В украинских СМИ развернулось активное обсуждение нового «языкового» указа Петра Порошенко.
Еще в 2014 году, едва вступив в должность, президент-олигарх принялся заигрывать с той частью русскоязычного населения, которая, в отличие от дончан и луганчан, занимала более умеренные позиции, и не решилась отстаивать свои права так, как это сделали жители Донбасса. Сразу после выборов он пообещал обеспечить свободное использование русского языка, а в конце июня 2014-го уточнил:
«Децентрализация предусматривает расширение прав регионов в вопросах исторической памяти, культурных традиций, языковой политики. Местные общины Донбасса будут иметь полное право свободно использовать русский язык наряду с государственным».
Свои обещания он подтвердил и в июле 2015-го, когда с заявлением о гарантиях двуязычия обратился к жителям Донбасса. И даже 9 марта 2018-го — когда обещал, что русскоязычные могут рассчитывать на «широкий простор для реализации прав».
Особый цинизм последнего его выступления заключался в том, что за несколько дней до него, 28 февраля, украинский Конституционный суд отменил действие закона «Об основах государственной языковой политики», принятого в 2012 году и гарантировавшего региональный статус тем языкам, на которых разговаривает большая часть жителей той или иной местности.
Впрочем, в масштабное наступление на русский язык органы власти Украины перешли еще в 2017 году, когда вступил в силу закон, согласно которому 75% контента украинских каналов должны транслироваться на украинском языке. Кроме того, озвучиванию на «мове» подлежали все иностранные кинофильмы.
Теперь же Порошенко своим специальным указом объявил «десятилетие украинского языка». В ближайшие два месяца украинский кабмин должен будет разработать соответствующую целевую программу. Однако общие планы официального Киева понятны уже сейчас. Как пишут киевские журналисты, украинизация будут подлежать все сферы общественной жизни. Речь идет об обязательном использовании украинского любыми чиновниками, а также — о поддержке украинского книгоиздания, активизации перевода на украинский язык иностранных кинофильмов, продолжении украинизации СМИ. Иллюзий относительно того, каким именно образом, будет проводиться внедрение украинского языка, испытывать не стоит. С момента победы Майдана практики, к которым прибегали новые власти, носили преимущественно запретительный характер. Поэтому уже сейчас понятно, что через два месяца мы получим новую программу по изгнанию русского языка из жизни украинцев.
Причем, махнуть на происходящее рукой и сказать, как любят говорить некоторые из отечественных патриотов, «да пусть делают, что хотят», нельзя. Украина является страной, на территории которой проживает наибольшее, после самой России, количество русскоязычных людей. Языковая и духовная общность столетиями служила гарантией восстановления политического единства — образованные слои населения разговаривали на чистейшем русском, и даже простонародные диалекты были ощутимо ближе к русскому, чем современный искусственно рафинированный украинский язык.
Если политическое влияние — это практически всегда дело наживное, и уровень поддержки какой-либо партии или кандидата может измениться за считанные недели, то этнокультурная общность — это то, что естественным образом складывалось веками. И утрата ее станет чем-то сродни демонстративному выбрасыванию на помойку родового наследия.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного Институтом Гэллапа, русский на Украине в быту пока что используют 83% украинцев. Однако при проведении целенаправленной обработки населения за 10?15 лет ситуация может начать меняться кардинально. Вряд ли в этом может быть остро заинтересован лично Петр Порошенко, для которого крайне сомнительной перспективой, судя по данным соцопросов, является даже второй президентский срок.
Скорее, речь идет о стратегической инициативе наших западных «партнеров», мыслящих совсем другими категориями. И если на смену Порошенко, на «единой Украине» придет другой прозападный политик — Тимошенко, Гриценко или кто-либо еще в том же роде — этот курс вряд ли изменится. Уничтожение Украины, как части Русского мира, в ближайшей исторической перспективе может стать свершившимся фактом. И допустить это — значит, предать память тех, кто громил шведов под Полтавой, изгонял иностранных интервентов и под нацистским огнем форсировал Днепр в 1943-м…
Новости Украины: Лидер группы «Океан Эльзы» обратился к украинцам с призывом
Кризис на Украине: Украинская писательница выступила за переименование России