Европа ставит на колени Украину, которая становится сырьевым придатком, не предоставляет никакой помощи. Такое мнение выразил второй президент страны Леонид Кучма, выступая в четверг на Международном форуме «Рассвет Европы: историческая закономерность цивилизационного продвижения».
«Мы об экономике вообще забыли, мы разваливаемся начисто! Мы становимся сырьевым придатком. У нас металлургия осталась, химия, сельское хозяйство. Высоких технологических производств практически нет. Куда мы идем?» — возмутился экс-президент.
По его словам, Киев крайне мало выгоды извлек из зоны свободной торговли с ЕС. «Мы радуемся свободному выбору, Европе, торговле с ней, но чем мы с ней торгуем? Посмотрите статистику. Пшеница — в сельском хозяйстве практически больше ничего. Медом еще. За первый квартал мы практически все квоты выбрали. А теперь вы смотрите, как европейцы ставят нас на колени: „Давайте лес рубите и везите к нам!“ Где от них помощь Украине? Когда мы будем нищие, то кому мы будем нужны?», — заявил он.
Кучма также посетовал, что в Евросоюзе про Украину уже все забыли: «Посмотрите в Европе на прессу, там про Украину нет давно и воспоминаний».
При этом, по мнению Кучмы, виной всему тот факт, что в Верховной Раде и среди политиков — «одни ссоры и все „играют“ на Донбассе».
«Почему мы никогда не были государством? И сегодня у нас многие, даже внутри Украины, считают, что мы не объект, а субъект политики. В стране война, а у нас нет единства в политической элите, которой тоже нет», — констатировал он.
Экс-президент призвал Украину начать «заниматься своими проблемами».
«Хватит ходить с протянутой рукой по миру, у нас бюджет на 70% из кредитов. Сегодня под 70% украинский долг, и мы берем в МВФ и тут же отдаем за проценты». «Если мы не опомнимся и не начнем заниматься своими проблемами, то, извините, никакие форумы тут не помогут, никто не будет за нас что-то делать».
— Такое «прозрение» лучше поздно, чем никогда, — считает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— До кого-то начало доходить накануне подписания этого пресловутого соглашения об ассоциации, до кого-то — в ходе его применения. Жаль, конечно, что Кучма и иже с ним не высказывали это мнение до и во время Майдана. Но хорошо, что начали высказывать его сейчас
«СП»: — Такие политики, как Кучма, они вообще для кого-то на Украине являются авторитетом? Или это политические пенсионеры, про существование которых никто давно не вспоминает?
— Ну, если Кравчука и Ющенко вытягивают на свет божий только под выборы, то не надо забывать: Кучма был даже привлечен нынешней украинской властью для переговоров по Донбассу. Уже сам этот факт свидетельствует о том, что он еще влияет на некоторые процессы, пусть даже и в качестве витрины
«СП»: — Насколько точка зрения, которую Кучма высказал, распространена на Украине? Или за нее можно получить обвинение в «зраде»?
— Те, кто занимается непосредственно бизнесом, все поняли сразу после начала имплементации «евроассоциации» в жизнь. Достаточно вспомнить «прозрение» одного из спонсоров Майдана миллиардера Косюка, который даже поработал заместителем главы администрации Порошенко. Он-то, будучи «куриным королем», всерьез надеялся получить дивиденды от ЗСТ с Европой, но как только начал внедрять свои планы в жизнь, тут же понял, что Украину «обманули» в Брюсселе. Ничего, «зрадой» не засчитали.
«СП»: — Лозунг «Украина — цэ Европа» еще работает? Население все еще верит в светлое европейское будущее?
— Украинцам целыми днями продолжают рассказывать басни о «светлом будущем». Вы посмотрите только на этот «праздник безвиза». Самые наивные продолжают верить, как верили на Майдане. Но многие не верили изначально, не верят и сейчас
«СП»: — Тот же Кучма, признавая, что «евроассоциация» оказалась мифом, не забывает, будучи украинским представителем в Минске, постоянно напоминать о том, что «Россия провоцирует конфликт на востоке Украины», что «решение его завит исключительно от Путина» и т. д. То есть к любым, даже здравым измышлениям обязательно «в пакете» должны идти упоминания о «российской агрессии»?
— Помяните мое слово, Кучма еще будет на пресс-конференциях в Москве (ну, или Ростове) рассказывать о великом вкладе России в установление мира и порядка на Украине.
— «Евроассоциация» — это изначально был проект игры в одни ворота, — поясняет директор Института инновационного развития Виктор Яковчук.
— Президент Путин сразу на это обращал внимание. Наши эксперты еще до подписания указывали на пункты документа, которые показывали, что промышленность Украины будет разрушаться и ничего хорошего не будет. Нельзя сказать, что на Украине этого не понимали, но были «козыри», которые, как говорится, не сыграли.
Первое — это расчет на то, что Россия не закроет рынок для украинских товаров. Была мысль, что Россия имеет слишком большие интересы, слишком большие вложенные деньги, чтобы пойти на конфликт. Считалось, что Россия проглотит угнетение русскоязычных граждан, как в Прибалтике и других бывших республиках СССР.
А еще надеялись, что в конкуренции с евротоварами собственные производители повысят качество и будут соответствовать высоким стандартам качества.
Второе, это газовый вентиль, которым можно шантажировать и Россию в плане денег, и Европу — холодными квартирами.
Я думаю, что никто не хотел обострения. Были радужные мечты о дополнительных прибылях в торговле с Европой, безвизовым режимом и признанием воров и коррупционеров своими на Западе.
«СП»: — Кучма говорит, что Украина разваливается и становится сырьевым придатком. Нет ли тут излишней драматизации? Насколько все серьезно?
— Бывший президент Кучма советский человек. При всех его недостатках, он понимает намного лучше политику западных стран в отношении слабых и недоразвитых государств.
Он понимает, что разговаривать на равных в мире могут только сильные с сильными.
В то же время публичная констатация факта, что Украина «стоит на коленях» нужна для набора очков у протестного электората. Все разговоры про «сырьевые придатки» — это для повышения собственного рейтинга. Ведь до минского формата переговоров по Донбассу никто о Кучме и не вспоминал.
«СП»: — Сколько еще должно пройти времени, и что должно произойти, чтобы ущербность евроассоциации в нынешнем ее виде дошла до большей части общества?
— Прозрение для некоторых пришло сразу после Майдана. Для других — после выборов президента Порошенко, для третьих — с первым счетом за коммунальные услуги.
Сейчас у населения есть колоссальная надежда, что «пронесет», что все рассосется. Что «будем жить бедно, но мы в Европе и будет лучше». Но пока нет шагов в сторону «белой полосы» со стороны руководства Украины.
Можно много и долго рассуждать по поводу того, что будет и как будет на Украине. Но я думаю, что будет хуже, чем сейчас, потому что слишком большому количеству влиятельных людей это выгодно. Европе нужны дешевые, работящие и главное покорные работники. Лучше сломленных духовно украинцев их не найти.
Не забывайте еще, что абсолютно всем мировым производителям металлургической промышленности выгоден развал на Украине. Кому-то больше, кому-то меньше.
— Дело в том, что сам Кучма (вместе со своим зятем Пинчуком) является украинским олигархом, — напоминает украинский политолог Юрий Городненко.
— Причем его основные активы — металлургические предприятия. Во время подписания Соглашения об ассоциации был расчет на то, что ЕС расширит квоты на поставки металлургической продукции. При этом даже в условиях «евроинтеграции» удастся сохранить сотрудничество с Россией. Однако в результате прозападного курса Киева доступ на российский рынок сузился, а Запад не компенсирует потерь. Более того, для украинских производителей сузился доступ на рынок кредитования. При выделении кредитов западные банки смотрят не на прозападный курс украинских политиков, а на кредитоспособность. А она у компаний Кучмы и других олигархов все ниже и ниже. Без кредитов не получится модернизировать металлургические предприятия. А модернизация меткомбинатов и улучшение качества продукции — одно из требований ЕС для сохранения нынешних квот. Получается замкнутый круг. Компенсировать потери российского рынка можно только за счет европейского (на другие просто никто не пустит), но для этого нужна модернизация, т.е. кредиты. Но ЕС денег не дает.
«СП»: — В народе это понимают? Или все еще верят в «светлое европейское будущее»?
— Если говорить о народе, то он не почувствовал никаких выгод от «евроассоциации». Не появилась даже возможность сбежать на заработки из страны. А негативов масса. Главный — резкое падение уровня жизни, обнищание. В таких условиях «зрадой» живет 90% украинского населения.
Народ живет своей жизнью. Верхи — своей. Одни делают вид, что слушают своих идиотов, другие всерьез верят, что научились успешно «дурить» своих граждан. Такая ситуация может тянуться бесконечно. По крайней мере, пока кому-то не надоест притворяться. Все как в плохой семье — оба ненавидят друг друга, изменяют налево и направо, но разъехаться из-за отсутствия возможности разменять квартиру не могут. Приходиться демонстрировать на людях хотя бы видимость наличия семьи.
«СП»: — Насколько серьезно все то, о чем говорит Кучма? Украина действительно разваливается?
— Я не верю ни в какие сценарии развала Украины. По моему мнению, нынешнее состояние может длиться бесконечно долго. Тем более что Западу выгоден бардак у границ с Россией.
«СП»: — Можно ли сказать, что европейские спонсоры Майдана добились своего полностью в плане превращения Украины в сырьевой придаток?
— Конечно. Во времена СССР Кучма был, по сути, королем — руководителем предприятия, от работы которого зависели многие отрасли. Во времена «независимости» сумел худо-бедно сохранить статус олигарха. А кем стал теперь, во времена «евроинтеграции»? «Придатком»… Еще и сырьевым…