Почти 70% россиян проголосовали против введения курортного сбора. Да и экономический эффект от его введения пока что призрачный. Зачем же тогда правительство и Госдума так усиленно продвигают эту сомнительную во всех отношениях инициативу, разбиралась вместе с экспертами «Свободная пресса».
Отдых с доплатой. Чужому дяде
В среду Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении проект закона о введении «курортного сбора». В порядке эксперимента с 1 мая 2018 года он появится в четырех регионах — Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Введен он будет на четыре с половиной года (до 31 декабря 2022 года), однако к тому времени к эксперименту могут подключиться и другие территории.
Каждый регион вправе установить свой размер сбора (причем субъектам дано право даже сделать ее нулевой, а максимум — 100 рублей в сутки), в зависимости от значения конкретного курорта, времени года и продолжительности отдыха. Заплатить придется каждому, кто пробыл на курорте более суток.
Впрочем, субъектам дано право и формировать список льготных категорий населения. Такие широкие полномочия регионов объясняются тем, что деньги, собранные с туристов, будут оставаться на территории: согласно законопроекту, направлять эти средства можно только на развитие курортной инфраструктуры.
Кроме того, «экспериментальным» регионам придется решить, кто и каким образом будет администрировать сбор, а затем распределять их между курортами. Непонятно, и как именно будут контролировать расходование средств (в законопроекте расплывчато говорится о некоем контроле со стороны общественных советов).
Наконец, не определена и ответственность агентов (по закону, это все средства коллективного размещения туристов — от хостелов до санаториев) за уклонение от оплаты сбора.
Без порток… зато с багажом
После того, как законопроект утвержден Госдумой, он должен попасть на рассмотрение в верхнюю палату парламента, Совет Федерации, а затем — на подпись к президенту. Впрочем, надежды на то, что на каком-то из этих этапов его «завернут», нет.
Между тем, лоббисты турбизнеса очень стараются не допустить введения сбора. В частности, Ассоциация туроператоров России (АТОР) распространила сообщение, в котором, в частности говорится: «Введение этого механизма в условиях жесткой конкуренции отечественных курортов с зарубежными направлениями является несвоевременным, а выиграет от него разве что частный теневой сектор».
Ясно, что лишние 50 рублей за каждый день отдыха в Сочи или Кисловодске для представителя среднего класса — деньги невеликие. Но тут важнее негативный психологический эффект от новшества. Особенно на фоне того, что популярные у российские туристов зарубежные страны (особенно Болгария, Греция и Турция) из кожи вон лезут, чтобы создать себе имидж «дешевых» направлений.
На днях в Союзе предпринимателей Сочи озвучили удручающую статистику: количество поисковых запросов в «Яндексе» об отдыхе в Сочи в сравнении с прошлым июнем сократилось почти вдвое… В то время как количество запросов «отдых в Турции» за год взлетело втрое!
Новости о грядущем введении «курортного сбора» совпали с другой неприятной для туристов вестью — о скором повышении цен на авиабилеты. И снова постаралась Госдума. Депутаты внесли изменения в Воздушный кодекс: теперь авиакомпаниям разрешено не включать в стоимость невозвратных билетов норму бесплатного провоза багажа. Например, у «Аэрофлота» на внутренних рейсах это 23 кило на человека. Захочет авиакомпания — и придется за этот багаж платить. Закон разрешает! И это при российской дороговизне на все авиаперелеты.
Рисков больше, чем плюсов?
С просьбой высказать свое мнение о введении в России курортного сбора «Свободная пресса» обратилась к нашим постоянным экспертам. Так, крайне критически относится к этой инициативе старший научный сотрудник Институт экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков:
— Этот закон я считаю крайне вредным для российских курортов. Их проблемы не только в недостатке денег, а еще в том, что много бытовых неудобств: надо куда-то идти, стоять в очереди и так далее.
Обращает на себя внимание, что правительство в очередной раз нарушает свои обязательства о неповышении налогов. При том, что, по моей информации, с санаториями и без того дела обстоят не лучшим образом: загрузка падает, в стране кризис, люди экономят на отдыхе.
Я с моим богатым опытом поездок по миру что-то не помню никаких туристических сборов — ни в США, ни в Великобритании, ни в Швеции, ни в Эстонии, ни в Австрии.
Согласен с критическими замечаниями о введении курортного сбора также и основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин:
— Сторонники введения сбора говорят о том, что его размер для туриста будет неощутим, а денежные средства пойдут на поддержание курортной инфраструктуры. По их мнению, это положительно скажется на отрасли и поможет направить средства на улучшение условия для туристов.
Однако пока говорят лишь о том, что средства будут поступать в специальный фонд, и нет никаких точных данных о том, на что конкретно они будут тратиться.
Резко против инициативы выступают представители туризма, и их можно понять — в первом полугодии 2017 года наблюдалось снижение потока туристов на отечественные курорты на 30%. Вряд ли введение сбора, даже небольшого, не будет приниматься во внимание при выборе места отдыха.
Особенно, если учесть, что на Западе речь идет о дифференцированной сумме, которая зависит от звездности отеля и при европейском уровне дохода совершенно не заметна для бюджета.
В России же отечественные курорты часто предпочитают люди, которые как раз ограничены в бюджете, поэтому размер сбора для них может быть и существенным. К тому же стоит отметить, что опасения туроператоров, касающиеся ухода людей в частный сектор, вполне обоснованы — его доля, скажем, на черноморских курортах достигает 80%.
О курортном сборе за рубежом мы не раз подробно писали. Смысл сводится к тому, что за рубежом он вводится там, где уже создана вся инфраструктура, а не как у нас авансом, в счет удобств и услуг, которые когда-то будут созданы за ваши деньги.
А вот позитивный эффект от введения курортного сбора в интервью «Свободной прессе» высказал финансовый консультант, председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов:
— Следует понимать, что продвижение этой инициативы очень поддерживали муниципалитеты — именно для них она и была введена. Дело в том, что они не могут зарабатывать иначе, чем на туристической отрасли (открытии кафе, ресторанов и т. д.). Они находятся в особо охраняемых курортных зонах, в которых не может и речь идти о развитии промышленности, строительстве заводов и т. д.
Поэтому и был введен курортный сбор, чтобы дать им возможность зарабатывать на приезжающих туристах. Такие сборы есть и в других странах, причем, намного выше, чем предлагаемые в России.
Остается только надеяться, что муниципалитеты в условиях конкуренции будут устанавливать минимальные сборы, что позволит и не отпугнуть российских туристов, и обеспечить дополнительные поступления в местные бюджеты.
А вот насчет «отпугнуть» — большой вопрос. Это у нас всегда получается лучше, чем все остальное.