Telegram попал под раздачу. Кто следующий - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Telegram попал под раздачу. Кто следующий - «Общество» 20:00 Пятница 0 539
30-06-2017, 20:00

Telegram попал под раздачу. Кто следующий - «Общество»


Telegram попал под раздачу. Кто следующий - «Общество»

Блокировка одного из самых популярных российских мессенджеров Telegram вполне может стать реальностью, хотя ее создатель Павел Дуров, чтобы избежать этого, уже заявил, что не возражает, чтобы его ресурс внесли в реестр распространителей информации.

Кому и почему понадобился Telegram?

«Детище» Павла Дурова вызвало резкую реакцию Роскомнадзора в связи с тем, что отказывается предоставлять данные о компании. Руководитель Роскомнадзора Александр Жуков неоднократно угрожал полной блокировкой Telegram, если руководство компании не предоставит ключи шифрования переписки, но Павел Дуров отказывался менять свою позицию. Отреагировал и Кремль. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что в случае блокировки Telegram можно перейти на другие мессенджеры.

В конце концов, Павел Дуров заявил, что не возражает против включения мессенджера в реестр распространителей информации в России. Об этом он написал на своей странице «ВКонтакте», подчеркнув, что регистрационные данные для этого являются открытыми и продублировал их в своём посте.

Он также указал электронный адрес, куда команда мессенджера принимает жалобы на контент, связанный с пропагандой терроризма.


«Данный e-mail также публичен и известен Роскомнадзору», — уточнил он.

При этом Дуров ещё раз заявил, что не будет выполнять «антиконституционный и нереализумый технически „закон Яровой“ — равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram».

Дуров заявляет, что исходит из заявления главы Роскомнадзора Александра Жарова, который ранее сказал, что от мессенджера требуются только данные для регистрации, а никаких других обязательств нет.

Проблема мессенджеров привлекла общественное внимание после того, как спецслужбы объявили о необходимости ужесточения контроля за коммуникацией граждан. Контрразведчики объясняют свое стремление контролировать мессенджеры очень просто — современные средства коммуникации вовсю используются террористами и преступниками. В мессенджерах договариваются о совершении терактов, вербуют сторонников, обсуждают организационные вопросы.

Например, по данным ФСБ РФ, террористический акт в Санкт-Петербурге, произошедший в апреле 2017 года, был организован и спланирован при непосредственном использовании сервиса мессенджера Telegram. Современные террористы давно освоили передовые информационно-коммуникационные технологии и сервисы и активно их используют. По мнению контрразведчиков, помешать им можно лишь с помощью ужесточения контроля за виртуальным общением граждан — в том числе и в мессенджерах.

Контроль или вмешательство в жизнь граждан?

В прошлом году был введен знаменитый «антитеррористический пакет» Ирины Яровой. В соответствии с законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организаторы распространения информации, к которым относятся и мессенджеры (а также электронная почта, интернет-форумы), обязаны в течение полугода хранить информацию о сообщениях, которыми обменивались пользователи. В случае поступления запроса от российских спецслужб или правоохранительных органов, они должны предоставить соответствующую информацию.

Многие политики, общественные деятели и юристы считают, что он существенно урезал гражданские права россиян, в том числе — на неприкосновенность частной жизни. Тотальный контроль над информацией, передаваемой в мессенджерах, тоже подразумевает, что сообщения россиян будут читать. И хотя спецслужбы утверждают, что законопослушному гражданину бояться нечего (и это действительно так), не очень приятно осознавать, что некие сторонние лица получат доступ, к примеру, к любовным сообщениям.

Тем не менее, спецслужбы настаивают на получении доступа к шифрованию переписки в популярных мессенджерах. Депутаты Госдумы даже обсуждали на встрече с директором ФСБ Александром Бортниковым вопрос о создании отечественных мессенджеров, которые бы находились под контролем государства и не создавали бы проблем ему, отказываясь от сотрудничества со спецслужбами. Но кто будет разрабатывать такие мессенджеры, депутаты почему-то не уточнили. И это тоже понятно — обсуждать не значит делать. Многие политики, при всем их жизненном опыте и профессионализме, не имеют адекватного представления о современном информационно-коммуникационном пространстве.

Адвокат: Россия следует в духе мировых тенденций

О том, что может ждать мессенджеры и как развивается отечественная и мировая практика контроля за ними, «Свободная пресса» решила спросить у известного российского адвоката Оксаны Филачевой.

«СП»: — Действительно ли мессенджеры представляют интерес для террористов, различных нелегальных радикальных или преступных организаций и сообществ?

— Как социальные сети, так и мессенджеры практически сразу после своего появления привлекли внимание радикальных группировок. Экстремистам интересен коммуникационный потенциал мессенджеров. Поскольку до последнего времени мессенджеры фактически не контролировались спецслужбами, они превратились в идеальное пространство для коммуникации членов радикальных группировок. Конспирация — одно из главных преимуществ мессенджеров. Практически все громкие теракты последнего времени совершены с опорой на ресурсный потенциал мессенджеров.

«СП»: — Именно это обстоятельство заставило спецслужбы обратить внимание на интернет-мессенджеры?

— Разумеется. В ходе различных оперативных мероприятий спецслужбы получают информацию о том, что с помощью мессенджеров террористы координируют свои действия, вербуют сторонников. Естественно, органы безопасности не смогли оставить такой аспект функционирования мессенджеров без внимания.

«СП»: — Стоит ли ожидать ужесточения контроля за мессенджерами?

— Сейчас активно обсуждается вопрос об идентификации пользователей мессенджеров. Роскомнадзор объясняет необходимость идентификации пользователей именно соображениями безопасности — и не только от террористических атак, но и от мошенников, спамеров и т. д. Еще в ноябре 2015 г. в Госдуме предлагали заблокировать Telegram. Но это, конечно, крайняя мера и вряд ли власти на нее пойдут. Другое дело, что давление на владельцев мессенджеров будет ужесточаться. В мае 2017 г. Роскомнадзор потребовал регистрации от Telegram. И это не произвол чиновников Роскомнадзора — просто закон предписывает или получить от Telegram данные, или заблокировать мессенджер.

«СП»: — А эти требования законны?

— Сейчас совершенно не является вопросом подведение под какой-либо запрет соответствующей нормативной базы. Если возникнет потребность — Госдума проголосует за должный законопроект, а президент его подпишет. Год назад были приняты т.н. «законы Яровой», которыми предусмотрено значительное ужесточение контроля над деятельностью провайдеров, в том числе — и создание баз информации, которой обмениваются пользователи социальных сетей и сотовой связи. Это 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».


«СП»: — Как обстоят дела с контролем за мессенджерами на Западе?

— О проблеме анонимности в мессенджерах сегодня много говорят «топовые» фигуры мировой политики. Например, Тереза Мэй предлагает ввести запрет на шифрование в мессенджерах. Новый президент Франции Эммануэль Макрон тоже говорит о том, что в условиях террористических угроз отсутствие у спецслужб доступа к данным мессенджеров является неприемлемым. То есть, Россия в этом плане не одинока — следует в духе времени и общемировых тенденций.

Блокировка Telegram затронет интересы двух миллионов россиян

В случае блокировки Telegram нарастят свою активность другие игроки, в том числе и иностранные, на которых куда сложнее давить. Так, ожидаемо увеличение количества пользователей таких конкурентов Telegram как WhatsApp, Viber, Facebook Messenger. Все это — иностранные мессенджеры. Кроме того, возрастает интерес к мессенджерам Mail.Ru Group — структуры, которую связывают с именем известного российского миллиардера Алишера Усманова.

В настоящее время Telegram использует примерно 2,4 млн российских пользователей. Конечно, блокировка мессенджера причинила бы им определенные неудобства. Но люди, разумеется, найдут выход из ситуации. Другое дело, что это могло стать юридическим и политическим прецедентом решения вопроса с «неугодным» мессенджером, отказывающимся от сотрудничества с государственными органами.


Блокировка одного из самых популярных российских мессенджеров Telegram вполне может стать реальностью, хотя ее создатель Павел Дуров, чтобы избежать этого, уже заявил, что не возражает, чтобы его ресурс внесли в реестр распространителей информации. Кому и почему понадобился Telegram? «Детище» Павла Дурова вызвало резкую реакцию Роскомнадзора в связи с тем, что отказывается предоставлять данные о компании. Руководитель Роскомнадзора Александр Жуков неоднократно угрожал полной блокировкой Telegram, если руководство компании не предоставит ключи шифрования переписки, но Павел Дуров отказывался менять свою позицию. Отреагировал и Кремль. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что в случае блокировки Telegram можно перейти на другие мессенджеры. В конце концов, Павел Дуров заявил, что не возражает против включения мессенджера в реестр распространителей информации в России. Об этом он написал на своей странице «ВКонтакте», подчеркнув, что регистрационные данные для этого являются открытыми и продублировал их в своём посте. Он также указал электронный адрес, куда команда мессенджера принимает жалобы на контент, связанный с пропагандой терроризма. «Данный e-mail также публичен и известен Роскомнадзору», — уточнил он. При этом Дуров ещё раз заявил, что не будет выполнять «антиконституционный и нереализумый технически „закон Яровой“ — равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram». Дуров заявляет, что исходит из заявления главы Роскомнадзора Александра Жарова, который ранее сказал, что от мессенджера требуются только данные для регистрации, а никаких других обязательств нет. Проблема мессенджеров привлекла общественное внимание после того, как спецслужбы объявили о необходимости ужесточения контроля за коммуникацией граждан. Контрразведчики объясняют свое стремление контролировать мессенджеры очень просто — современные средства коммуникации вовсю используются террористами и преступниками. В мессенджерах договариваются о совершении терактов, вербуют сторонников, обсуждают организационные вопросы. Например, по данным ФСБ РФ, террористический акт в Санкт-Петербурге, произошедший в апреле 2017 года, был организован и спланирован при непосредственном использовании сервиса мессенджера Telegram. Современные террористы давно освоили передовые информационно-коммуникационные технологии и сервисы и активно их используют. По мнению контрразведчиков, помешать им можно лишь с помощью ужесточения контроля за виртуальным общением граждан — в том числе и в мессенджерах. Контроль или вмешательство в жизнь граждан? В прошлом году был введен знаменитый «антитеррористический пакет» Ирины Яровой. В соответствии с законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организаторы распространения информации, к которым относятся и мессенджеры (а также электронная почта, интернет-форумы), обязаны в течение полугода хранить информацию о сообщениях, которыми обменивались пользователи. В случае поступления запроса от российских спецслужб или правоохранительных органов, они должны предоставить соответствующую информацию. Многие политики, общественные деятели и юристы считают, что он существенно урезал гражданские права россиян, в том числе — на неприкосновенность частной жизни. Тотальный контроль над информацией, передаваемой в мессенджерах, тоже подразумевает, что сообщения россиян будут читать. И хотя спецслужбы утверждают, что законопослушному гражданину бояться нечего (и это действительно так), не очень приятно осознавать, что некие сторонние лица получат доступ, к примеру, к любовным сообщениям. Тем не менее, спецслужбы настаивают на получении доступа к шифрованию переписки в популярных мессенджерах. Депутаты Госдумы даже обсуждали на встрече с директором ФСБ Александром Бортниковым вопрос о создании отечественных мессенджеров, которые бы находились под контролем государства и не создавали бы проблем ему, отказываясь от сотрудничества со спецслужбами. Но кто будет разрабатывать такие мессенджеры, депутаты почему-то не уточнили. И это тоже понятно — обсуждать не значит делать. Многие политики, при всем их жизненном опыте и профессионализме, не имеют адекватного представления о современном информационно-коммуникационном пространстве. Адвокат: Россия следует в духе мировых тенденций О том, что может ждать мессенджеры и как развивается отечественная и мировая практика контроля за ними, «Свободная пресса» решила спросить у известного российского адвоката Оксаны Филачевой. «СП»: — Действительно ли мессенджеры представляют интерес для террористов, различных нелегальных радикальных или преступных организаций и сообществ? — Как социальные сети, так и мессенджеры практически сразу после своего появления привлекли внимание радикальных группировок. Экстремистам интересен коммуникационный потенциал мессенджеров. Поскольку до последнего времени мессенджеры фактически не контролировались спецслужбами, они превратились в идеальное пространство для коммуникации членов радикальных группировок. Конспирация — одно из главных преимуществ мессенджеров. Практически все громкие теракты последнего времени совершены с опорой на ресурсный потенциал мессенджеров. «СП»: — Именно это обстоятельство заставило спецслужбы обратить внимание на интернет-мессенджеры? — Разумеется. В ходе различных оперативных мероприятий спецслужбы получают информацию о том, что с помощью мессенджеров террористы координируют свои действия, вербуют сторонников. Естественно, органы безопасности не смогли оставить такой аспект функционирования мессенджеров без внимания. «СП»: — Стоит ли ожидать ужесточения контроля за мессенджерами? — Сейчас активно обсуждается вопрос об идентификации пользователей мессенджеров. Роскомнадзор объясняет необходимость идентификации пользователей именно соображениями безопасности — и не только от террористических атак, но и от мошенников, спамеров и т. д. Еще в ноябре 2015 г. в Госдуме предлагали заблокировать Telegram. Но это, конечно, крайняя мера и вряд ли власти на нее пойдут. Другое дело, что давление на владельцев мессенджеров будет ужесточаться. В мае 2017 г. Роскомнадзор потребовал регистрации от Telegram. И это не произвол чиновников Роскомнадзора — просто закон предписывает или получить от Telegram данные, или заблокировать мессенджер. «СП»: — А эти требования законны? — Сейчас совершенно не является вопросом подведение под какой-либо запрет соответствующей нормативной базы. Если возникнет потребность — Госдума проголосует за должный законопроект, а президент его подпишет. Год назад были приняты т.н. «законы Яровой», которыми предусмотрено значительное ужесточение контроля над деятельностью провайдеров, в том числе — и создание баз информации, которой обмениваются пользователи социальных сетей и сотовой связи. Это 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». «СП»: — Как обстоят дела с контролем за мессенджерами на Западе? — О проблеме анонимности в мессенджерах сегодня много говорят «топовые» фигуры мировой политики. Например, Тереза Мэй предлагает ввести запрет на шифрование в мессенджерах. Новый президент Франции Эммануэль Макрон тоже говорит о том, что в условиях террористических угроз отсутствие у спецслужб доступа к данным мессенджеров является неприемлемым. То есть, Россия в этом плане не одинока — следует в духе времени и общемировых тенденций. Блокировка Telegram затронет интересы двух миллионов россиян В случае блокировки Telegram нарастят свою активность другие игроки, в том числе и иностранные, на которых куда сложнее давить. Так, ожидаемо увеличение количества пользователей таких конкурентов Telegram как WhatsApp, Viber, Facebook Messenger. Все это — иностранные мессенджеры. Кроме того, возрастает интерес к мессенджерам Mail.Ru Group — структуры, которую связывают с именем известного российского миллиардера Алишера Усманова. В настоящее время Telegram использует примерно 2,4 млн российских пользователей. Конечно, блокировка мессенджера причинила бы им определенные неудобства. Но люди, разумеется, найдут выход из ситуации. Другое дело, что это могло стать юридическим и политическим прецедентом решения вопроса с «неугодным» мессенджером, отказывающимся от сотрудничества с государственными органами.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl