Кремль «защитил» пожилых, превратив в пугало для бизнеса - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Кремль «защитил» пожилых, превратив в пугало для бизнеса - «Общество» 16:00 Среда 0 358
3-10-2018, 16:00

Кремль «защитил» пожилых, превратив в пугало для бизнеса - «Общество»



Материал комментируют:
Кремль «защитил» пожилых, превратив в пугало для бизнеса - «Общество»

Владимир Постанюк

Эрнест Асланян

Сегодня, 1 октября — День защиты пожилых людей. И это звучит насмешкой. Продолжается шум вокруг пенсионной реформы, которая просто олицетворяет «заботу» о стариках. На днях Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об уголовном преследовании за отказ в приеме на работу или увольнение людей предпенсионного возраста. Теперь предприниматель или руководитель организации, который откажется взять на работу пожилого человека, рискует быть привлеченным к уголовной ответственности и получить реальную судимость. По этапу предпринимателей, конечно, не отправят, но могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода на срок до 18 месяцев, а также приговорить к обязательным работам сроком до 360 часов. Такая мера, по мнению законодателя, позволит защитить трудовые права немолодых россиян. Интересно, что за решение президента и правительства повысить пенсионный возраст придется отвечать предпринимателям, хотя они отнюдь не были инициаторами реформы.

Хотя вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова заявила, что главная цель закона — защитить предпенсионеров от рисков отказа в приеме на работу и увольнения, понятно, что принимался в такой спешке законопроект для того, чтобы хоть как то снизить общественное недовольство. То есть, пенсионный возраст мы вам, дорогие россияне, повысим, но от увольнений и отказов в трудоустройстве постараемся защитить.


Почему постараемся? Потому что на практике реально защитить предпенсионеров от увольнения или отказа в приеме на работу с помощью этой меры не получится. В этом убеждены и многие политики, и юристы, и сами предприниматели, и самые обычные граждане, далекие от политики и юриспруденции. Более того, могут появиться и дополнительные риски — например, людей станут увольнять еще задолго до приближения пенсионного возраста, чтобы избежать возможных проблем с законом. И тогда опасаться придется уже не 57-летним, а 47-летним, которых будут увольнять, не дожидаясь достижения ими более солидного возраста.

Почему политика «кнута» окажется неэффективной

Удивительно и то, что защита от возрастной дискриминации при трудоустройстве в законодательстве и так прописана. Юрист Юлия Дымова подчеркивает, что в Трудовом кодексе РФ есть целая статья 64 ТК РФ, запрещающая неправомерный отказ в приеме на вакантную должность из-за возраста, пола, национальности, цвета кожи, места жительства, наличия малолетних детей, имущественного либо социального положения. Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях прописывается и административная ответственность — штрафы за данное нарушение законодательства и даже за размещение вакансий с дискриминирующими человека ограничениями. Зачем потребовалось еще и вводить уголовную ответственность, не очень понятно.

Адвокат Владимир Постанюк, к которому мы обратились, не скрывает своего недоумения:

— На мой взгляд, это достаточно странная позиция — чуть что, сразу апеллировать к Уголовному кодексу. Такая зацикленность на уголовной ответственности может свидетельствовать о преобладании «репрессивного начала» в правовой политике российского государства. То есть, предпринимателям хотят продемонстрировать кнут, а ведь должен быть и пряник. Нельзя строить правовую политику, особенно в сфере экономических и трудовых отношений, лишь на одном страхе уголовной репрессии.

«СП»: — Вы считаете, что предпринимателей надо убеждать другими методами? А какими? Ведь вопрос о трудоустройстве лиц предпенсионного возраста действительно очень серьезен и злободневен…

— Есть Гражданский кодекс, есть Налоговый кодекс. У российской правовой системы на самом деле есть множество инструментов для воздействия на тех работодателей, которые будут чинить препятствия немолодым соискателям вакансий.

«СП»: - Такие меры будут более эффективными?

— Прежде всего, нужно задаться вопросом о том, почему предприниматель не берет на работу того или иного соискателя? Ведь не всегда причиной отказа является именно возраст, особенно если мы говорим не о восьмидесяти годах, а о пятидесяти пяти, например. Как узнать, отказал предприниматель в трудоустройстве из-за возраста соискателя или из-за других факторов — отсутствия опыта или квалификации (в том числе, на субъективный взгляд собственника бизнеса), возможного наличия вредных привычек, да мало ли причин может быть для отказа?

«СП»: — Но если не «кнут», то чем тогда должно воздействовать государство на предпринимателей?

— Во-первых, нужно подумать о других формах поддержки людей предпенсионного возраста, а то получается, что государство заняло очень удобную позицию — сначала повысить пенсионный возраст, а потом заставить компании и предпринимателей брать пожилых людей на работу. Я считаю, что если говорить о повышении пенсионного возраста, надо повысить пособие по безработице, причем существенно повысить.

Во-вторых, нужно создать налоговые преференции для бизнеса, если принимаются на работу люди предпенсионного возраста частично освобождается от какой-то налоговой нагрузки. Предпринимателей нужно не столько наказывать за отказ в приеме предпенсионеров, сколько поощрять. Это и есть тот самый «пряник» — то есть, какие-то налоговые льготы, субсидии. Все это можно продумать и оформить так, чтобы эта мера по поддержке пожилых людей не выглядела слишком топорной и однозначно направленной на ухудшение положения предпринимателей и создание им дополнительных проблем и рисков. Ведь сейчас бизнес и так страдает от коррупции, от злоупотреблений чиновников. Неужели экономическая ситуация в стране улучшится, если вдобавок к тысячам проблемам предпринимателей, добавятся еще тысячи уголовных дел по обвинениям в отказе в трудоустройстве?

Будет ли закон реально работать?

Впрочем, вряд ли нововведенная статья в том виде, в каком сейчас планируется ее применять, позволит привлечь бизнесменов к ответственности. Предприниматель Светлана Атласкирова уверена — закон не будет работать, поскольку любой руководитель организации при желании найдет миллион причин для того, чтобы не брать пожилого человека на работу. И дело тут не в некоей злонамеренности бизнесменов, а в реальных потребностях компаний. Далеко не во всех случаях пожилые люди пенсионного и предпенсионного возраста могут выполнять профессиональные обязанности на таком же уровне, как и молодежь.


Детектив Эрнест Асланян говорит, что к уголовной ответственности за отказ в трудоустройстве предпринимателя привлечь будет практически невозможно. Следственные органы столкнутся с огромными проблемами при расследовании подобных заявлений, поскольку ведь никто не будет давать письменный отказ с формулировкой «Не принят на работу по возрасту». Предприниматели будут мотивировать свой отказ другими причинами, например — отсутствием необходимых знаний и навыков, а в наше динамичное время «завалить» пожилого человека на собеседовании проще простого. Как раскрыть такое преступление? Даже если специально захотят подставить предпринимателя, подослав провокатора, все равно не получится привлечь его к ответственности.

Но что же тогда получается? Мы имеем дело с очередной фикцией, симуляцией законодательной деятельности? Чтобы утвердительно или отрицательно ответить на данный вопрос, нужно время, которое покажет, будет ли действительно эта статья работать или окажется очередным примером того, как строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Протесты против пенсионной реформы: Митинги прошли в крупных городах Сибири

Новости пенсионной реформы: Госдума приняла закон о передаче денег коррупционеров в Пенсионный фонд


Материал комментируют: Владимир Постанюк Эрнест Асланян Сегодня, 1 октября — День защиты пожилых людей. И это звучит насмешкой. Продолжается шум вокруг пенсионной реформы, которая просто олицетворяет «заботу» о стариках. На днях Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об уголовном преследовании за отказ в приеме на работу или увольнение людей предпенсионного возраста. Теперь предприниматель или руководитель организации, который откажется взять на работу пожилого человека, рискует быть привлеченным к уголовной ответственности и получить реальную судимость. По этапу предпринимателей, конечно, не отправят, но могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода на срок до 18 месяцев, а также приговорить к обязательным работам сроком до 360 часов. Такая мера, по мнению законодателя, позволит защитить трудовые права немолодых россиян. Интересно, что за решение президента и правительства повысить пенсионный возраст придется отвечать предпринимателям, хотя они отнюдь не были инициаторами реформы. Хотя вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова заявила, что главная цель закона — защитить предпенсионеров от рисков отказа в приеме на работу и увольнения, понятно, что принимался в такой спешке законопроект для того, чтобы хоть как то снизить общественное недовольство. То есть, пенсионный возраст мы вам, дорогие россияне, повысим, но от увольнений и отказов в трудоустройстве постараемся защитить. Почему постараемся? Потому что на практике реально защитить предпенсионеров от увольнения или отказа в приеме на работу с помощью этой меры не получится. В этом убеждены и многие политики, и юристы, и сами предприниматели, и самые обычные граждане, далекие от политики и юриспруденции. Более того, могут появиться и дополнительные риски — например, людей станут увольнять еще задолго до приближения пенсионного возраста, чтобы избежать возможных проблем с законом. И тогда опасаться придется уже не 57-летним, а 47-летним, которых будут увольнять, не дожидаясь достижения ими более солидного возраста. Почему политика «кнута» окажется неэффективной Удивительно и то, что защита от возрастной дискриминации при трудоустройстве в законодательстве и так прописана. Юрист Юлия Дымова подчеркивает, что в Трудовом кодексе РФ есть целая статья 64 ТК РФ, запрещающая неправомерный отказ в приеме на вакантную должность из-за возраста, пола, национальности, цвета кожи, места жительства, наличия малолетних детей, имущественного либо социального положения. Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях прописывается и административная ответственность — штрафы за данное нарушение законодательства и даже за размещение вакансий с дискриминирующими человека ограничениями. Зачем потребовалось еще и вводить уголовную ответственность, не очень понятно. Адвокат Владимир Постанюк, к которому мы обратились, не скрывает своего недоумения: — На мой взгляд, это достаточно странная позиция — чуть что, сразу апеллировать к Уголовному кодексу. Такая зацикленность на уголовной ответственности может свидетельствовать о преобладании «репрессивного начала» в правовой политике российского государства. То есть, предпринимателям хотят продемонстрировать кнут, а ведь должен быть и пряник. Нельзя строить правовую политику, особенно в сфере экономических и трудовых отношений, лишь на одном страхе уголовной репрессии. «СП»: — Вы считаете, что предпринимателей надо убеждать другими методами? А какими? Ведь вопрос о трудоустройстве лиц предпенсионного возраста действительно очень серьезен и злободневен… — Есть Гражданский кодекс, есть Налоговый кодекс. У российской правовой системы на самом деле есть множество инструментов для воздействия на тех работодателей, которые будут чинить препятствия немолодым соискателям вакансий. «СП»: - Такие меры будут более эффективными? — Прежде всего, нужно задаться вопросом о том, почему предприниматель не берет на работу того или иного соискателя? Ведь не всегда причиной отказа является именно возраст, особенно если мы говорим не о восьмидесяти годах, а о пятидесяти пяти, например. Как узнать, отказал предприниматель в трудоустройстве из-за возраста соискателя или из-за других факторов — отсутствия опыта или квалификации (в том числе, на субъективный взгляд собственника бизнеса), возможного наличия вредных привычек, да мало ли причин может быть для отказа? «СП»: — Но если не «кнут», то чем тогда должно воздействовать государство на предпринимателей? — Во-первых, нужно подумать о других формах поддержки людей предпенсионного возраста, а то получается, что государство заняло очень удобную позицию — сначала повысить пенсионный возраст, а потом заставить компании и предпринимателей брать пожилых людей на работу. Я считаю, что если говорить о повышении пенсионного возраста, надо повысить пособие по безработице, причем существенно повысить. Во-вторых, нужно создать налоговые преференции для бизнеса, если принимаются на работу люди предпенсионного возраста частично освобождается от какой-то налоговой нагрузки. Предпринимателей нужно не столько наказывать за отказ в приеме предпенсионеров, сколько поощрять. Это и есть тот самый «пряник» — то есть, какие-то налоговые льготы, субсидии. Все это можно продумать и оформить так, чтобы эта мера по поддержке пожилых людей не выглядела слишком топорной и однозначно направленной на ухудшение положения предпринимателей и создание им дополнительных проблем и рисков. Ведь сейчас бизнес и так страдает от коррупции, от злоупотреблений чиновников. Неужели экономическая ситуация в стране улучшится, если вдобавок к тысячам проблемам предпринимателей, добавятся еще тысячи уголовных дел по обвинениям в отказе в трудоустройстве? Будет ли закон реально работать? Впрочем, вряд ли нововведенная статья в том виде, в каком сейчас планируется ее применять, позволит привлечь бизнесменов к ответственности. Предприниматель Светлана Атласкирова уверена — закон не будет работать, поскольку любой руководитель организации при желании найдет миллион причин для того, чтобы не брать пожилого человека на работу. И дело тут не в некоей злонамеренности бизнесменов, а в реальных потребностях компаний. Далеко не во всех случаях пожилые люди пенсионного и предпенсионного возраста могут выполнять профессиональные обязанности на таком же уровне, как и молодежь. Детектив Эрнест Асланян говорит, что к уголовной ответственности за отказ в трудоустройстве предпринимателя привлечь будет практически невозможно. Следственные органы столкнутся с огромными проблемами при расследовании подобных заявлений, поскольку ведь никто не будет давать письменный отказ с формулировкой «Не принят на работу по возрасту». Предприниматели будут мотивировать свой отказ другими причинами, например — отсутствием необходимых знаний и навыков, а в наше динамичное время «завалить» пожилого человека на собеседовании проще простого. Как раскрыть такое преступление? Даже если специально захотят подставить предпринимателя, подослав провокатора, все равно не получится привлечь его к ответственности. Но что же тогда получается? Мы имеем дело с очередной фикцией, симуляцией законодательной деятельности? Чтобы утвердительно или отрицательно ответить на данный вопрос, нужно время, которое покажет, будет ли действительно эта статья работать или окажется очередным примером того, как строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Протесты против пенсионной реформы: Митинги прошли в крупных городах Сибири Новости пенсионной реформы: Госдума приняла закон о передаче денег коррупционеров в Пенсионный фонд

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl