения гомосексуалистов. Правда, хотя депутаты Рийгикогу проголосовали за него, народ гневался, шли письма, петиции против.
В Латвии народ тоже почему-то не очень приветствует гомосексуалистов, но тут уж ничего не поделаешь: воспитательные меры Евросоюза пока не дают видимого результата, а на каждый роток не накинешь платок.
Вице-мэр Риги, лидер партии «Честь служить Риге» Андрис Америкс назвал число рижан, которые выступают против пропаганды гомосексуализма — 75%. Такова была реакция на «Европрайд», состоявшийся в Риге в 2015 году. Видимо, столица Латвии постепенно становится и европейской столицей геев, так как тогда она выиграла право на проведение парада гомосексуалистов у Барселоны, Милана и Манчестера. Зато ничего страшного не случилось. Никто не запрещал и не разгонял «Европрайд». Даже гневавшийся Америкс сказал: предусмотренная Конституцией свобода собраний и слова не запрещает подобных мероприятий. «Но взаимопониманию подобные мероприятия не способствуют, и организаторы должны это понимать», — заметил он. А глава католиков Латвии, архиепископ Збигнев Станкевич призвал верующих не обращать внимания на «Европрайд» и посоветовал «молиться за этих людей». Ну разве что в те дни протестующие против парада геев устроили акцию: носили по улицам Риги двухметровый пенопластовый фаллос, притащили его к статуе Свободы — памятнику, символизирующему независимость и силу государства. На вершине высокой стелы стоит статуя женщины, на монументе высечена надпись на латышском языке — «Отчизне и Свободе». Сфотографировались. Это никак не повлияло на «Европрайд», но геев, понятное дело, обидело.
Нынче, видимо, ругать «Балтийский прайд» будет совсем не патриотично. Все-таки он посвящён 100-летию государства. Да и кто там преследует геев в Латвии? Жителей-то любить гомосексуалистов не заставишь, а вот элита жалует. Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич ещё в 2014 году совершил каминг-аут, т.е. открыто признался в своей принадлежности к секс-меньшинствам, а его не только не выгнали, а и похвалили. «Честный поступок. Достойно поздравлений. Желаю счастья в работе и личной жизни», — отозвался известный как абсолютный гетеросексуал мэр Риги Нил Ушаков. «Спасибо за смелость. Горжусь быть твоим другом», — написала Ринкевичу европарламентарий Сандра Калниете. Порадовались и иностранные коллеги. «Уважение! И дружба», — выразил чувства министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. «Очень смелый человек и хороший министр иностранных дел», — констатировал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. «Эдгар, друг мой, восхищаюсь твоим мужеством и искренностью», — высказался глава МИД Литвы Линас Линкявичус.
А депутат Сейма Латвии, экс-министр благосостояния Илзе Винкеле заявила: «Только бы поступок Эдгара Ринкевича вдохновил и других уважаемых в обществе людей „выйти из шкафа“. Для общего блага и безопасного общества».
Примеру Ринкевича всё-таки пока не последовали. Настроения среди простых людей не располагают. Впрочем, может быть, все меняется под влиянием европейских ценностей? Это и покажет «Балтийский прайд».