Кто не в курсе, пусть удивится: по данным рижского издания Dienas Bizness, в списке ведущих латвийских миллионеров — несколько русских фамилий. Более того, список возглавляет не латыш, а 43-летний Олег Филь, один из владельцев банка ABLV Bank.
Он лидирует в перечне «100 самых богатых латвийцев», обнародованном бизнес-журналом Dienas Bizness. Конечно, по сравнению с российскими олигархами его состояние невелико — оценивается в 315 миллионов евро, но таковы масштабы маленькой страны, и главное и удивительное тут, что лидер — не латыш. Ну и его состояние, оказывается растёт — по сравнению с прошлым годом на 5 миллионов евро.
Второй-то — латыш, Эрнест Бернис, но он — партнёр Филя. Бизнес общий. Состояние — 312 миллионов евро, и тоже выросло на 5 миллионов.
А третий, уж извините, тоже никак не латыш. Леонид Эстеркин, ведущий владелец другого банка — АО Rietumu banka. Его состояние бизнес-журнал оценил в 226 миллионов евро. Правда, дела идут похуже, чем у конкурентов — на 24 миллиона меньше прошлогоднего.
Кстати, пятерку главных богачей Латвии замыкает его партнёр, совладелец Rietumu banka Аркадий Сухаренко, чьё состояние, по данным бизнес-журнала, упало за год 12 миллионов евро до 116 миллионов. А на четвёртом месте, наконец, не банкир, а производитель — совладелец компании Mikrotikls Арнис Риекстиньш. Его состояние — 162 миллиона евро, выросло за год на 12 миллионов. Ну что ж, продукция не подпадает под эмбарго России, введённое в ответ на санкции против нашей страны. Компания разрабатывает и продаёт проводное и беспроводное сетевое оборудование. Указаны маршрутизаторы, сетевые коммутаторы, точки доступа, а также программное обеспечение — операционные системы и вспомогательное ПО.
Идём дальше. В первой десятке возникает ещё одна русская фамилия — на седьмом месте глава акционерного общества Olainfarm Валерий Малыгин с 70 миллионами евро, улучшивший своё состояние за год на 18 миллионов. Его предприятие является одной из крупнейших компаний в странах Балтии с 45-летним опытом производства в области создания лекарственных препаратов, активных химических субстанций и других химических веществ. Перед ним — 6-й — американский латыш Юстс Николай Карлсонс, занимающийся недвижимостью.
Возникает естественный вопрос: почему русские богачи Латвии, ведущие богачи, не влияют на общественное мнение? Почему Латвия стоит на откровенно антироссийских позициях, и вот сейчас вместе с Польшей, Литвой и Данией воспротивилась нашему проекту «Северный поток-2», в то время как другие страны-члены Евросоюза не против? Почему русские Латвии подвергаются дискриминации — у них проблемы с получением гражданства, а стало быть и ограничения в получении работы, русский язык выдавливают из сферы образования и т. д., а русские олигархи Латвии не стучат кулаком?
Нам не известны их воззрения, но известно, что даже большое богатство никого не спасёт от гнева националистов, если сунешься в большую политику, да ещё со стремлением откровенно поддержать отношения с Россией.
Есть в Латвии такой олигарх, мэр Вентспилса Айвар Лембергс. Когда-то он тоже был в числе богатейших людей страны, соратники пытались продвинуть его на пост премьер-министра. Но мэра угораздило твердить о необходимости нормального сотрудничества с РФ. Ещё бы — Вентспилс — это не банк. Незамерзающий порт. До конфликта Запада с Россией из-за Крыма был важным звеном в экспорте российской нефти и каменного угля через Балтийское море. Более того. В этом году наша страна предлагала Латвии поучаствовать в проекте «Северный поток-2», Лембергс пытался получить заказы от РФ, но правительство республики категорически запретило участвовать вообще в каких-либо проектах, связанных с газопроводом.
Ну и ещё мэр Вентспилса ухитрился критиковать НАТО. Что тут поднялось! И где сейчас вентспилсский олигарх? Нет, конечно, он по-прежнему богатый человек, если сравнивать с простыми смертными, пользуется уважением горожан, но в списке ведущих богачей его и в помине нет. Не говоря уже о том, что власти постоянно придумывают против него уголовные дела, правда, пока заканчивающиеся пшиком.
Или вот сейчас в Латвии скандал — так называемое «дело олигархов». В СМИ вдруг всплыли тайно записанные разговоры богачей и политиков в одном из номеров Рижской гостиницы Ridzene в период 2009—2011 годов. Они пытались влиять на дела в стране. Были и рассуждения о России, противоречащие официальной политике Латвии. На карандаш правоохраны и других разоблачителей неправильных олигархов попали тот же Айвар Лембергс, а также Айнар Шлессерс, Андрис Шкеле. Чем эта история закончится — пока не ясно.
В общем, понятно: выступать за добрососедство с нашей страной, даже если и хочется, влезать в дела, организованные новым «старшим братом», — себе дороже. Зачем ломать копья, если бизнес идёт, не подвластен санкциям и эмбарго?
Впрочем, сказать, что русские олигархи Латвии далеки от общественной жизни, тоже нельзя, однако лишь в той мере, которая гарантирует спокойный не связанный с политикой бизнес. Леонид Эстеркин, например, являлся основным спонсором юрмальского конкурса «Новая волна», который, как известно, в конце концов, ушёл в Сочи из-за политики властей Латвии. Это спонсорство всё же требовало определённого тихого мужества: националистов бесило, что русскоязычный конкурс проходит на «их земле». Бывший футболист Олег Филь способствует развитию спорта в Латвии.
В целом они избегают публичности. Предъявлять ли им претензии за отсутствие поддержки наших соотечественников? Правила политической и предпринимательской игры в этой стране фактически ставят крест на таких намерениях, даже если их тайно лелеют.