Сейму Литвы предложили объявить 2019-й годом евреев республики. Местные правые сразу ухватились за идею, выдвинутую экспертом по стратегической коммуникации Миколасом Каткусом.
Эта тема для Литвы очень болезненная. Литовские политики всячески обходили её стороной, давая понять, что — да, Холокост был, но в нём участвовали некие выродки, моральные уроды — пособники нацистов. Иногда даже намекали на провокации НКВД.
До войны в Литве, считавшейся в Российской империи чертой оседлости, проживало больше 240 тысяч евреев, это был один из центров мировой еврейской культуры, недаром Вильнюс называли Литовским Иерусалимом. Но когда пришли гитлеровцы, евреев согнали в гетто, привозили сюда и из других стран. 95% нацисты уничтожили руками местных коллаборационистов.
В 1995 году во время визита в Израиль президент Литвы, бывший лидер компартии республики Альгирдас Бразаускас извинился перед еврейским народом за те страшные преступления, которые совершили пособники нацистов. Но на родине его многие политики и представители интеллигенции осудили за такие слова.
И вот шок: бывший художественный руководитель Национального молодёжного театра Рута Ванагайте выпустила книгу «Наши», рассказывающую ужасную правду о Холокосте в Литве. Рута заинтересовалась темой, когда в 2015-м встретилась с известным во всём мире «охотником за нацистами», главой иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраимом Зуроффом. Пошла в архивы и открыла для себя и всей Литвы страшную правду. Оказывается, в массовых грабежах и убийствах евреев принимали участие и молодые, неграмотные литовцы, даже школьники. И даже родственники самой Руты. А вот родственники Зуроффа были убиты. И вся эта правда выложена в книге «Наши».
Поднялся жуткий скандал. Руту Ванагайте обвиняли даже в работе на Кремль. От неё отвернулись многие друзья и родственники. Но ничего опровергнуть было нельзя.
Постепенно скандал стих. Но на днях писательница обнаружила в архивах ещё одну крайне неприятную правду — на сей раз об одном из «лесных братьев», которого здесь считают настоящим героем, и Сейм намерен объявить 2018-й год — годом его имени. Это Адольфас Раманаускас, к фамилии которого добавляют кличку — Ванагас (ястреб). Он был начальником штаба «Армии Свободы Литвы», боролся с советской властью с 1945 по 1956 год. Был арестован. Расстрелян в ноябре 1957-го. В 1998 году посмертно награжден орденом (крестом) Витиса 2-й степени, в 1999-м — орденом (крестом) Витиса 1-й степени.
И вот Рута Ванагайте выяснила в архивах, что Адольфас Раманаускас сотрудничал с советскими органами госбезопасности, сдал всех, кто его прятал, с кем он вместе воевал. И сказала даже, что по сведениям Эфраима Зуроффа, Адольфас Раманаускас был причастен и к Холокосту.
Этого ей уже не смогли простить. На неё набросились все самые патриотичные политики Литвы, включая идеологического лидера местных правых, профессора Витаутаса Ландсбергиса. Он написал, обращаясь к Ванагайте: «А вы, госпожа Душанскене, товарищ Душанскене, которую кое-кто даже называет „писательницей“, расшевелите свою литературную фантазию, осознайте, о чём вы говорите, затем пойдите в лес, где осины, помолитесь и осудите сама себя».
Профессор назвал писательницу «Душанскене» потому, что допросы Раманаускаса вёл офицер советской госбезопасности Нахман Душанский. Во время войны он был разведчиком, участвовал во фронтовых операциях под Смоленском и в Белоруссии, в освобождении Вильнюса и Каунаса. После войны стал начальником Отделения по борьбе с бандитизмом 5 отдела Каунасского управления МГБ Литвы, ликвидировал отряды «лесных братьев», потом работал в Вильнюсе — в отделе по розыску военных преступников. В 1945-м был представлен к званию Героя Советского Союза, но документы затерялись, в 1967-м награждён орденом Ленина с личным поздравлением от председателя КГБ Юрия Андропова. С 1989-го жил в Израиле до ухода из жизни в 2008-м. В 1996 году Литва возбудила против него уголовное дело, однако Израиль не реагировал на запросы Вильнюса.
В травлю Руты Ванагайте включилось и издательство Alma littera, много лет сотрудничавшее с писательницей: оно разорвало договор, стало изымать её книги из магазинов, а это были и другие издания, в том числе биографическая «Курица с головой салаки» — так Руту назвал после «Наших» один из недоброжелателей. В Alma littera пообещали уничтожить все книги Руты. Торговая сеть Maxima отказалась торговать ими.
Крупный литовский поэт, правозащитник, бывший советский диссидент, один из основателей литовской Хельсинкской группы Томас Венцлова оказался одним из немногих, кто осудил травлю писательницы. «Я не являюсь историком-профессионалом и не знаком со всеми материалами по делу Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, поэтому не берусь решать вопросы его биографии. Возможно, некоторые утверждения Руты Ванагайте неверны. Однако её травля мне напоминает советское время».
Всё же Венцлова утверждал, что ситуацией воспользуется «путинская пропаганда». Однако факты и есть факты. Поэта возмутила травля Ванагайте и намерение уничтожить её книги, так как, по его словам, это даёт возможность «навязать мировому общественному мнению представление о том, будто в Литве проявляются фашистские настроения».
И вот эксперт по стратегической коммуникации Миколас Каткус придумал, как ответить, чтобы и Ванагайте не оправдать, и демократическое лицо страны попытаться сохранить. И выдвинул идею о 2019-м — годе евреев Литвы. По его мнению, высказывания писательницы являются провокацией. Эксперт сказал: «Не надо отрицать факты, о которых упоминается в книге Ванагайте, которые справедливы». И утверждал: «Ванагайте опасна тем, что она во многом права. Единственный способ показать те места, где она не права, — это ясно осознать самому обществу, что в то время происходило».