В высшем руководстве Украины сохраняется большое число сторонников России. Об этом в интервью «Апострофу», опубликованном в пятницу, 23 июня, рассказал экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Николай Маломуж.
Кроме того, по его словам, у многих из представителей украинского истеблишмента есть бизнес-связи с Россией. При этом спецслужбы знают об этих отношениях, но окружение президента страны Петра Порошенко и правительство «крышует» эти связи.
«Напрямую идет контрабанда между Россией и Украиной. Мы имеем негласную информацию о том, что даже наши комплектующие к российскому вооружению поступают из Украины контрабандой через третьи страны», — отметил он.
По словам генерала, если задействованы чьи-то миллионы, человек будет ориентироваться на Россию не только в бизнесе, но и содействовать политически.
Он также добавил, что количество влиятельных персоналий в Украине, которые являются потенциальными предателями, а потом становятся открытыми врагами, зашкаливает.
«Если бы сегодня наступил день Х, все были бы шокированы точно так же, как шокированы были ситуацией в Крыму», — вторит ему экс-заместитель главы СБУ Александр Скипальский.
По его словам, несмотря на запрет на Украине Компартии, российский коммунистический центр имеет в стране конспиративные структуры и персоналии. При этом лидеры и руководители замаскированных антиукраинских организаций чувствуют себя вольготно.
«Со стороны государства и правоохранительной системы никаких ограничений для них нет, а их коррупционные связи дают им возможность общаться с врагом и сверять свои действия», — подчеркнул Скипальский.
Получается, на четвертом году «революции гидности» Украину накрыла зрада просто-таки государственного масштаба. Или заявления отставных силовиков — это отголоски «охоты на ведьм»?
— Россия враг Украины только в воспаленных мозгах ее руководителей, и тех, кто при них кормится. Мифическая «война с Россией» — это хороший бизнес, — говорит главный редактор ФОРУМа. МСК Анатолий Баранов — А на Украине вообще вся политика — это голый бизнес. У Порошенко до сих пор кондитерская фабрика в России. А что, предприятия ВПК и те, кто их лоббирует в структурах власти, — они «рыжие»? Им отказаться от прибыли из-за того, что теперь политика Киева строится ровно по пословице «выколю себе глаз, нехай у тещи зять будет кривой»? Тем более что для украинской промышленности это вообще вопрос выживания — ее продукция не нужна практически нигде, кроме российского рынка.
«СП»: — Как думаете, интервью Маломужа появилось случайно? Или прослеживается чей-то заказ?
— Политическая журналистика на Украине — это тоже бизнес. Кто-то заказал это интервью, кто-то вложился, значит, намерен получить дивиденды. Грядет какой-то передел в промышленности, олигархов с востока хотят подвинуть порошенковские — они давно имеют интересы в ВПК. Другая сторона огрызается, делиться не хочет. Отсюда и вся бессмыслица обвинений — какие-то агенты компартии. Путин, что ли, коммунист у нас?
В общем, заказуха, причем крайне тупая. Да и откуда другой взяться? Все основные пиарщики на Украине были из России, сейчас, понятно, в Киеве работают на собственных ресурсах. Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет…
«СП»: — Бывший сотрудник КГБ Маломуж приводит в качестве примера ситуацию с Крымом, среди элит которого «внезапно» оказалось немало «предателей». Много ли таких потенциальных «предателей» в Киеве?
— Все. Это исключительно вопрос выгоды. Просто в Кремле почему-то не хотят давать желаемую цену. Может, жмутся, может денег нет, а может, не хотят выбрасывать деньги на полное дерьмо. На Украине сами построили «общество чистогана», про которое читали в старых советских учебниках политэкономии. Получилась карикатура. Вчера профсоюзного деятеля, при этом ветерана «АТО», зарезали в центре Киева за то, что он неправильно собирал милостыню. Вот это украинская реальность. Все ждут «денежных потоков». И при этом все очень хотят продать родину, но искренне удивляются, что никто не покупает…
— Количество людей, не разделяющих доминирующую идеологию и риторику нынешней киевской власти на Украине, не следует преуменьшать, — отмечает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— Такие люди есть во всех слоях обществах и очевидно именно они станут основой для будущего диалога и выстраивания отношений. Другое дело, насколько сегодня действительно готовы к каким-либо реальным действиям.
«СП»: — Если воспринимать всерьез слова Маломужа, получается, что разрыв связей с России — это для «плебса», а элиты как торговали, так и торгуют?
— Интересы элит или большого бизнеса редко совпадают с публичной политикой. Картинка, создаваемая и воспроизводимая средствами медиа для масс, является инструментом умелого скрытия реальных экономических отношений, которые могут принимать самые «необъяснимые» формы с точки зрения этой самой картинки. Вряд ли стоит недооценивать цинизм тех же украинских элит, которые действительно хотели бы одновременно «воевать» и торговать с Россией в собственных интересах.
«СП»: — Но ведь многие производственные и торговые связи действительно рвутся. Есть ли какая-то логика в действиях украинских политических и бизнес-элит?
— Современная Украина представляет собой негативный идеологический проект, который осуществляется не в бизнес-логике и уж точно не в рамках общественных интересов. Впрочем, экономическая логика в данной ситуации есть, она заключается в зачистке украинской экономики для создания полностью зависимого и подконтрольного рынка колониального типа, оператором которой назначаются местные лояльные элиты, связывающих свое существование с «метрополией». Данная модель применялась и применяется к самым разным странам третьего мира и во многом обеспечивает экономическое доминирование Запада.
«СП»: — По словам Маломужа, количество влиятельных персоналий в Украине, которые являются потенциальными предателями, а потом становятся открытыми врагами, зашкаливает. Вот и экс-заместитель главы СБУ Александр Скипальский вторит ему. Так ли это?
— Украинские элиты, действительно, продемонстрировали чрезвычайную гибкость и склонность к предательству. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать на их искренность в нелюбви или в любви к России. Поиск лучших вариантов по сохранению своего статуса и возможностей для дальнейшего обогащения не прекращался никогда, и с этой точки зрения не следует удивляться любому их «перерождению».
«СП»: — К чему вообще эти заявления сейчас? Или это часть некоей политической кампании против кого-то?
— Данное заявление можно отнести к элементарной продаже страха. Украине нужен уже не только внешний враг, которым, как известно, объявлена Россия, но и враг внутри самой власти, который может нанести удар в спину в любой момент.
По мнению заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова, доверие к Порошенко потеряли не только рядовые граждане, но и те, кто на Украине считает себя элитой.
— Интервью — всего лишь форма выражения этого недоверия. Кто-то митингует на площадях, требуя решения социальных проблем, а кто-то в прессе обвиняет Порошенко и его окружение в том, что они продались России. И то, и другое указывает на недееспособность нынешней украинской власти. И в данном случае уже не столь важно, где в этих обвинениях правда, а где — вымысел.
«СП»: — По словам Маломужа, если задействованы чьи-то миллионы, человек будет ориентироваться на Россию не только в бизнесе, но и содействовать политически. Но ведь многие связи и торгово-производственные цепочки и впрямь порваны…
— При этом новых связей не возникло. Вот в чем проблема украинского бизнеса. Это происходит потому, что экономические отношения с Россией естественны, они складывались годами. А европейским компаниям не нужны конкуренты с Украины. Поэтому, конечно, украинский бизнес ищет и находит возможность сохранять отношения с Россией. Для этого нередко используются схемы с участием третьих стран. Что касается политического лоббизма, то вспомним Маркса. Экономика — базис, а политика — лишь надстройка.