Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Андрей Тихонов
Станислав Бышок
Более половины россиян (55%) воспринимают усиленно рекламируемый властями День России как просто дополнительный выходной, а не как государственный праздник. И никакие дорогостоящие пропагандистские ухищрения Кремля уже много лет не в состоянии переломить эту тенденцию.
Вот данные фонда «Общественное мнение». На вопрос «Для вас этот день — праздник или просто дополнительный выходной?» 55% опрошенных выбрали второй вариант ответа. И лишь 31% согласились: пожалуй, это все же именно праздник. При этом 14% участников исследования затруднились с выбором.
На вопрос «Как называется праздник, который отмечается в России 12 июня?» правильный ответ («День России» или «День принятия декларации о государственном суверенитете России») дали только 58% респондентов. Каждый пятый (21%), как и следовало ожидать, оказался «не в курсе».
— Результаты опроса крайне противоречивы. Большинство наших граждан праздником 12 июня не считают. При этом 71% россиян считают правильным, что годовщина принятия Декларации о суверенитете России отмечается как государственный праздник, — отмечает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. — Поэтому итоги опроса больше свидетельствуют об идеологической растерянности респондентов, чем о сознательном неприятии этой даты в истории страны.
Незаметно, чтобы люди плевались и говорили: «Это праздник не наш, его нам навязали». Тут принцип простой: дают лишний выходной — бери.
«СП»: — Почему вообще в России плохо приживаются новые праздники?
— Новые праздники приживаются у нас плохо потому, что в обществе нет идеологического консенсуса, который существовал в советское время. Вернее, базовый консенсус вокруг фигуры президента и патриотических ценностей сложился. А вот дальше начинаются разночтения.
Большинство граждан России негативно воспринимают и 90-е, и все, что с ними связано. Декларацию о суверенитете своей страны — в том числе.
«СП»: — На простейший вопрос «Как называется праздник?» 21% опрошенных ответил неправильно, а 20% с ответом затруднились? О чем это говорит? Откуда эта путаница в головах?
— Название праздника менялось. Государство само путалось как его называть. Поэтому и гражданам запутаться проще простого.
«СП»: — Если праздник не приживается, есть ли смысл его оставлять? Насколько, по- вашему, восприятию 12 июня помог ребрендинг?
— Вряд ли кто-то откажется от лишнего летнего выходного. Тем более, праздник имеет патриотический характер. Несмотря на то, что основан на сомнительных исторических событиях. Возможно, стоит поискать новые праздничные даты, которые не были бы связаны с эпохой Ельцина.
«СП»: — Можно ли говорить о дефиците памятных событий в современной России? Ведь мы по-прежнему отмечаем, в основном, исторические даты времен СССР…
— Постсоветская Россия достаточно молода. И неудивительно, что памятных событий у нас не так много. Среди них, безусловно, выделяется день воссоединения с Крымом.
А то, что издавна отмечаем советские даты, свидетельствует о непрерывности нашей истории. Это позитивный момент.
— Праздник нельзя учреждать на пустом месте, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов. — В этот день в 1991 году не произошло ничего радостного, что бы запомнилось людям. Более того — прискорбное событие, которым ознаменовался этот день, оказалось одним из шагов к колоссальной национальной катастрофе. Это, что ли, праздновать?
«СП»: — Кто составляет 31 процент граждан, для которых 12 июня — праздник? Они понимают, от кого наша страна в 1991 году стала независимой?
— Слушайте, этому «празднику» в Кремле долго не могли даже придумать названия. А люди должны следить за прыжками мысли кремлевских креаторов?
«СП»: — Нужен ли нам вообще мало кому понятный «День России»? Несёт ли он какой-то идеологический смысл?
— Большинству этот праздник не нужен однозначно. Но он и не для большинства народа.
«СП»: — Почему вообще в России плохо приживаются новые праздники? Можно вспомнить День народного единства, который отмечаем 4 ноября. Он тоже как-то трудно приживается в общественном сознании. К тому же явно поспешно придуман властями вместо привычного советским людям 7 ноября. У этого явления какие-то общие причины?
— Общая причина одна — есть мы, народ. И есть «они» — правящий слой. Который стремится утвердить свое господство. Вплоть до подсознания и коллективного несознательного.
По словам политического аналитика международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышка, результаты опроса вполне предсказуемы.
— Хотя я не исключаю в перспективе роста популярности этого праздника именно как Дня России. Наряду с «Днём мужчин», «Днём женщин» и Днём Победы.
Другой вопрос, что «привязка» этого праздника именно к 12 июня 1991 года представляется небессп-ой. Но здесь уже вряд ли что-то будет исправлено.
Одновременно нужно сказать, что неприятие этой даты в качестве праздника среди граждан России всё-таки не носит резкого характера.
«СП»: —Новые праздники плохо приживаются в России. С чем это связано?
— Плохая приживаемость новых праздников — это не только российское явление. Так происходит везде. В информационную эпоху с «клиповым» мышлением и пресыщенностью контентом, достаточно трудно убедить людей, что некое недавнее совсем «негероическое» событие является чем-то более значимым, чем, предположим, новый сезон «Игры престолов». Да ещё и настолько важным, что его нужно по-настоящему отмечать ежегодно.
Другим фактором, очевидно, является непонимание обществом, что же мы всё-таки ежегодно отмечаем 12 июня? Вот, скажем, 8 марта соответствующего года в принципе тоже ничего особенного не произошло. Как и 23 февраля 1918-го. Но государство здесь подключилось и сделало из самых ординарных дат праздничные.
Не следует забывать также и о том, что даже День Победы в нашей стране стали отмечать с размахом и парадами только через два десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, когда генсек Брежнев почувствовал необходимость укрепить патриотизм советского народа.
«СП»: —31 процент россиян все же считает этот день праздником. Они отмечают независимость? От кого?
— Об их мотивации следовало бы спросить самих опрашиваемых. В целом, наверное, 12 июня — это тоже «праздник со слезами на глазах». В том смысле, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели оптимизировать государственную модель и снизить «кормление» дотационных республик за счёт русского центра. А развалили могучую страну и разделили русский народ между «нерусскими» национальными государствами.