Сколько писем я получаю от сидящих и от их родни!.. Люди убедительно, в пугающих подробностях рассказывают о том, как сфальсифицированы дела, как лепят фальшивые доказательства. Не всему доверяю, но всё это требует проверки. Нередко чувствую себя бессильным (депутат не вправе «вмешиваться в судебные решения»). Но защитить от пыток и издевательств могу. Верю, что могу. А на эту печальную тему потоком идут сочинения… Или вернее сказать — изложения.
СИЗО и колония слишком часто истребляют в людях человеческое. Тюрьма жует, разжевывает, потом выплевывает, измученного и ожесточенного, а потом притягивает обратно.
Спасать от пыток надо не просто в отдельных случаях, а масштабно, имея на то законные полномочия.
Как и собирался, внес законопроект, расширяющий возможности Уполномоченного по правам человека в РФ защищать права граждан, находящихся в местах лишения свободы. В действующем законодательстве есть пробел: лично посещать тюрьмы и лагеря может только сам Уполномоченный, но не сотрудники его аппарата. Уполномоченному приходит масса жалоб из мест лишения свободы (полагаю, больше, чем всем депутатам вместе взятым). Зэки и их близкие пишут о незаконных действиях сотрудников ФСИН, жалуются на ужасные унижения. Понимаю, что и многие сидельцы тяжелы и опасны, но нельзя допускать беспредела, когда людей ломают, бьют, принуждают к рабскому труду…
Как проверить жалобу? Отдельное должностное лицо не в силах посетить лично каждую тюрьму, каждый лагерь (а их в стране множество), откуда приходят черные вести.
Можно обратиться в прокуратуру и ФСИН. Но всегда ли их ответы будут объективными? Поэтому настаиваю — и голосование в Думе станет проверкой на вменяемость и человечность — сотрудники аппарата Уполномоченного по его поручению и в целях проверки жалоб должны иметь возможность беспрепятственно посещать тюрьмы и лагеря.
Пусть в России будущего произойдет то, что еще в старину называлось смягчением нравов. Как там было у Пушкина в «Капитанской дочке»? «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов». Избывание злобы и жестокости — важнейший нацпроект, который подразумевает другое, нежели теперь, отношение к человеческой личности, а значит, и к народу в целом, обретение доверия между социальными стратами.
Хорошо, что удалось вернуть вытесненный из образования жанр «сочинение». Не всегда сами учителя уже помнят и понимают, что это такое, но главное, чтобы юные люди приучались письменно выражать свои мысли. Недавно на встрече со школьниками-авторами лучших сочинений в номинации «Россия, устремленная в будущее» глава государства похвалил их за то, что они «задаются вопросом, что можно сделать для людей». Мне удалось почитать некоторые тексты — там написано просто и честно о ценности сострадания. Всего участников номинации в 2017 году стало 437 тысяч школьников из 60 субъектов. Дело, конечно, не в цифрах, а в том, что, как я не устаю шутить, Россия — самая пишущая страна. И будем надеяться, написанное от сердца, обдуманное сочинение подтолкнет его написавшего к благородным поступкам.
Если перейти к геометрии, жестокость лучше всего изобразить в виде замкнутого круга.
Круг жестокости надо разомкнуть.