С майданным вещанием на полуостров пока не задалось. Телевышку на приграничном Чонгаре торжественно открыли еще 17 марта. Прошло полгода, однако укро-каналы Крым не принимает. Похоже, украли «небратья» гроши или не хватило ума организовать трансляцию. Хотя появилась новая идея. 150-метровую вышку решили использовать как гигантскую глушилку против «москальського телебачення», которое вполне спокойно показывает по Херсонщине.
— Совет национальной безопасности и обороны Украины выстроит систему, как исключить прием аналогового и цифрового эфирного вещания из аннексированного Крыма на территорию материковой Украины, — отчитался член информационной Нацрады Сергей Костинский, лично отвечавший за работу чонгарской башни. — На сегодняшний день есть стратегия глушения вражеского сигнала, в первую очередь, это касается зоны проведения «АТО». Нацрада уже направила письмо в СНБО, где мы проинформировали относительно глушения сигнала телеканалов и радиостанций, которые работают с Крыма, из Красноперекопска, которые вещают на юге Херсонской области.
То есть, если сами не смогли, надо уничтожить чужое. Вот повестка ближайшей сессии Херсонского горсовета: утверждение и доминирование украинского языка как государственного; расширение сети учебных заведений для непрерывного воспитания и обучения на украинском; перевод региональных СМИ с русского на украинский; употребление украинской мовы во всех коммунальных учреждениях и предприятиях. 1 млн.200 тыс. гривен выделят на закупку книг «популярных украиномовных писателей», неизвестных никому. По миллиону гривен в год пойдет на украинские учебники. Русский язык, на котором говорит практически весь Херсон — не получает ничего.
Новый яро русофобский «Закон об образовании» еще не вступил в действие. Но мэр соседнего Днепра, известный «вешатель» Борис Филатов уже фейсбучит: «Безжалостно будем увольнять всех педагогов, кто позволяет сепаратистские высказывания. Некоторые наговорили себе в соцсетях на вечный „волчий билет“. Тереть бесполезно. У нас все ходы записаны».
Пану Филатову вторят единомышленники. Характерный пост активистки днепровского «Укропа» Марии Соломоновой:
— Очень хорошее решение. Грузят детей сепаратизмом и пророссийской брехней в основном старпёры, а молодежь у нас правильная — украинская! Хотелось, чтобы те, чьи «ходы» записали, в конце концов, понесли наказание. Если не уголовное, хоть административное наказание! И конечно же, немедленное увольнение, с последующим запретом вести преподавательскую деятельность!!! Я лично знаю этих тварей, убить готова!..
И на таком вот культурно-гуманистическом фоне соседней страны «ватники» Севастополя просят бюджетной поддержки для своего «Музея быта Западной Украины». Почти невероятно, но такой музей действительно есть в удивительно красивом пригородном селе Черноречье. За Перекопом люто ненавидят все русское, а «город русской славы» вполне серьезно озаботился реконструкцией этно-культурной экспозиции укров-западенцев.
Еще при Союзе сюда на постоянное место жительство переехала семья Кузменюков. Почувствовав тоску по своей малой родиной — Буковине, эти самые Кузменюки решили обставить новое жилище «украинскими аутентичными вещами». Так сказать, уникальными предметами быта конца XIX и XX веков, к которым генетически привыкли.
Например, в 2002 году в Черноречье привезли сельские платья-горботки, меховые безрукавки-киптари, женские рубашки-вышиванки и прялку. Экспозицию дополнили кожухи, сардаки, поркяныци, сапоги, постолы, гуцульские головные уборы «чильце», платки, рушники-«перемитки», шляпы-крисани… Установили ткацкий станок «кросна» и разное оборудование для прядения и шитья. На площадке открытого хранения экспонатов — западенские телеги-фиры, сани, сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего потребления галичан. Интерьеры украшены вышитыми полотенцами, закарпатскими коврами-коцами, некими «налавниками», «залавниками» и прочими хуторскими поделками.
Осенью 2008 года севастопольский «Музей быта Западной Украины им. Ивана Снигура» был освящен униатским священником и начал функционировать. Процитируем нынешний рекламный блог: «Организуются экскурсии, творческие вечера, семейные и корпоративные мероприятия, по предварительному заказу проводятся дегустации вкуснейших блюд буковинской и украинской кухонь. Во дворе музея имеется зона отдыха с террасой, на которой можно трапезничать с потрясающим видом на Байдарскую долину Крыма. Приглашаются все желающие познать традиции и культуру братского народа».
Умилительный текст — особенно если забыть, как расстреливал жителей донецкой Авдеевки добровольческий батальон «Карпатська Січ» и кроваво лютовали прочие карбаты, сформированные из галицийских вуек. Как жгли эти шановные доброди крымский «Беркут» и забивали дубинами пленных крымчан из «Антимайдана».
Тысячи смертей, море запредельной жестокости в Донбассе. Но несли псы-нацисты горе и самой Тавриде! Засыпанный Северо-Крымский канал — с лютой надеждой, что полуостров погибнет от жажды. Товарная блокада, чтобы страдали от голода. Взорванные ЛЭПы и жесточайший зимний блэкаут, который должен был задавить холодом сотни тысяч людей. Такое не забывается. И все равно зовут «познать культуру братского народа». Любоваться бандеровскими вышиванками, в которых так симпатично выглядят детишки на уроках «боевой славы ОУН- УПА» *. А наши откликаются, как ни в чем не бывало.
Первой интернет-клич бросила некая жительница Севастополя Ольга С., бизнес-тренер по «красоте и здоровью». У нее в Фейсбуке все в порядке — #КрымНаш, «Мы в Росси» и т. п. Никакого отношения к местным желто-голубым укропитекам она не имеет. Однако блаженные чувства не дают покоя.
Побывав в Черноречье и скушав «буковинский баклажан по-домашнему», дама недоумевает, почему городское управление культуры не оказывает помощи этому интереснейшему начинанию — музею западно-украинского быта! Даже сомневается, что чиновникам о нём известно.
Следом благородно завозмущалась прогрессивная общественность. Запостили охи-ахи о «культурном проекте, который достоин высокой похвалы». Раздались требования бюджетной поддержки, помощи от губернатора и «организации сотрудничества с другими культурными учреждениями».
Однако большинство пользователей считает иначе. Вот типичные комменты:
— С западно-украинским бытом — в заперекопье, оно там в разгаре…
— Честно, мне не понравилось. Пытались встретить там Старый Новый год, мамалыга оказалась обыкновенной кукурузной кашей типа из пакетиков, колбаски из магазина, типа охотничьих. И хозяйка попыталась побыстрей избавиться от гостей. Видимо, не по вкусу пришлись. Ни разу после этого группы туда не водили. Думаю, мое мнение тоже имеет право быть.
— Пусть попрыгают, сменят летний дуршлаг на утепленную кастрюлю и тридцать три раза крикнут СУГС.
Есть еще одна знаковая подробность севастопольской реакции. Нормальной, человеческой. Никто не призывает шашкой махать, хотя для современной Украины подобный вариант был бы просто-таки обязательным. Достаточно погулять по самостийным сетям, чтобы убедиться — «країна гідності» живет тотальной ненавистью.
Зато люди активно предлагают перенести в Черноречье памятник Тарасу Шевченко с площади Комбата Неустроева. Жутковатый монумент подарил Севастополю канадец украинского происхождения Василь Свентицкий. Степан Андреевич Неустроев — русский офицер, Герой Советского Союза, командир батальона, штурмовавшего Рейхстаг. К чему на площади его имени черная сгорбленная фигура кобзаря, по факту ставшего символом украинского национализма?
Многие убеждены, что туда же следует утащить каменную Лесю Украинку, поставленную на Площади 1 Мая — в самом центре исторического района Балаклавы. И тогда частный музей Кузменюков действительно обогатится «високою українськую спадщиною».
Тем более, подобные прецеденты случались. Нет, никто не разбивал монументы ломами, как делают это взбесившиеся бандерлоги. Например, севастопольцы аплодировали, когда по решению властей города-героя был аккуратно демонтирован памятник гетману Сагайдачному.
Выходец из львовских шляхичей, кошевой атаман Запорожской Сечи Петро Конашевич-Сагайдачный известен как организатор успешных походов запорожских казаков против Крымского ханства и Османской империи. Хотя современным самостийным идеологам особо любим за другие «подвиги». В 1618 году по приказу короля и Сейма Речи Посполитой войско под командованием Сагайдачного совершило поход на Москву. За немыслимые зверства и разорение земель Русского царства польский король заплатил гетману 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна.
Фигуру Конашевича-Сагайдачного установили в Севастополе после «оранжевой революции» по инициативе ющенковского назначенца, главы горадминистрации Сергея Куницына и вице-адмирала ВМСУ Игоря Тенюха. Весной 2014-го оба деятеля требовали «разбомбить сепаратистов Крыма».
Каменный гетман, появившийся вблизи бухты Круглой в день 225-й годовщины Севастополя, изначально был бракованным скульптурным изображением «пляшущий казак», которое планировалось сдать в металлолом. Подретушированный герой «борьбы с москалями» пригодился в качестве монументального средства украинизации.
Символично, что скульптура стояла на обрезке большеформатной трубы от канализационного коллектора. Рядом пришлось выставить милицейский наряд — горожане грозились самостоятельно демонтировать уродливое изваяние. После Крымской весны гетмана аккуратно сняли, культурно упаковали, и памятник на автомобильной платформе уехал в Киев. Причем в буквальном смысле вперед ногами.
А по «Музею западно-украинской культуры» есть еще интересные предложения. Местным симпатикам вышиванок и прочих кожухов настоятельно рекомендуют съездить в соседнюю Запорожскую область. Посмотреть, действует ли музей русской культуры в большом запорожском селе Астраханка, основанном выходцами из Тамбовской и Астраханской губерний? Или заехать в соседнее село Новобогдановку, где с ХIХ века жили крестьяне Курска и Орловской губернии.
Понятно, что сегодня в Новобогдановке и Астраханке не найти даже намека на русские этнические экспозиции. Ведь это память о клятых сепарах и колорадах. Русский мир надо жечь — убеждены наследники Бандеры.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.