Знаменитый физик Жорес Алферов умер в ночь с 1-го на 2-е марта на 89-м году жизни. Он был единственным из проживающих в современной России лауреатов Нобелевской премии. Которой никогда не кичился. Относился к ней, как награде, которую заслужил не он лично, а вся отечественная наука.
«Это наш великий ученый по всем меркам, — сказал, узнав о кончине великого ученого, президент РАН академик Александр Сергеев. — И его блестящие достижения давно признаны во всем мире. При этом Алферов оставался пламенным защитником отечественной науки, это считал первостепенной своей обязанностью, оставаясь высшей, самой яркой её точкой. Использовал для этого не только академическую трибуну, но и, в том числе, трибуну Государственной думы РФ».
Глубокие соболезнования по поводу этой утраты высказал и товарищ Жореса Ивановича по партии, лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Я у него был в больнице (после гипертонического криза — авт.), он долечивался. Мне казалось, все обошлось, он чувствовал себя нормально. Подготовил письмо на имя президента и премьера РФ о развитии академической науки… Он как депутат, как человек без конца работал над укреплением нашей науки и образования, был послом мира для нашей страны, у него было много друзей по всей планете, в том числе из Америки. Как человек, товарищ он отличался удивительным характером, никогда никому не отказывал в помощи, трудился до последнего дня в полную силу».
Читайте также
«Армата»: Броня для боя или для парада
Танк Т-14 оказался слишком дорогим удовольствием и для армии, и для экспорта
Как рассказали корреспонденту «СП» коллеги Алферова, беда случилась в загородном поселке Комарово, что в 50-км от Петербурга. У него там небольшой старый дом, совсем не коттедж, сад, который взрастил сам. Туда, вернувшись из московской клиники и уехал — долечиваться. Там, несколько дней назад, прогуливаясь, поскользнулся, упал — закружилась голова. Видимо, последствие инсульта. При падении сломал два ребра. Снова больница. Откуда уже не вышел… Позже стала известна официальная причина смерти академика: острая сердечно-легочная недостаточность.
— Ах, как это грустно! Как несправедливо! — сказал «СП» Евгений Теруков, доктор наук, профессор, заместитель генерального директора НТЦ при Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе. Ученик Жореса Алферова. — Светлая была личность, много сделавшая для развития российской науки, для молодых ученых. Получив Нобелевскую премию, он смог осуществить свою давнюю мечту, создав Академическую гимназию. В неё принимали талантливых школьников со всей страны. Была выстроена система поэтапного «вхождения в науку» — от средней школы (с углубленным изучением ряда профильных предметов) до вуза, потом аспирантуры, защиты кандидатской диссертации. Он вложил в свой университет не только душу, знания, но и средства, в том числе, от Нобелевской премии. Оснастил его самым современным на сегодня оборудованием.
«СП»: — Там ведь работает его наследник — сын Иван…
— Да, сын тоже стал физиком, не так давно защитил докторскую диссертацию. Трудится заместителем директора. Подрастают внуки, с которым Жорес Иванович старался проводить каждую свободную минуту, обожал их. Не думал я, что он уйдет так рано! Я не ошибся: для него 88 лет — не возраст. Его активности, жизнелюбию можно было только позавидовать. Столько было у него ещё идей!..
Корреспондент «СП» не раз встречалась с Жоресом Ивановичем, начиная с того времени, когда он работал в Физтехе, будучи широко известен лишь в узких кругах. Нобелевская премия если и изменила его, то тем лишь, что общественная активность его стала более значимой. В общении был непростым. Мог запросто вытолкать из кабинета, объявив визитеру: «Не готовы к разговору!». Ценил каждую минуту. Но не был лишен и сентиментальности.
В одном из наших с ним интервью, когда речь зашла о его погибшем в Великую Отечественную войну старшем брате, не смог скрыть навернувшихся слез. Да, собственно, и не пытался. Рассказал, как не один год искал могилу брата. И нашел её — в небольшом украинском селе. Когда сельчане, узнав, что он — родной брат их погибшего защитника-бойца Красной армии, тут же накрыли стол, устроив поминки по всем павшим солдатам. С тех пор фактически до последних дней жизни академик Алферов регулярно помогал местным жителям материально…
А во время другого нашего интервью, посвященного его 80-летию, был очень суров. Стоило мне коснуться в одном из вопросов проблем физики, тут прервал беседу: «Вы кто по образованию — журналист? А о физике я буду разговаривать только с физиком!». Пришлось откланяться. Но я не обиделась. Он потому не стал продолжать, что понимал: словами делу не поможешь, действовать надо. И — действовал, не растрачиваясь на стороннее.
Новости РАН: Президент РАН прокомментировал новость о смерти академика Жореса Алферова