В стране в этот день традиционно объявляется выходной. Выходной — это, по факту, единственное, что рядовые украинцы получают от существования Основного закона. Ведь страна уже третье десятилетие живет по неписаным законам, а после событий 2014 года ударными темпами скатывается к неофеодальному общественному строю. Намеченные властью антисоциальные реформы (медицинская, земельная, пенсионная) в угоду крупного капитала и международных ростовщиков грозят ликвидировать и без того сузившиеся до минимума за последние три года права граждан.
Формально Украина является парламентско-президентской республикой, но на сегодняшний день превратилась де-факто в суперпрезидентскую. Ведь Петр Порошенко, пытаясь компенсировать стремительный обвал собственных рейтингов, концентрирует в собственных руках колоссальный административный ресурс.
Постепенно под президентскую ветвь власти под видом реформы загоняют судебную систему. До 31 декабря 2017 действует переходный период, в течение которого Порошенко может единолично создавать, реорганизовывать и ликвидировать суды, а также переводить судей из одного суда в другой. Подобным полномочиям мог бы позавидовать любой из предыдущих президентов Украины, даже несмотря на то, что украинские суды всегда работали в логике «телефонного права».
Все действия Порошенко сей час подчинены исключительно политическому самосохранению. Потому ни о каких конституционных изменениях в части выполнения Минских соглашений говорить не приходится. Ведь реинтеграция Донбасса с высокой долей вероятности станет тем фактором неопределенности, который разрушит хрупкий политический баланс, сформировавшийся по итогам Майдана (и окончательно оформившийся весной 2015, когда был нейтрализован центр силы в лице Коломойского).
Речь не только о возврате в электоральное поле Украины порядка двух миллионов нелояльных избирателей, но и о принципиальном изменении взаимоотношений между центром и регионами. Вслед за Донбассом расширения полномочий неизбежно потребуют другие регионы, что грозит центральной власти риском значительного уменьшения размера коррупционной ренты. Ведь не секрет, что должности руководителей областей и районов продаются, а каждый руководитель обязан обеспечивать бесперебойный денежный поток «наверх».
Попытки внести элементы децентрализации в систему управления предпринимались в эпоху Кучмы, когда в 2001 году на Всеукраинском референдуме 81% избирателей поддержал идею двухпалатного парламента (верхняя палата представляла бы интересы регионов), но депутатский корпус Рады проигнорировал мнение народа.
Единственный шаг в направлении урегулирования ситуации в Донбассе сделан был Киевом осенью 2014, когда Верховная Рада приняла закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Но через несколько месяцев данный нормативно-правовой был заморожен признанием неподконтрольного Донбасса «временно оккупированными». На данный момент клиентела секретаря Совбеза Турчинова инициирует принятие законопроекта «О государственной политике восстановления суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей», что может окончательно торпедировать «Минск-2».
Не приходится говорить и о принятии законопроекта об импичменте, который разрабатывает «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Команда Порошенко в парламенте и судебных инстанциях (в т.ч. в загоняемом в «реформаторское» стойло Конституционном суде) будет всячески блокировать подобные инициативы. Хотя, с точки зрения декларируемого курса на евроинтеграцию, принятие закона об импичменте должно быть для президента делом чести.
Одной из интриг будущего политического сезона на Украине может быть изменение Конституции, предполагающее уменьшение полномочий президента и, соответственно, усиление роли парламента. Слухи о подобной сделке между фракциями «Народный фронт» (Аваков-Турчинов-Яценюк) и «Блок Петра Порошенко — Солидарность», входящими в парламентскую коалицию, все настойчивее распространяются в украинском медиаполе. Для Порошенко это, с одной стороны, способ минимизации рисков от потери своего поста по итогам выборов в 2019 году, а, с другой, он сможет рассчитывать на пост премьер-министра, продлив свое пребывание на украинском политическом Олимпе и после 2019.
Впрочем, перетягивание каната полномочий и нюансы конституционного устройства государства совершенно неинтересны простому народу, занятого исключительно собственным выживанием. День Конституции Украины — всего лишь еще одно напоминание о колоссальном отчуждении правящего класса от всей страны.