Пожар на нелегальной свалке в Юрмале выявил ту же проблему, что и в подмосковной Балашихе — безуспешную борьбу местных жителей с вредным объектом. Только если в Балашихе дело пошло лишь после жалобы Владимиру Путину, то в Юрмале — после поджога. Полиция так и считает: свалку подожгли.
Выявил пожар и еще одну проблему. В понедельник 3 июля начальник Государственной службы окружающей среды (ГСОС) Инга Колегова сообщила журналистам, что Латвия может обратиться к Швеции с просьбой покрыть расходы на расчистку территории. На свалке обнаружено множество пластмассовых отходов со шведской маркировкой. Фактически, по словам чиновницы, 95% отходов в окрестности курорта могли быть завезены из Швеции.
Правда, неясно, как удастся предъявить требования, так как по правилам Евросоюза бытовые отходы в странах — членах ЕС — перемещаются также свободно, как и товары? О чем и рассказала Инга Колегова. Но подчеркнула: если будут обнаружены нарушения в перевозке этих отходов, то отправившая их страна должна либо принять мусор назад, либо покрыть расходы. Какие могут быть нарушения, если не нарушен регламент ЕС — пока не сообщается. Возможно, шведские отходы тоже были нелегальными, как случается и с товарами. Шведское агентство окружающей среды выясняет ситуацию вместе с латышской Госполицией и коллегами-экологами балтийской республики.
В отличие от Балашихи свалка в Юрмале действовала лишь с осени прошлого года, но и за это время туда успели свезти 23 тысячи тонн отходов — в основном пластмассовых, а также вредный для окружающей среды мусор. Владельцы объекта — предприятие «Prima M» — не имели права на организацию свалки. Но вот парадокс: жители юрмальского района Слоке (а это почти половина населения города-курорта) жаловались, и это не давало результата. Но свалку в марте все же проверили и решили пока не закрывать. Запрет на нее отложили. Вывезти мусор обязали сначала к 1 июня, потом — к 24 июня.
Но главное — не нашли экологических нарушений. Зато сейчас, после пожара, выясняется: примерно 1% от общего объема мусора в 23 тысячи тонн представляет опасность и без пожара. Министр охраны среды и регионального развития Каспар Герхардс рассказал, что обнаружены батарейки, электрические провода, аэрозольные баллончики, опасные бытовые отходы. Забавно еще и то, что объект, о котором было известно, пытались замаскировать зеленой тканью, из-за чего его можно было обнаружить только с вертолета. Ну, или инспекторам — на месте. Секрет, о котором знали все…
Причину и виновников пожара пока не установили. Госполиция ведет расследование. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис сформировал комиссию, которая должна изучить проблемы хранения отходов в стране. После пожара осталось примерно 14 тысяч тонн мусора. Правительство выделило 700 тысяч евро на приведение в порядок территории, но если удастся найти виновных в происшествии, расходы будут возложены на них. Предприятие «Prima M» утверждает, что у него нет средств на эти работы.
Ну а пока идет спор о том, кому отвечать за появление свалки. Парламентский секретарь министерства по делам окружающей среды и региональному развитию Янис Эглитис свалил вину на Юрмальскую думу. Мол, жители жаловались, а депутаты не принимали мер. Мэр Юрмалы Гатис Трукснис отверг обвинения. «Жалобы жителей получает именно Госслужба окружающей среды, и именно с ее стороны не последовало никакой реакции! Конечно, легче обвинить самоуправление, а не оценивать полное бездействие со стороны находящихся в подчинении организаций», — заявил он. И выразил возмущение ее действиями, а также работой Госинспекции здоровья в связи с пожаром.
«Это немыслимо, чтобы на четвертые сутки после пожара от ответственных структур в самоуправление не поступало никакой информации о том, как жителям Юрмалы действовать в подобных ситуациях. Только спустя четыре дня были опубликованы общие сообщения, адресованные жителям, хотя это нужно было сделать в первый же день. После пожара Госинспекция здоровья не сочла нужным взять анализ воды, его взяли лишь после многочисленных требований», — утверждает мэр Юрмалы.
Город-курорт действительно пострадал. Руководитель общества «Ekodizaina kompetences centrs» Яна Симановска сообщила агентству LETA: даже если ветер рассеял диоксин, который выделился в окружающую среду в результате пожара, в природе он не распадается. По ее словам, если ветер унес вредные вещества, образовавшиеся при пожаре на Юрмальской свалке, в Балтийское море или в Швецию, «впоследствии все вернется к нам через шпроты на тарелках».
Однако Яна Симановска попыталась успокоить жителей и гостей Юрмалы. Тяжелые болезни из-за пожара у них не ожидаются. «В качестве примера приведу итальянский Севезо, где 70-е годы взорвался завод, и в атмосферу попало огромное количество диоксина, — рассказала она агентству LETA. — Всего у двух местных жителей канцерогенные явления наблюдались лишь спустя 20 лет, но, конечно, там были и другие влияющие факторы».
Кроме того, Инспекция здравоохранения назвала места в Юрмале, где нельзя пользоваться водой из индивидуальных мест водозабора, так как грунтовые воды тут связаны с территорией, на которой расположена нелегальная свалка.
Начальник Государственной полиции Интс Кюзис сообщил: начат уголовный процесс по статьям Уголовного закона о загрязнении земли, лесов и вод и загрязнении атмосферного воздуха.