Материал комментируют:
Вячеслав Смирнов
Илья Шуманов
Деловой журнал Forbes опубликовал очередной рейтинг богатейших семей России. Несмотря на кризис и падение курса рубля, совокупное состояние десяти самых состоятельных фамилий за год выросло на $ 2 миллиарда.
Империя Гуцериевых — от Лондона до Москвы
По традиции, деловой журнал Forbes каждый год публикует рейтинг богатейших семей России. Оценивается их состояние по следующей методике: это цена принадлежащих бизнесменам компаний плюс стоимость земельных участков, объектов недвижимости, а также личного имущества. Нижняя «планка», чтобы попасть в рейтинг — $ 950 миллионов.
На первом месте традиционно остался клан Гуцериевых — самых, пожалуй, известных представителей ингушской общины в России. О структуре их бизнеса «Свободная пресса» уже подробно рассказывала в прошлом году.
Если про итогам 2013 года Гуцериевы заняли второе место в аналогичном рейтинге Forbes с семейным состоянием в $ 4,9 млрд., то по итогам прошлого года состояние ингушского клана составило почти $ 10 миллиардов. Это связано отчасти с тем, что в прошлом году в структуре принадлежащей бизнесменам группы «Самфар» (ранее она называлась «БИН») появилось новое направление — розничная торговля бытовой техникой.
Гуцериевы консолидируют на базе выкупленной ими сети «М.Видео» два других розничных бренда, которые с недавних пор также контролируются ими, — это «Эльдорадо» и «Техносила». Группа «Самфар» контролирует гостиницу «Националь», «Смоленский пассаж», бизнес-центр «Чайка-плаза» и много других узнаваемых активов.
Самый известный представитель клана — это 57-летний Микаил Гуцериев, который еще в 1988 году создал в Назрани один из первых в СССР частных банков «Кавказ», также зарегистрировал совместное советско-итальянское предприятие по производству мебели «Чиитал».
Самая сложная жизненная траектория оказалась у самого старшего представителя фамилии — Хамзата Гуцериева. Когда его младший брат ушел в бизнес, он возглавлял отделение уголовного розыска в Грозном.
Затем стал министром внутренних дел Ингушетии, неудачно участвовал в президентских выборах в республике, а затем перебрался в Москву и занялся бизнесом. Он являлся совладельцем московской строительной компании «ТехноИнвестГрупп» (ликвидирована по инициативе налоговых органов не далее как в июне 2017 года), а также был соучредителем коммерческого банка «Русско-ингушский» (лицензия отозвана, сам банк ликвидирован в 2015 году).
В число совладельцев группы «Самфар» входят также Микаил Шишханов и Саит-Салам Гуцериев. А с недавних пор к ключевым членам ингушской фамилии добавились еще двое — это Саид Гуцериев (сын Микаила Гуцериева), который переехал из Англии в Россию и возглавил нефтяную компанию «Фортеинвест», и племянник основателя финансовой группы Билан Ужахов, назначенный вице-президентом объединенного «М.Видео».
Дени Бажаев — самый завидный жених России
Второе место в рейтинге Forbes занимает семейство Ротенбергов: их состояние за последние три года (с момента составления первого рейтинга) сократилось с $ 5,6 до $ 4,2 миллиардов. Это, вероятнее всего, связано с санкционной политикой Евросоюза и США, в «черный список» которых попали не только сам Аркадий Ротенберг, но и связанные с ним «СМП банк» и «Стройгазмонтаж».
Напомним, что «Стройгазмонтаж» — это один из крупнейших подрядчиков на стройках «Газпрома». Кроме того, в числе его подрядов также строительство Керченского моста (223 млрд. рублей) и международного детского центра «Артек» (14 млрд. рублей).
В комментарии «Свободной прессе» заместитель генерального директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов отметил, что нахождение «под санкциями» требует от Ротенбергов наращивания бизнеса именно в России.
— Находясь в санкционных списках, Ротенберги вынуждены выводить свои активы из зарубежных юрисдикций, тем самым наращивая свою бизнес-активность в России. То есть, снижение иностранных инвестиций Ротенберга компенсируется победами его компаний в госконтрактах и участием в монопольных проектах типа «Платон» и строительстве моста в Крым, — отмечает в интервью «Свободной прессе» Илья Шуманов.
Следом за семейством Ротенбергов расположились куда менее интересные персонажи: братья Дмитрий и Алексей Ананьевы (владельцы «Промсвязьбанка»), братья Сергей и Николай Саркисовы (владельцы страховой компании «РЕСО-гарантия»), отец и сын Андрей и Евгений Зубицкие (владельцы «Промышленно-металлургического холдинга»).
Куда больший интерес, конечно, представляют колоритные выходцы из Дагестана — братья Магомедовы, Зиявудин и Магомед, владеющие многопрофильной группой «Сумма». С суммарным состоянием почти $ 1,8 миллиарда братья заняли пятую строчку рейтинга.
Дочерняя компания «Суммы» — «Мостоотряд-99» из Махачкалы — получил, в частности, крупнейшие тендеры на реконструкцию Дербента при подготовке к празднованию его 2000-летия. Занимались структуры «Суммы» и еще одной крупной стройкой в республике — реконструкцией международного аэропорта Махачкалы.
В общем, братья Магомедовы в родном регионе, который точно самым богатым в России не назовешь, чувствуют себя неплохо. В то время, как, например, Гуцериевы не ведут бизнеса в Ингушетии. Также и в Чечне не ведут бизнеса члены семьи Бажаевых, занявших в итоговом рейтинге Forbes седьмое место с состоянием почти $ 1,5 млрд. (Год назад эксперты оценивали его в $ 1,3 миллиарда).
Главный актив фамилии — это финансово-промышленная группа «Альянс», основателем которой стал Зия Бажиев. Он погиб в 2000 году в авиакатастрофе, а в настоящее время совладельцами «Альянса» являются братья Муса и Мавлит Бажаев, а также сын погибшего бизнесмена Дени Бажаев.
Входящая в состав «Альянса» компания «Русская платина» сейчас строит в Красноярске спорткомплекс «Платинум Арена», где через два года пройдут церемонии открытия и закрытия XXIX Зимней универсиады.
Надежда бизнеса — это именно Дени Бажаев, персональное состояние которого Forbes оценивает в $ 620 млн. (в прошлом году году оно составляло $ 520 миллионов). Молодой человек считается самым завидным женихом России.
«Рейтинги не учитывают реалии»
В интервью «Свободной прессе» директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов призвал не принимать выводы Forbes о точных суммах личного благосостояния за чистую монету. И вот почему.
— На самом деле любые рейтинги крайне субъективны, — рассуждает Смирнов. — Они не учитывают реалии: подставных лиц, доверительное управление, трасты, сложные офшорные схемы, родственные отношения на двоюродном-троюродном уровне. По сему все, что оценивает Forbes, несколько субъективно.
Знаете, иногда в курилке разных интересных мероприятий от знающих людей можно услышать фразы типа: «Имярек в рейтинге высоко. Только составители забыли учесть, что это не его активы, а доверенные ему „поносить“ теми, кого в рейтингах нет».
Если вам разрешили купить какой-то крупный завод или компанию задешево, это не означает что это ваш завод. Про Романа Абрамовича мы слышали, и не раз, в свое время. А сегодня смотрим в сторону АФК «Система» и тоже «радуемся».