Материал комментируют:
Владимир Линдерман
Дарья Митина
Игорь Шишкин
В России появились желающие начать новую волну разоблачений советского периода истории. Член Совета Федерации Людмила Нарусова подготовит законопроект о приравнивании оправдания сталинизма к оправданию гитлеровского нацизма. Новая «перестройка» может иметь для страны катастрофические последствия.
По словам Нарусовой, на прошедших выборах два человека были «откровенными сталинистами» Очевидно, имелись ввиду Павел Грудинин и Максим Сурайкин. Сенатор вменяет им в «вину» желание «вернуться в СССР».
«Они говорили о том, как они это себе представляют: Прибалтика, Кавказ, Казахстан, ясно, что они не побегут в Советский Союз, а значит, будет еще одна война, за восстановление Советского Союза», — пугает людей г-жа Нарусова. Правда, она отметила низкий электоральный результат Сурайкина.
Позже Нарусова пояснила, что взяла за основу документ, разработанный ее покойным мужем — Анатолием Собчаком еще в 1993 году. Тогда он предлагал принять подобный закон Борису Ельцину, однако сделать это не удалось, так как Ельцин в прошлом был членом ЦК КПСС.
Инициативу Нарусовой не следует недооценивать, поскольку она не только член Совфеда, но и мать, по сути, советник экс-кандидата в президенты Ксении Собчак, которая собирается продолжить свою политическую карьеру.
Многолетнее личное знакомство с Владимиром Путиным также дает Нарусовой преимущество. Хотя ранее президент РФ и отмечал, что атака Запада на фигуру Сталина есть форма атаки на Советский Союз и Россию, напрямую противодействовать инициативе Нарусовой он, скорее всего, не сможет.
В последние годы фигура Сталина стала для многих своеобразным маркером, тестом «свой/чужой». Так, эссе Захара Прилепина «Письмо товарищу Сталину», вызвало критику со стороны либерального сегмента общества и стало поводом для размежевания с автором.
По мнению замдиректора Института стран СНГ Игоря Шишкина, инициативу Нарусовой следует рассматривать не как отдельный акт, а как звено в цепи попыток Запада демонизировать Россию.
— Тождество нацизма и сталинизма — это ключевой пункт в идеологической повестке российской «пятой колонны». И одновременно это один из ключевых пунктов в антироссийской политике Запада.
Напомню, хронологию событий…
Массированная атака на Россию начиналась в 2000-е годы как раз с того, что было объявлено о тождестве нацизма и сталинизма. Затем было объявлено, что 23 августа — день подписания пакта Молотова-Риббентропа — это день памяти жертв сталинизма и нацизма. Затем нацизм стал выпадать из формулировок СМИ и получился день памяти жертв только сталинизма.
Кстати, 23 августа как день жертв сталинизма и нацизма отмечают в США и в Канаде. Там он просто по другому называется — День черной ленты.
Так вот, после этого было собрание министров юстиции восточно-европейских государств, приуроченное к очередной годовщине пакта Молотова-Риббентропа, где была принята декларация с призывом осудить преступления коммунизма. Мол, нацизм уже осужден в Нюрнберге, а теперь пришла очередь коммунизма. Тут даже ежу понятно, что сажать на скамью подсудимых коммунистический Китай никто не собирался. Кого подразумевали, всем ясно.
«СП»: — Речь шла о России…
— По странному стечению обстоятельств, в это же время наш, российский, Совет по правам человека выступает с инициативой программы десталинизации России, где как раз говорилось (правда, обтекаемо, как Нарусова они тогда не осмеливались), что вся Европа стала жертвой двух тоталитаризмов — коммунистического и нацистского, и что мы все в этом виноваты. То есть Россию объявили еще виновницей войны.
По прошествии нескольких лет, опять же в годовщину пакта Молотова-Риббентропа, собралась та же самая компания из восточноевропейских стран, НАТО и ЕС, где они, развивая тему, выдвинули идею создания международного трибунала по расследованию преступлений сталинизма. Причем, понимая, что провести эту идею через ООН невозможно, так как у России есть право вето в Совбезе, предложили создать межгосударственный трибунал.
Такой трибунал, созданный странами «свободного мира», должен по их замыслу осудить преступления сталинизма для того, чтобы выполнить принятое ранее решение Европы о признании сталинизма и нацизма равными злодействами по отношению к народам европейского континента.
Как ни странно, в тот же год (это последний год президентского срока Дмитрия Медведева) в России была принята программа по увековечению памяти жертв политических репрессий, а по сути, та же самая программа десталинизации. То есть все развивалось синхронно.
«СП»: — Что для Запада «сталинизм» и та же «десталинизация»?
— Чтобы ни у кого не было сомнений в том, что такое десталинизация, польский министр обороны того периода Мацеревич сделал официальное заявление о том, что Россия в равной мере с Германией ответственна за Холокост. А ведь и вся кампания по равенству сталинизма и нацизма начиналась тоже с Польши, когда там была принята резолюция о том, что СССР, как и Германия, ответственен за развязывание Второй мировой войны. Уже потом появился общеевропейский акт.
«СП»: — Какова стратегическая цель всех этих идеологических «плясок»?
— Они хотят пересмотреть смысл и итоги Великой Отечественной войны. Объявить, что Советский Союз, а значит, и Россия, — равный виновник с гитлеровской Германией. Победитель в войне — «свободный мир», которому просто пришлось с 1941 по 1945 год сотрудничать с одним злом — Сталиным, чтобы уничтожить второе зло — Гитлера. А полностью закончилась Вторая мировая война, потому что это была война «свободного мира» против тоталитаризма, в 1991 году поражением Советского Союза. Вот в чем смысл этой концепции.
Соответственно, Германия теперь объявляется прошедшей через процесс денацификации, покаявшейся, заплатившей за свои преступления, а Россия — упорствующей в своих преступлениях и до сих пор не признавшая своей вины. И она теперь должна пройти через программу десталинизации, равной программе денацификации со всеми вытекающими последствиями. Вот для чего это делается.
Надо понимать, что вопрос не в том, что у одной из сенаторш чуть-чуть в мозгах что-то «щелкнуло» и она выступила с такой инициативой, оттого что ее дочь заняла какое-то место с конца на президентских выборах. Мы имеем дело с координированной, последовательной и очень жестко проводимой политикой, направленной на подрыв устоев российского государства.
«СП»: — Поясните, пожалуйста.
— Сейчас Россия пока остается столпом ялтинской и подсдамской системы, так как ООН является ее порождением. Мы создали эту систему вместе с англосаксами. И вот теперь нас собираются из этой системы вышвырнуть, сделать страной-изгоем, которая должна каяться и платить по всем долгам. Нам придется отдать и территории: Калининград, Выборг, Курилы, половину Сахалина и т. д. Причем, это самые мелочи, что подразумевает эта программа.
И здесь Запад и наши деятели действуют абсолютно скоординировано и последовательно. Не надо думать, что мы имеем дело с какими-то заскоками. Нечего рассуждать, что каждый имеет право на свое мнение. Против нас ведется та самая «гибридная война». Инициатива Нарусовой — это, на мой взгляд, акт гибридной войны.
Интересно, что наша «пятая колонна» действует все эти годы с отставанием на один-два шага от Запада. Сначала та или иная идея выдвигается там, а потом, в приглаженном виде используется в России. Конечно, под самыми благими вывесками.
Впрочем, в российском обществе есть и те, кто считает предложение Нарусовой недостаточно масштабным. Так, зампред совета научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» Никита Петров, разделяя идеологию инициативы сенатора, предлагает иную технологию — привлекать к ответственности не частных лиц, а государство в целом.
— Прежде всего, необходимо публичное заявление государства, в котором советская система будет названа преступной. И тогда не нужен будет никакой дополнительный закон, запрещающий ее оправдывать. Если Сталин будет признан преступником, то контекст в общественной дискуссии будет совершенно другой. А то сейчас многие говорят: зато, мол, страна развивалась и победила в войне.
«СП»: — В какой форме, по-вашему, государство должно сделать такое заявление?
— Это должно быть юридическое решение. Например, решение Верховного суда или Конституционного суда. В нем не только Сталин, но и весь советский режим должен быть объявлен преступным. Пока этого нет, всегда будут те, кто будет оправдывать сталинское время тем, что страна фактически вела войну. Это недопустимо.
Но законодательно запретить людям превозносить Сталина довольно сложно, потому что получится, что вы препятствуете высказыванию своего мнения. А люди, высказывая свое мнение, имеют полное право демонстрировать свою неосведомленность, необразованность и даже глупость.
А вот экс-депутат Госдумы РФ 2-го созыва Дарья Митина не верит в способность сенатора довести свою инициативу до реализации.
— Сенатор Нарусова — законодатель с большим стажем. Мы были с ней коллегами в одном составе Государственной Думы с 1995 по 1999 год. Причем, работали в одном Комитете по делам женщин, семьи и молодежи. Но за четыре года депутатства Нарусова появилась на рабочем месте, по-моему, лишь несколько раз, единственная законодательная инициатива, в которой она поучаствовала — вносила законопроект об отстреле бродячих собак. О ее законодательных инициативах на посту сенатора мне ничего неизвестно. То есть ее законодательная активность ее почти нулевая.
«СП»: — Ну, вот, теперь появилась инициатива…
— Думаю, это исключительно пиар, привлечение внимания к своей фамилии. Желание напомнить, что она еще в политике, в строю. Возможно, ей немного обидно, что о ней вспоминают либо как о супруге Собчака, либо как о матери кандидата в президенты и амбициозной политической девицы. Впрочем, ее предложение отражает пещерные взгляды всех членов семьи Собчаков.
Конечно, как субъект законодательной инициативы Нарусова имеет право внести такой законопроект. Но это будет абсолютно пропагандистский пшик, потому что какая бы ни была Госдума, даже с нынешним доминированием там «Единой России», такой проект провалится. Его никто не поддержит.
Такого рода законопроекты имеют шанс даже не во всех странах Европы. В таких квазифашистских государствах, как страны Прибалтики, как нынешняя Украина или, например, Венгрия, коммунистическая символика приравнена к символике нацистской. Но это только там, где к власти пришли реваншисты.
У нас, в России, такого все-таки нет. Да, мы демонстративно отказались от идеологии в 1991 году. На самом деле эта идеология есть, она буржуазная, но не фашистская. У нас реваншистские элементы не у власти, она маргинальны, они преследуются властями, никакого политического влияния не имеют и воспринимаются как городские сумасшедшие.
О том, как закон, аналогичный предложенному Нарусовой работает на практике, «СП» напомнил латвийский политик, публицист Владимир Линдерман.
— Нацизм является сегодня общепризнанным эталоном абсолютного зла. Приравнивание к нему любой идеологии или политической системы делает и ее таким же абсолютным злом.
«СП»: — Русские Латвии уже живут в такой реальности…
— В Латвии принят ряд законов, которые отождествляют коммунизм с нацизмом. Законодательно запрещено не только прославление коммунизма, но и его, как указано в законе, банализация. То есть, о сталинском периоде надо говорить или писать непременно с осуждением, о жертвах — с обязательной слезой в голосе. Коммунистическую символику нельзя использовать на общественных мероприятиях.
На практике же происходит реабилитация нацизма за счет демонизации коммунизма. Так, недавний закон о статусе ветеранов Второй мировой войны, по сути, ставит бывших легионеров СС в привилегированное положение по отношению к тем жителям Латвии, которые воевали в рядах Красной армии. Бывших эсэсовцев чествуют как героев, а советских ветеранов называют оккупантами.
Новости России: В России может появиться «моральный кодекс» для депутатов