Интересный факт: единственной республикой постсоветского пространства, «достижения» которой активно рекламировали в «незалежной» Украине, была Грузия. Об «успешном опыте» либеральных экономических реформ Михаила Саакашвили с восторгом рассказывали и «оранжевые друзья» Ющенко-Тимошенко, и «бело-голубые» представители Партии регионов, и лидеры Евромайдана.
На протяжении последних пятнадцати лет гражданам Украины беспрерывно внушали, что грузинский сценарий наиболее подходит «незалежной». Под воздействием этой пропаганды часть общества поверила, что несмотря на все политические трудности в экономической сфере, Грузия действительно «совершила рывок».
Во многом благодаря этому обстоятельству сегодня и стал возможен такой курьез, когда человек, обвиненный в гигантской коррупции и объявленный в международный розыск у себя на родине, на Украине приобрел имидж «реформатора» и имеет шансы стать преемником Петра Порошенко.
Во многом такой ситуации способствуют и СМИ. Сосредоточившись на клоунаде экс-губернатора Одесской области, они умалчивают о том, что же в действительности было реализовано в Грузии. И это несмотря на то, что Саакашвили не скрывает своего желания «перенести грузинский опыт на Украину».
Более того, соратники беглого грузинского политика открыто рекламируют в «незалежной» принятый в 2009 году «Акт экономической свободы Грузии». Особенный акцент делают на том, что в этом законе, получившем статус конституционного, было закреплено всего лишь 6 налогов.
Украинская экономика всегда страдала от наличия огромного количества фискальных сборов. Поэтому рекламам идеи снижения налогов падает на благоприятную почву. Только что стоит за этим сокращением, никто не объясняет.
Между тем, главными выгодоприобретателями от фискальной реформы в Грузии были отнюдь не грузинские, а западные компании. Прежде всего, по причине того, что снижение налогов в этой республике сопровождалось созданием льготного таможенного режима для иностранных импортеров (таможенные сборы для потребительских товаров — от 0% до 5%). Это немедленно привело к тому, что грузинский рынок наполнился импортным ширпотребом.
На этом фоне производители Грузии были не в состоянии что-то противопоставить иностранной торговой экспансии, т.к. в решающий момент правительство Саакашвили нанесло им удар в спину. Одновременно с проведением фискальной реформы, президент принял решение прекратить какую-либо господдержку местных товаропроизводителей и объявил отказ от госрегулирования экономики главным пунктом своей политической программы.
Следствием такой политики стала тотальная деиндустриализация, что не могло не сказаться на бюджете. Основным налогоплательщиком всегда оставался отечественный товаропроизводитель, т.к. большинство налогов не распространялось на иностранные компании.
Так, вместо налога на прибыли в Грузии ввели налог на дивиденды. Но все иностранные компании, как правило, были нерезидентами. Соответственно, их собственники получали дивиденды за пределами Грузии. Согласно грузинскому законодательству доходы иностранного происхождения не могли облагаться налогами.
Помимо этого, правительство, предоставив иностранным компаниям льготы по вывозу сырья из страны, отменило НДС на экспортные операции. В итоге западные фирмы вывозили природные запасы страны, нередко вообще не уплачивая ни единого лари.
На фоне резкого сокращения доходов в госбюджет, Саакашвили не нашел ничего лучшего как пойти на беспрецедентное сокращение социальных программ.
Вначале ликвидировали Пенсионный фонд и фонды социального страхования. Затем еще больше минимизировали и без того мизерные пенсионные выплаты. Для сравнения: сегодня средняя пенсия в Грузии составляет 60 долларов (3450 рублей). Это в 4 раза ниже, чем в России (13700 рублей). Подняли пенсионный возраст — до 60 лет для женщин и 65 для мужчин (в полном объеме пенсионные выплаты начинают осуществлять вообще с 67 лет для мужчин и женщин).
Коммерциализировали высшее образование и медицину, сделав их полностью платными. Наконец, ликвидировали систему ЖКХ вместе с системой централизованного отопления. Дошло до того, что ввели повсеместную плату за проезд на лифтах высотных домов (по жетонам).
Куда ни глянь — за все надо платить. И это при том, что в результате деиндустриализации в стране резко выросла безработица. Так, сегодня из 3,7 миллиона жителей Грузии внутри страны работают менее 750 тысяч. Остальные выживают за счет заработков за пределами родины. За границей трудится по разным данным от 1,6 до 2 миллионов грузин. Фактически главным «экономическим достижением» правительства Саакашвили и стал этот невиданный по размерам экспорт рабочей силы.
В довершение всего, власть решила еще и унизить своих граждан тем, что стала налево и направо раздавать грузинское гражданство всем иностранцам без разбору. Чтобы получить гражданство Грузии, было достаточно просто предъявить любой документ удостоверяющий личность. Мгновенно подданными республики стали представители самых нищих стран Африки и Азии. В Грузии они оказались в привилегированном положении, т.к. имели право сохранять свое прежнее подданство в то время, когда самим грузинам двойное гражданство было запрещено.
А чтобы соотечественники не вздумали протестовать, Саакашвили приравнял организацию забастовок к «угрозе государственному строю и нарушению Конституции».
Все это и стало причиной всеобщей ненависти к экс-президенту Грузии на его родине. Его готовность максимально навредить собственному народу оказалась настолько отвратительной, что Саакашвили стали брезговать даже его западные «партнеры».
И теперь главная интрига заключатся в том: хотят жители Украины себе такого «грузинского будущего»?