Неделю московские власти не могли найти источник неприятного запаха в городе. Еще 8 декабря жители стали жаловаться на вонь на востоке столицы, но чиновники говорили, что определить ее источник крайне сложно. Через несколько дней появилась информация, что причиной запаха являются неведомые «меркаптаны», но откуда они взялись, так и не сообщалось.
В минувшую пятницу в некоторых районах было зафиксировано трехкратное превышение ПДК по сероводороду, и тогда к поиску источника запаха вдобавок к МЧС подключился еще и Совет Федерации. Наконец, вечером было объявлено, что основной источник найден — это мусорный полигон Кучино в подмосковной Балашихе.
— Для того чтобы найти источник этого запаха, нужно было всего минут 40 — если ты профессионал. Нужно просто провести анализ, — говорит Леонид Бочин, гендиректор фонда «Экология для всех», бывший глава Департамента природопользования г. Москвы. — Сегодня предприятий, которые способны влиять на состав воздуха, в Москве единицы. Всю промышленность либо вывели, либо она сама приказала долго жить. По каждому объекту известно, что он производит и что сжигает. Кроме того, есть Мосэкомониторинг, у которого 38 станций контроля по всем районам Москвы — где наибольшая концентрация, там и ищите. Но все молчали, как в рот воды набрали.
По мнению эколога, неприятные запахи могла давать не только Кучинская свалка, но Капотненский нефтеперерабатывающий завод. «Проблема в том, что относительно недавно власти торжественно докладывали, что Московский НПЗ установил суперсовременные системы очистки, все это было красиво обставлено. Но вдруг могло выясниться, что это неэффективно», — объясняет Бочин.
«СП»: — Чиновники рапортовали, что и на мусоросжигательных заводах поставили датчики контроля за уровнем выбросов, и со свалками все под контролем…
— Если власти неделю не могли проинформировать горожан о реальном источнике неприятного запаха, значит, тут надо искать заинтересованных людей. Превышение ПДК по сероводороду в 3 раза — это уже предмет для серьезных санкций, и административных и уголовных. Если этого не происходит, значит, все повязаны и заинтересованы. Другого объяснения нет.
— Вся это история свидетельствует об отношении городских властей к жителям, — возмущается Андрей Пешков, заслуженный эколог РФ, директор Всероссийского института природы. — Неделю воняет, народ травится — как будто, так и надо. Еще и Мосэкомониторинг отключил сайт, чтобы не беспокоили. Какой смысл платить налоги таким начальникам? Может быть, имеет смысл поставить вопрос о природоохранных службах города, за которые несет ответственность мэр? А то у нас наводят красоту в центре, но если народ будет болеть, зачем эта красота? Сначала надо обеспечить безопасность, конституционное право людей на благоприятную окружающую среду.
«СП»: — Действительно ли так сложно было найти источник запаха?
— Нет. Все всё знают, и «включают дурака». Источник известен. Такой запах уже неоднократно идентифицировался — он исходит из Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), второй источник — Кучинский мусорный полигон. Там под предводительством областных и городских структур, которые и должны все это контролировать, набурили скважин, залили туда ядовитый фильтрат, в результате резко увеличилось выделение свалочного газа. Как говорят жители Балашихи, минимум на 15 км этот запах чувствуется. Это запах сероводорода и меркаптана.
«СП»: — А как от этого запаха избавиться?
— Все надо делать с умом, чтобы хуже потом не было. Горе-экологи, которые этим занимаются, собираются просто сжечь свалочный газ без всякой очистки. Но все, что есть вредного, там присутствует. При горении запах, может, и станет меньше, но вредное воздействие от образующихся в результате окисления сложных соединений будет гораздо больше. Это похоже на вредительство и свидетельствует о квалификации людей, которые у нас работают по части экологии. Набирают не профессионалов, а тех, кто будет делать то, что скажут, и успешно осваивать средства.
«СП»: — Получается, проблема вылезла из-за неудачного направления ветра. Не случайно москвичам говорили: потерпите, вот ветер переменится, и запах рассеется…
— У нас же свалки вокруг всей Москвы и внутри города — благодаря бурной деятельности Департамента природопользования г. Москвы. И раскапывают все новые полигоны — например, «Малинки» в пределах новой Москвы, хотя по законодательству в городе вообще нельзя устраивать захоронения. Все эти свалки выделяют свалочный газ. Но ветер дул в основном западный, и обычно относило, а тут взяло и не отнесло. Не повезло!
«СП»: — Всю эту неделю люди сами пытались найти источник запаха — например, в интернете появилось видео ночных выбросов на востоке Москвы.
— Ночные пуски на мусоросжигательных заводах — обычная практика. Да, там 29 фильтров стоят, они, условно говоря, по миллиону евро каждый стоят. Но их придется потом менять, так что лучше мы сэкономим — фильтры спишем, а оставим старые. А чтобы старые не совсем уж были забиты, ночью сделаем пуски мимо фильтров. На самом деле, все это легко контролировать, просто московская власть не хочет этого делать. Им выгодна работа с отходами «в серую». Они не вкладывают деньги в переработку, как это прописано в законодательстве.