Следователи установили всех причастных к убийству в Киеве бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова. Заказчиком убийства, по версии Генпрокуратуры, был бывший гражданский муж вдовы экс-парламентария Владимир Тюрин. Об этом в понедельник, 9 октября, сообщил на брифинге генпрокурор Украины Юрий Луценко.
«Удалось воспроизвести полную хронологию событий, от подготовки преступления до задержания подозреваемых лиц», — рассказал Луценко. По его словам, экс-депутата застрелил Павел Паршов «по предварительному сговору с гражданами Украины Василенко, Лосем, Левинцом и Тарасенко».
Сам Паршев был смертельно ранен на месте преступления, двое его сообщников задержаны. Еще двое, по данным следствия, в настоящее время находятся за пределами страны.
Причиной убийства, по версии следствия, стали показания, которые Вороненков дал следственным органам Украины по событиям 2013−2014 годов. Этих показаний в международных судах опасались в Москве, — уверен Луценко.
По его словам, у Тюрина были и личные мотивы для устранения Вороненкова. «Заказчик имел личные мотивы для убийства — 8 лет тому назад он был гражданским мужем Максаковой, которая, как известно, на момент убийства была женой господина Вороненкова», — отметил Луценко.
Тюрину сообщено о подозрении в организации убийства Вороненкова, теперь дело будет передано в суд, подчеркнул генпрокурор. Кроме того, он сообщил, что Киев намерен потребовать у России экстрадиции Тюрина. При этом генпрокурор не исключил возможности объявления его в международный розыск, а также процедуры специального заочного осуждения, если в экстрадиции будет отказано.
Генпрокурор также обвинил в подготовке преступления «руководство ФСБ» и главарей «российского преступного мира».
Между тем, вдова Вороненкова Мария Максакова не поверила в версию, выдвинутую ГПУ. По словам скрывающегося на Украине экс-депутата российского парламента Ильи Пономарева, она регулярно общалась Тюриным.
«Следует подчеркнуть, что у господина Тюрина не было прямого мотива заказывать это убийство, и с самого начала, когда эта версия рассматривалась, Маша считала ее невероятной, потому что она с ним регулярно общается, он отец двух ее детей, эти дети живут с ним. И для нее эти выводы — это шок и личная трагедия», — заявил Пономарев в понедельник на совместном брифинге с генпрокурором Украины Юрием Луценко. При этом он высказал мнение, что следствие было не ангажированным, отметив, что и он сам, и Максакова доверяют его результатам.
Экс-депутат также допустил, что Россия может выдать Тюрина Украине, поскольку тот имеет первое гражданство Казахстана. «Теперь есть вариант выдать этого человека РФ, поскольку он имеет гражданство Казахстана и получил российское гражданство намного позже… Согласно Конституции РФ, он может быть выдан Украине. Либо же РФ скажет, что это наш политический интерес, и откажется его выдавать и тем самым распишется с точки зрения того, кто именно был в этом заинтересован, — заявил Пономарев.
Напомним также, что Вороненков был объявлен Москвой в международный розыск, против него было возбуждено уголовное дело.
— Убитый, скорее, был политическим «решалой», но не носителем секретов. Ничего такого сверхъестественного погибший не знал, так как не входил в ближний круг тех, кто способен принимать важнейшие решения в России, — считает политолог Иван Лизан — Если бы он что-то и знал, то всё это Киев сразу же выплеснул бы в прессу, а не стал бы дожидаться суда над Януковичем. Так что у ФСБ нет явных мотивов его убивать, хотя именно ФСБ обвиняли украинские власти первоначально.
Что же касается бывшего супруга Максаковой, то тут бы следствию и разобраться, но никакого внятного и вменяемого расследования, конечно же, не будет.
«СП»: — Что Киев хочет продемонстрировать? Причастность Москвы или умение быстро раскрывать преступления?
— Киеву нужны поводы для нагнетания антироссийской истерии, а не расследования. Так что никакого расследования не будет. Правду мы узнаем не раньше следующего политического цикла, конечно, если Порошенко не переизберётся.
«СП»: — Луценко заявил, что Киев потребует экстрадиции Тюрина. Пономарев считает, что это возможно, так как у того первое гражданство Казахстана.
— Учитывая фон украино-российских отношений, вероятность экстрадиции крайне низка. Скорее, это «хотелки» Киева и симуляция бурной деятельности со стороны Генпрокуратуры.
«СП»: — Насколько убийство Вороненкова и требования Киева об экстрадиции Тюрина могут повлиять на отношения России и Украины? Они вроде и так хуже некуда…
— А никак не повлияют. Отношений нет, и не будет. Улучшать их в Киеве не намерены.
— Думаю, чтo причину убийства не стoит искать в ревнoсти двух мужчин, не пoделивших даму. Вoрoненкoв пo oснoвнoму рoду занятий был пoлукриминальным «решалoй», и впoлне вoзмoжнo, чтo у бывшегo мужа с мужем «актуальным» были и сoвместные дела, — предполагает бывший депутат Госдумы Дарья Митина.
— Правда, генпрoкурoр Луценкo пытается подтянуть к этому и политику, мoл, «крoвавая рoссийская гебня» наняла Тюрина, чтoбы егo руками устранить важнoгo свидетеля на грядущих междунарoдных судебных прoцессах.
«СП»: — Выдаст ли, по-вашему, Россия Тюрина?
— Россия вполне может выдать его Украине, ведь не секрет, что, не взирая ни на какие пoлитические разнoгласия и oслoжнения между двумя гoсударствами, рoссийские и украинские силовики не прекращали сoтрудничать (пo антитеррoристическoй, антикриминальнoй тематике). Но чем бoльше генпрoкурoр Луценкo будет визжать o «кровавой руке Кремля», тем шансов на такую выдачу меньше.
«Пока все доказательства не изложены, бессмысленно говорить о «правдоподобности» или «неправдоподобности» версий, — отмечает украинский политолог Юрий Городненко.
— Юриспруденция — это, прежде всего, точность и конкретность, а не гипотезы. Другое дело, что в убийстве Вороненкова явно прослеживается криминальный след. Вся его прежняя деятельность связана с криминальным миром. Что же касается Максаковой, то ей, конечно, сложно признать, что спонсором ее творчества были лица из криминального мира. Поэтому она не признает любую версию убийства на криминальной основе. И здесь не важно, кто заказчик — Тюрин или кто-то другой.
«СП»: — В России ведется параллельное расследование? Где его результаты? Должна же Москва чем-то ответить Киеву…
— Обычная практика: первоначальное расследование проводит полиция той страны, в которой человек был убит. Конечно, с подключением государства, гражданином которого убитый являлся. Но в нынешней ситуации сложно представить приезд представителей МВД или ФСБ России в Киев, для участия в расследовании гибели Вороненкова. Если бы это произошло, то представители РФ сразу же стали объектом провокаций, а расследование было бы еще более политизировано и стало предметом для новых обвинений в адрес Москвы.
Наверное, нынешняя позиция — дождаться официальных результатов расследования — наиболее правильная. В конце концов, Украина отвечала за безопасность Вороненкова. И если она выдвинет обвинения в адрес Москвы, то фактически сама признает себя виноватой в том, что не обеспечила защиту экс-депутату Госдумы.
«СП»: — Будет ли Тюрин выдан Киеву? Ведь Конституция запрещает выдавать граждан, совершивших преступление на территории другого государства?
— При чем здесь выдача Тюрина? Если гражданин Российской Федерации был убит гражданином Российской Федерации, то убийцу должен судить российский суд. Другой дело, что Порошенко и К° явно сами хотят избавиться от дела Вороненкова, видя всю его бесперспективность. Это же не юрист и не бывший сотрудник ФСБ. Тему политического убийства сложно будет раскрутить. Как я полагаю, делишки Вороненкова хотели связать с Грызловым, но эта тема быстро была признана бесперспективной. И теперь от его дела пытаются избавиться. Просто не знают, что с ним дальше делать.