Материал комментируют:
Андрей Сабинин
Сначала ингуши, а затем калмыки всего за полмесяца потребовали немедленных извинений от юмористического телеканала ТНТ. Жителей и чиновников Ингушетии и Калмыкии шокировали скабрезные шуточки, которые крутят в эфире. Правда, юристы опасаются, что число «обиженных» порой самыми безобидными шутками, будет только расти.
Просим быть толерантнее. А то хуже будет!
Руководству телеканала ТНТ пришлось в декабре извиняться за свой юмор уже дважды. Поводом послужил скетч в телешоу Comedy Woman, который посвящен московскому агентству эскорт-услуг, в котором работает девушка легкого поведения… из Ингушетии. Сценку, однако, по телевидению не показали, ее не было и на официальных страничках телешоу в социальных сетях.
Но ингуши возмутились… Возмутились самим фактом того, что девушка с Северного Кавказа (если говорить конкретно, из Ингушетии) может работать в эскорт-агентстве. И уже 11 декабря генеральный директор Comedy Club Production Андрей Левин приехал в Москве в постоянное представительство Ингушетии и лично извинился перед вице-премьером правительства республики (он же руководитель постпредства) Алиханом Цечоевым.
Почему-то руководству телеканала этого показалось мало. И уже 14 декабря на ТНТ появился видеоролик, в котором звезды шоу приносят извинения «великому ингушскому народу». В свою очередь, это показалось уже чрезмерным руководству Ингушетии: фраза «великий ингушский народ» покоробила и депутата Государственной Думы от Ингушетии Алихана Харсиева, и лидера республики Юнус-бека Евкурова.
Евкуров в интервью, появившемся на YouTube, заявил: «Нет у нас такой задачи — заставлять публично извиниться. Тем более самим выставлять это в соцсети и пытаться доказать, что мы тут такие крутые, всех заставили извиниться. Нам это не нужно!».
Казалось бы, в скандальной ситуации поставлена точка. И снова нет! 21 декабря в федеральных СМИ появилась информация о том, что руководство телеканала ТНТ направило официальные рекомендации продюсерам и сценаристам двух компаний Comedy Club Production и Good Story Media, которые производят все юмористические проекты и сериалы. Юмористов просят тщательнее подходить к созданию программ, чтобы «в будущем не пришлось ни перед кем извиняться».
«Это символ перепихона»
ТНТ слишком поздно спохватилось! 25 декабря заместитель постоянного представителя Калмыкии Баатр Лиджиев направил в адрес ТНТ письмо с требованием удалить фрагмент сериала «Улица», который, по мнению чиновника, оскорбляет чувства верующих. На сей раз — буддистов.
Вызвавшая возмущение Лиджиева серия «Улицы» вышла в декабре. Один из героев решил подарить девушке статуэтку Будды, к которой прикреплена фигурка голой женщины.
— Я думал, это символ слияния пустоты и безмятежности, — говорит герой сериала.
— По-моему, это символ перепихона, — отвечает ему приятель.
Баатр Лиджиев потребовал от ТНТ извинений, в противном случае пообещал обратиться в правоохранительные органы, чтобы телеканал проверили на признаки разжигания межрелигиозной вражды.
Кстати, и после появления сюжета про эскорт-агентство пользователи соцсетей грозились ТНТ обращением в прокуратуру: чтобы, мол, проверили, не разжигает ли телеканал межнациональную рознь.
Никакой реакции со стороны ТНТ пока нет. Впрочем, уже сам факт того, что власти двух субъектов России потребовали от телеканала публичных извинений, настораживает. «Это уже тенденция. Эту тенденцию зародил сам ТНТ конфликтом с ингушами. Я подозреваю, это не последний инцидент, потому что люди теперь поняли, что с ТНТ вот так можно разговаривать, и теперь будут каждый раз пытаться каким-то образом на себя обратить внимание либо доказать какую-то свою правду», — заявил бывший член Общественной палаты России от Калмыкии, продюсер и кавээнщик Сангаджи Тарбаев.
Осудили низкопробный юмор ТНТ и известный тележурналист Владимир Познер и депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов: хотя оба также считают, что квалифицировать любую шутку как разжигающую социальную рознь может только следствие или суд.
«Надо наказывать жестко»
Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев заявил, что сразу после Нового года его организация намерена поднять вопрос о несовершенстве закона о защите религиозных убеждений: по мнению журналиста, в последнее время в России участились обвинения в оскорблении чувств верующих.
Почему же в российском обществе так часто стали появляться «обиженные» социальные группы, которые поначалу требовали юридической сатисфакции, а теперь еще и публичных извинений? Об этом «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным правовым экспертом, юристом правозащитных организаций «Агора» и «Зона права» Андреем Сабининым.
— Появление в современных российских правовых реалиях таких понятий, как «социальная группа» и «религиозные чувства», на мой взгляд, — это несомненное зло. Тем более, когда эти понятия наделяются правовым содержанием и используются в преследованиях в делах о выражении мнений.
Ведь чуть не каждый день приходят новости о новых оскорбленных и обиженных, от которых требуют извиниться их псевдо-обидчики. А суды распухают от томов уголовных дел, в которых эксперты выдумывают все новые «социальные группы», от чиновников до сотрудников правоохранительных органов.
«СП»: — Но чаще ведь такими «обиженными» предстают не абстрактные чиновники, а конкретные национальные или религиозные группы? Как в случаях с телеканалом ТНТ.
— Явная и беззастенчивая клерикализация общества неминуемо формирует конфликтное пространство между теми, кто исповедует ту или иную религию, и теми, кто не исповедует никакой.
Введение в 2013 году уголовной ответственности за совершенно абстрактное «оскорбление религиозных чувств верующих» уже привело к ряду резонансных судебных процессов, в которых мы порой видим следующее: верующие не могут вспомнить даже символ веры, а судьи подчеркивают свою воцерковленность с первого же заседания. Интернет-дискуссии, карикатуры художников и даже ловля покемонов громко формируют информационную повестку, а безобидный троллинг обижает целых полпредов.
«СП»: — Вы считаете, что религиозные чувства верующих невозможно оскорбить?
— Религиозное чувство невозможно «пощупать». Говорю как юрист. Уголовный кодекс, как вершина карательной пирамиды, даже не содержит понятия «оскорбление», поскольку общая норма декриминализирована, и фактически в данном случае используется категорийный аппарат административного права.
«СП»: — И все же, как быть с теми же юмористами, которые откровенно глумятся, скажем, над национальными или сексуальными меньшинствами, над верующими?
— Очевидно, что реагировать и жестко наказывать надо, если происходит некое публичное надругательство над святыней. Но не в ситуациях обмена мнениями, даже с элементами культурного шокирования. В противном случае обиженных и оскорбленных будет все больше, и к ним будет протоптана тропа извиняющихся. И все это при полнейшем отсутствии механизмов обеспечения принципа светскости государства.