В докризисные годы Новый год в нашей стране компании отмечали с большим размахом — с дорогими подарками и грандиозными корпоративами. Кризис заставил большинство фирм экономить — многие вообще стали отказываться от новогодних празднований, у других, все же решивших провести корпоратив, столы уже не ломились от деликатесов. В этом году власти говорили об улучшении экономической ситуации, а артисты и банкетные залы ожидали притока новогодних заказов. Но, по мнению Сергея Князева, организатора праздников и члена Национальной ассоциации организаторов мероприятий, провести дорогой новогодний корпоратив по-прежнему могут себе позволить очень и очень немногие.
— В этом году отмечать Новый год будут даже скромнее, чем в 2015—2016. И очень сильно нынешняя ситуация отличается от того, что было в 2013—2014 годах, — рассказывает эксперт. — Многие компании нынче проведут новогодний корпоратив в офисе — разливая шампанское в пластиковые стаканчики. Возможен и такой эконом-вариант: кейтеринговая компания привозит какое-то угощение, и Дед Мороз ходит с руководителем по кабинетам. Около 30% наших заказчиков, которые обычно праздновали Новый год в ресторанах с полновесной программой и банкетным угощением, перешли именно на такой формат.
«СП»: — А кто все же решится?
— Гораздо скромнее в этом году новогодние программы и у тех компаний, которые все же намерены проводить корпоратив в ресторанах и на банкетных площадках. Обычно здесь празднуют либо госкорпорации, либо компании со смешанным капиталом. Было время, когда они приглашали медийных ведущих — звезд ТВ и кино. Артисты, поющие в программе, тоже были звездами. Приглашали мы для наших заказчиков и звезд мировой эстрады — чаще всего, популярные в 1970?80 годы зарубежные коллективы. В этом году ни одной подобной заявки нет. Бюджеты значительно уменьшились, и многие звезды, похоже, останутся без заказов.
«СП»: — А госкорпорации?
— Госкорпорации теперь вообще стараются довольно скромно отмечать свои праздники. После череды скандалов с дорогостоящими корпоративами за бюджетный счет в 2013 году, когда Путин погрозил им пальцем, там стремятся не выпячивать доходы. И теперь сотрудники госкорпораций сами, как и рекомендовал президент, скидываются на новогодний корпоратив, а остальное добавляет компания.
«СП»: — Что, неужели совсем богатеньких в Москве не осталось?
— Отчего же, есть коммерческие предприятия, где дела идут совсем неплохо. Например, фармацевтические компании в хорошем тонусе, у них даже увеличивается количество сотрудников. Все благополучно и на оборонных предприятиях или в компаниях, так или иначе связанных с оборонкой. Неплохо обстоят дела у тех, кто занимается строительством государственных объектов. А вот у тех, кто строит частный жилой фонд, в отличие от 2000-х, теперь все достаточно скромно. Зато твердо стоят на ногах энергетики, от них идут серьезные заказы: и лучшие банкетные залы, и звезды эстрады на сцене.
Для серьезных заказчиков организаторы придумываются сюжетные праздники со сценарной проработкой. Ведь каждый год кинематограф и ТВ приносят какие-то темы.
Например, вышел фильм «Стиляги», и только ленивый не заказывал нам Новый год под «стиляг». Вышел фильм «Великий Гетсби», и пошли корпоративы в стиле «Гетсби». Появилось ТВ-шоу «Минута славы», и у нас половина заказов было в этом стиле. Эта тема и сейчас популярна, потому что она достаточно экономичная. На сцену выходят не артисты, а сотрудники компании, и, например, бухгалтер поет оперным голосом, а начальник службы безопасности показывает фокусы. Пользуются спросом и праздники по мотивам мюзиклов.
«СП»: — А какой порядок цифр?
— Стоимость среднего корпоратива примерно 5?10 тысяч на сотрудника. Но если праздник задуман с размахом, цена может доходить и до 50 тысяч на персону. Сюда входит банкетное обслуживание, оформление площадки, программа, сюжет, пиротехника, артисты. Кстати, многие рестораны в этом году перестали брать плату за аренду площадки, теперь в чек входит только банкетное обслуживание. А раньше у востребованных ресторанов аренда стоила от 300 тыс. до 1 млн. рублей. Причем, большие площадки заказывают на Новый год заранее — еще в августе-сентябре.
«СП»: — А сколько платят теперь приглашенным звездам?
— Стоимость приглашения популярных артистов практически не изменилась — упали с началом кризиса только расценки звезд третьего эшелона. В первый эшелон входят самые популярные артисты — они получают гонорар от 60?000 евро и выше. Звездам второго эшелона платят от 20 до 60 тысяч евро. Третий эшелон — самый многочисленный, это, например, ребята, которые участвовали в шоу «Голос» — их стоимость от 3000 евро. Кроме того, в последнее время стали все чаще приглашать рэперов — этого раньше не было. В рэповских текстах заказчики просят рассказать о деятельности компании и «пройтись» по отдельным персонам.
Еще одна тенденция — в этом году совсем немного выездных мероприятий. Хотя раньше госкорпорации выезжали отмечать Новый год даже на Кубу. На три самолета разбивали всех сотрудников — и вперед к морю, к солнцу. Сейчас такие заказы редкость. Если и летают, то недалеко — все больше в Крым и в Сочи.