Подмосковье продолжают сотрясать «мусорные бунты». Не успели областные власти толком погасить очаг напряженности под Волоколамском, сняв с должности прежнего руководителя местной администрации и пообещав предоставить пострадавшим детям путевки в летние лагеря отдыха, как уже возник новый. На этот раз терпение лопнуло у жителей подмосковной Коломны, недовольных тем, что после закрытия большого количества областных свалок местный полигон захоронения твердых бытовых отходов «Воловичи» стал работать с огромным переполнением проектной мощности.
В течение нескольких месяцев на свалку ежедневно прибывал огромный поток мусоровозов из других муниципальных образований области, а также из Москвы. В некоторые дни (особенно по выходным), по подсчетам местных жителей, количество следующих в «Воловичи» груженых под завязку огромных машин превышало 300 штук. За короткое время тело полигона увеличилось в несколько раз, достигнув высоты многоэтажного дома. В результате тошнотворная вонь накрыла не только все окрестные поселки, но и добралась до городских микрорайонов. Ни обращения в местную администрацию, ни личные встречи с главой областного министерства экологии Александром Коганом результата не дали. Проведенный в феврале массовый митинг (его подробно освещала «СП») вроде бы привел к каким-то подвижкам — коломенский глава Денис Лебедев пообещал взять ситуацию под свой контроль и принять меры к разрешению вопроса.
Но через месяц, 23 марта, новая волна ужасного запаха в очередной раз накрыла населенные пункты городского округа, и в том числе Семеновское и Барановку, где в течение трех последних лет местные власти отводили земельные участки для строительства домов многодетным семьям по государственной программе. Весь следующий день страдающие от зловония жители обрывали телефоны МЧС, скорой помощи и службы 112, однако операторы под разными предлогами отказывались принимать обращения от них. И люди перешли от слов к делу.
С утра 25 марта группа активистов перекрыла дорогу на подъезде к полигону. Сначала их было всего несколько десятков, однако довольно быстро увеличилось до нескольких сотен. Присутствовавший там корреспондент «СП» имел возможность убедиться, что неприятный запах действительно отравлял воздух, а участники «мусорного стояния» никаких противоправных действий не предпринимали. Да и стоянием как таковым эту стихийную акцию назвать было нельзя — люди просто неспешно прогуливались по обочинам дороги, время от времени переходя ее по нерегулируемому пешеходному переходу. Правда, делали это таким образом, что ни отъезжающие от полигона успевшие разгрузиться там самосвалы, ни подъезжающие к нему груженые машины продолжить свой путь не могли. Беспрепятственно пропускались в обе стороны лишь автомобили с эмблемой местного департамента коммунального хозяйства и самосвалы с необходимым для пересыпки тела полигона грунтом. Через некоторое время к месту событий прибыли наряды полиции и представители МЧС, однако никаких активных действий с их стороны тоже не предпринималось.
Протестующие хотели пообщаться с представителями коломенской администрации, однако никто из них так и не приехал. Вместо этого чиновники предпочли сделать заявление для представителей местных СМИ о том, что ситуация находится под их контролем. «Фуры с мусором пропускаются на полигон. Выяснилось, что люди перекрыли дорогу для грузовозов с землей, которые ехали для пересыпки мусора. Люди уже расходятся», — заявила, в частности, начальница управления администрации по информационной политике Ирина Дмитриева. Также она добавила, что сама проживает в том районе, и никакой вони там на самом деле нет. Параллельно Денис Лебедев назвал происходящее политической акцией, которую в течение 40 минут проводило два десятка человек, и уточнил, что в «Воловичи» везут не мусор, а исключительно грунт для пересыпки.
После этого участники протеста приняли решение продолжать протестную акцию даже ночью, и не прекращать ее до тех пор, пока проблема с полигоном не будет решена. К акции присоединялись все новые и новые участники, многие прибывали вместе с детьми, сменяя замерзавших участников, привозили с собой еду, воду, теплые вещи, дождевики, зонты. Пустые мусоровозы со свалки по-прежнему не выпускались, но их водителей активисты кормили и поили, а также предлагали отвезти на личном транспорте до вокзалов.
Такое развитие событий не оставило местным чиновникам выбора, и в течение двух следующих дней с протестующими пытался наладить диалог сначала заместитель коломенского главы Евгений Машин, а затем и сам Денис Лебедев. Но конструктивного диалога не получилось. От мэра протестующие потребовали публично опровергнуть свои слова о «сорокаминутном флэшмобе», пообещав взамен выпустить пустые грузовики. Договоренность вроде бы была достигнута, однако слово свое, в отличие от протестующих, глава так и не сдержал.
Никаких публичных опровержений и признаний так и не прозвучало. Вместо этого в середине дня 28 марта к месту стихийного протеста в поселок первомайских прибыло несколько спецподразделений полиции для разгона участников акции. Было задержано порядка 20 человек, и среди них — женщины с детьми, причем некоторые их них являлись членами согласованной буквально накануне с администрацией города инициативной группы по решению проблем в работе полигона «Воловичи». Местные электронные СМИ временно ввели ограничения возможности комментариев в своих новостных лентах. По рядам протестующих прошла информация о возможных провокациях массовых столкновений с полицией со стороны переодетых в штатское сотрудников областной полиции. Известия об этом посредством соцсетей и мессенджеров быстро стала сначала достоянием общественности, а затем и федеральных СМИ. Пресс-служба Росгвардии оперативно выпустила релиз, в котором официально уведомляла о том, что к данному мероприятию ее сотрудники не имеют никакого отношения.
— Сначала один из полицейских зачитал нам по бумажке текст, в котором нам предписывалось убрать продукты и дрова с обочины, якобы мы ее загрязняем и тем самым нарушаем закон. В противном случае, уточнил он, к нам будет применена физическая сила, — рассказал на следующее утро корреспонденту «СП» участник протестной акции Михаил. — Мы вроде бы начали все убирать, но тут полицейские выстроились в цепочку и выдавили нас с пешеходного перехода. Начались задержания, причем это выглядело так — человек проходит мимо, его молча хватают за руку, сажают в автобус и увозят безо всяких объяснений.
— Нас привезли в участок, попросили написать объяснительную, — поделился впечатлениями один из задержанных, Александр. — Примерно через три часа на вопрос — а когда нас отпустят, нам ответили — а вас никто и не задерживал. А все это время ребенок одной из задержанных женщин просидел в патрульной машине около ОВД. Но видимо, будет еще «продолжение банкета», потому что некоторым из нас дали предписание явиться позже в суд. Как выяснилось, жены некоторых водителей московских мусоровозов, которых мы не выпускали, написали заявление в прокуратуру, что мы взяли их мужей в заложники, в результате чего мужчинам был нанесен вред здоровью.
Но действия полиции не испугали, а, наоборот, сплотили людей.
— Мы как стояли, так и будем стоять, — утверждает Михаил. — Просто сейчас опасаемся возможных провокаций, не даем повода применить к нам спецсредства, поэтому, видите, тихо-мирно стоим в сторонке.
«СП»: — А если пойдут мусоровозы с московскими номерами, что будете делать?
— Пойдем на пешеходный переход, начнем переходить дорогу.
«СП»: — Но ведь прямо на нем сейчас стоят сотрудники ДПС, они вас пропустят?
— Они пустят, — уверяет активистка Наталья. — Я уже подходила к ним, спрашивала, зачем они нас выгнали оттуда. Они сначала вроде как удивились — а что вам здесь делать? Я говорю — хочу через дорогу по правилам перейти. Они говорят — ну, переходите, только на обочине не стойте. Так что «дэпэсники» пустят. С полицией, которая тут до вчерашнего вечера тут стояла, у нас вообще были теплые дружеские отношения. Мы им и закурить давали, и кормили-поили. А они в свою очередь нас успокаивали — мол, ребята, девчонки, это мы сейчас на работе по форме тут стоим, а закончится дежурство, так мы в гражданку переоденемся и с вами же рядом и встанем против свалки.
«СП»: — Ну а власти-то местные что говорят? Вы спрашивали их, например, о том, как увязывается между собой нынешнее состояние полигона и грядущее включение Коломны в состав «Золотого кольца»?
— Ой, да что они могут нам сказать! — возмущается бессменный участник акции Галина. — Они двух слов-то толком связать не могут. Все как всегда — что полигон закроют не раньше второй половины 2019 года, что будет рекультивация, дегазация с факелами, приедут какие-то голландцы якобы. А потом в нашем округе откроют новый, еще более мощный полигон. Но где именно — пока не говорят. Вроде как губернатор Воробьев пообещал, что он будет там, где не будет беспокоить жителей. Но это же просто невозможно. У нас тут куда ни кинь, везде деревни, дачные поселки, источники святые, родники.
«СП»: — Понятно, это на перспективу. А что по текущей ситуации?
— Ну, якобы своим распоряжением мэр закрыть полигон не может. А максимум, что может, так это ограничить до второго апреля поступление отходов из других муниципалитетов. Видимо, потом поток возобновится, поэтому нас и пытаются отсюда выдавить до этого дня.
— Еще он пообещал, — добавляет Наталья, — сократить на 20% количество едущих сюда мусоровозов. Но нам уже и раньше обещали сократить их на четверть, однако в каком объеме возили, в таком и продолжают возить. Но даже если представить, что действительно сделают, как обещали, то что такое 20% по сравнению с общим объемом привозимых сюда отходов?
«СП»: — То есть вы не верите обещаниям чиновников?
— Нет, — говорит Михаил. — Нас уже столько раз кормили обещаниями, что мы ничему уже не верим.
«СП»: — И вот этой акцией вы хотите добиться…
— Чтобы нам не просто на словах, а на официальной бумаге с печатью показали, что никакого чужого мусора, кроме своего городского Коломна принимать больше не будет. Как и новой свалки где бы то ни было вместе с мусоросортировочным заводом. Вот власти же Тверской области отказались принимать к себе мусор из Москвы. А Коломна чем хуже? Пусть Москва свой мусор сама перерабатывает и ставит на своей территории эти заводы по чудесной европейской технологии, раз она такая безвредная. Раз с железнодорожниками договариваются вагонами мусор возить, так пусть его куда-нибудь в глухомань, в тайгу какую-нибудь увозят.
— Почему мы с грудными детьми должны всем этим тут у себя дышать? — задается вопросом Наталья. — По технологии положено каждые два метра отходов пересыпать грунтом, а у нас тут уже 10 метров непересыпанного лежит. А министерство Когана приезжает, выписывает мизерные штрафы и обратно уезжает. Почему мы должны верить на слово, что завод будет лучше, чем свалка?
«СП»: — То есть вы собираетесь стоять, как говорится, до победного?
— Да. Пока нам все вот вышесказанное не подтвердят документально. Тем более что мы хоть совсем немногого, но добились уже. Хоть машины с грунтом сейчас наконец-то поехали для пересыпки, где-то по десятку в день, а то до начала акции раз в год по обещанию землю привозили.
Видимо, решительный настрой коломчан стоять до последнего вынудил местные власти пойти на уступки. В четверг, 29 марта, мэр Коломны Денис Лебедев разместил на своей официальной страничке в соцсети пост, текст которого «СП» цитирует целиком:
1. 30 марта будет готова «дорожная» карта по вопросу дальнейшей эксплуатации полигона. Ее представят жителям.
2. В конце апреля фирма-подрядчик представит проект по дальнейшей работе и рекультивации полигона в 2019 году. Информация будет размещена на официальном сайте администрации. На 14 мая запланированы публичные обсуждения. Затем проект будет передан в государственную экологическую экспертизу.
3. Инициативная группа вышла с предложением пригласить специалиста-эколога. Муниципалитет поддержал предложение и предоставляет место для встречи — молодежный центр «Русь». Встреча состоится 30 марта в 18:00 в рамках череды встреч главы с жителями по вопросу эксплуатации полигона.
4. Директор полигона ТБО «Воловичи» В.И. Плясунов уволен по собственному желанию. Новый руководитель предприятия будет представлен 2 апреля на еженедельном оперативном совещании.
5. Согласно договоренностям с голландскими специалистами, они приступят к работе в ближайшее время. После их оценки ситуации будет определен возможный способ дегазации.
6. Расширения полигона не будет, прирезки 118 га, чего боятся жители, не будет. До конца текущей недели данную информацию разместит Министерство экологии и природопользования Московской области на своем официальном сайте.
«СП» следит за развитием событий.
Новости экологии: Минздрав: запах от свалки в «Ядрово» не влияет на здоровье местных жителей
Утилизация мусора: Cпецподразделения полиции начали разгон протестующих против полигона ТБО в Коломне