Выдохшийся было конфликт двух стюардесс и крупнейшей российской авиакомпании неожиданно обрел второе дыхание. Крупнейший информационный ресурс Рунета «Лента.ру» провел собственное журналистское расследование и выяснил, как частная история конфликта используется американцами для создания иллюзии общественного мнения в России.
В феврале текущего года бортпроводницы «Аэрофлота» Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская подали на свою компанию в суд, обвиняя ее в дискриминации. Как утверждали истицы, работодатель предоставляет им недостаточно выгодную работу, придираясь к их весу. После того как сразу два суда первой инстанции отказали бортпроводницам в удовлетворении их исков, вопрос, казалось бы, был исчерпан. Дискуссия по поводу жалоб на то, что авиакомпания третирует «старых, толстых, страшных», как назвали сами себя сами обиженные, сошла на нет, по сути, не начавшись.
Однако спустя несколько месяцев дело вдруг ожило. 19 июня гражданская активистка Алена Попова разместила на американском сайте Change.org петицию, созданную от имени Магуриной и Иерусалимской. За две с небольшим недели, к 5 июля, петиция собрала лишь 1345 подписей. Но уже на следующий день, 6 июля, число голосов под призывом Поповой отстоять интересы двух стюардесс внезапно стало лавинообразно нарастать. На сегодняшний день петиция невероятным образом собрала более 42 тысяч сторонников, и их число продолжает увеличиваться с каждым днем.
Журналисты издания «Лента.ру», проведя расследование и проконсультировавшись с экспертами рынка интернет-услуг, пришли к выводу, что большая часть собранных подписей не может быть обусловлена естественными причинами. В раскрутку петиции «группы СТС» («старые, толстые, страшные») были вложены колоссальные ресурсы.
Журналисты также обратили внимание на то, что вне зависимости от количества собранных подписей, публикуемые на сайте Change.org петиции не имеют никакой юридической силы. Ресурс даже не является общественной организацией. Это — коммерческая структура, тесно связанная с правительственными и лоббистскими кругами США, которая хорошо освоила и применяет эффективный механизм управления массовыми настроениями во всем мире. Изучившие особенности работы этого портала «Новые известия» сообщали, что Change.org имеет штаб-квартиру в Сан-Франциско, а зарегистрирована в Денвере — американской офшорной зоне, позволяющей скрыть и финансовые дела, и своих истинных хозяев. По заявлению самого сайта Change.org, вся его недешевая инфраструктура финансируется из тех денег, которые пользователи платят за продвижение своих петиций или дарят в виде пожертвований.
Но зачем «гражданские активисты» платят команде из Денвера? На это ответила соратница Поповой — Марина Ахмедова: чтобы было что предъявить в качестве общественного мнения.
Проблема Поповой и Ахметовой, а также их подопечных заключается в том, что российские ресурсы в их пользу никаких подтверждений не приводят. Напротив, российское общественное мнение, выбирая идеальный облик стюардессы, явно настроено в пользу молодых и подтянутых. Как установил в ходе исследования авторитетный холдинг Ромир, 92% опрошенных соглашаются, что у авиакомпании с высокими стандартами качества сервиса бортпроводники должны иметь привлекательную внешность и хорошую физическую форму.
Между тем, автор петиции на Change.org утверждает, что пассажиры не обращают никакого внимания на внешний вид стюардесс — важны якобы лишь профессиональные качества. Иными словами, пытается создать иллюзию общественного мнения, согласно которому требования компании к бортпроводникам являются дискриминационными. А значит, есть повод использовать такое общественное мнение для дальнейшего давления на суд.
Что подпитывает такую активность? И свои ли деньги платят за это организаторы петиции? Попова и Ахмедова пытаются выдать свою деятельность за альтруистскую помощь попавшим в беду женщинам (которые, кстати, продолжают благополучно работать в авиакомпании, с которой судятся). Однако пиар-специалисты указывают, что массовый сбор голосов под петицией — это очень дорогостоящее мероприятие, своего рода бизнес, где на голом альтруизме далеко не уедешь.
Зачем американский ресурс пытается исказить реальную картину и тратит массу средств на «накрутку» «общественного мнения» в России? Эксперты усматривают в этом признаки современных технологий «черного пиара» в отношении той или иной корпорации. Для «Аэрофлота» такая ситуация не нова: жесткая конкуренция — привычная среда обитания для авиакомпании, тем более если она из России и успешно соревнуется на глобальном рынке с мощнейшими перевозчиками из других стран. А когда теряешь часть своего рынка, в борьбе за него все средства хороши.
Вызывает недоумение другое. В Соединенных Штатах сегодня одна из самых горячих тем — утверждения о попытках россиян повлиять на американскую политическую жизнь с помощью компьютерных технологий. Однако складывается впечатление, что американцы сами активно прибегают к приемам, в которых голословно обвиняют других. Ведется неприкрытая атака на авиакомпанию, которая является в России одним из лучших активов национальной экономики. Именно на такую мысль наводят расследования «Ленты» и «Новых Известий».