Конфликт в Екатеринбурге из-за строительства храма Святой Екатерины на месте городского сквера наглядно выявил сразу несколько особенностей жизни современного российского общества. При этом объективный анализ ситуации показывает, что резонанс от этой истории носит искусственный характер.
Как накалялись страсти
Дискуссии о том, что к 300-летию Екатеринбурга надо восстановить взорванный в 1930 году первый построенный в городе собор Святой Екатерины, начались еще в конце 1990-х годов. Проводились общественные слушания, предлагались различные проекты, в том числе, и весьма утопические. Все споры шли в достаточно спокойной манере, но решение о начале работ так и не могли принять. Всё изменилось в этом году, когда проект утвердили, а площадкой для возведения храма выбрали один из немногих скверов в центре города.
Проблема в том, что восстановить храм хотят совсем не в том месте, на котором стоял собор. На том месте, которое сейчас называется площадью Труда, в память о взорванном храме стоит небольшая часовня, построенная в 1998 году. Сейчас храм пытаются возвести в сквере у Театра Драмы, который находится почти в километре от исторического места.
Важно также сказать, что утвержденный внешний вид храма будет кардинальным образом отличаться от того, что имел взорванный в советское время собор. Храм много раз перестраивался и имел на своем основании высокие колокольню и характерный для архитектуры послепетровского времени шпиль. Сейчас же решили строить пятинефный и пятиапсидный храм, а за его основу взят Успенский собор во Владимире.
Нынешнее противостояние между сторонниками и противниками строительства началось в апреле. В сквере у Театра Драмы, который, кстати, мало похож на благоустроенный парк, вначале собирались по несколько десятков человек с каждой стороны. Они ожесточенно спорили между собой, но всякий раз расходились миром.
Читайте также
«СевКавказмиллиардгаз»: Куда утекли деньги Арашуковых
Вся теневая экономика СКФО существует на ворованных энергоносителях
Ситуация стала накаляться, когда к месту дискуссий стали подтягиваться известные в городе общественные деятели и журналисты, которые будто специально провоцировали оппонентов и выкладывали происходящее в интернет посредством видеотрансляций. Так постепенно вопрос местного масштаба стал главной новостью изданий Свердловской области.
Теперь, уже после возведения забора, подключения к защите места строительства сотрудников ОМОН и охранных предприятий, их столкновений с демонстрантами, задержаний и административных наказаний, история противостояния попала даже в иностранную прессу. Кто-то пишет про уральский майдан, другие говорят чуть ли не о защите вселенского православия, третьи предрекают то ли распад России, то ли апокалипсис. К бурной дискуссии подключилась значительная часть блогосферы, с каждым днем по теме высказываются политики всё более высокого ранга. В их числе, и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
При этом изначально многие противники строительства из числа простых людей говорили, что они просто хотят сохранить сквер, сами считают себя верующими людьми и поддержали бы возведение храма в любом другом месте.
Тем более, мест для строительства в Екатеринбурге действительно много. Некоторые горожане обращают внимание, что в центре уже есть несколько храмов, а вот верующие из отдаленных районов не могут молиться рядом с домом.
Жажда активности
Пенсионная реформа, низкие зарплаты сегодня не выводят тысячи людей на площади и не становятся основой общественного противостояния. Нынешнее противостояние в Екатеринбурге имеет причину, по сути, масштаба микрорайона. Например, в середине 2000-х в Москве проходили десятки и сотни митингов горожан, возмущенных так называемой «точечной застройкой» у них под окнами. Иногда эти митинги заканчивались драками с нанятыми строительными фирмами чоповцами и массовыми задержаниями людей сотрудниками МВД. Однако никому в голову не приходило, что локальный протест по поводу сохранения стадиона или парка может привести к смене власти, и вообще каким бы то ни было серьезным социальным последствиям даже для значительной части Москвы.
Кстати, и сейчас в столице иногда проходят акции сторонников и противников возведения храма в отдельном районе. Но опять же, они не выходят за пределы отдельных территорий.
Быстрое развитие конфликта в Екатеринбурге показывает несколько обстоятельств жизни российской провинции.
Общественная и политическая жизнь там достаточно вялая. Многие из числа наиболее активных горожан уехали жить в столицы. Во многом по этой причине в регионах почти не осталось ярких лидеров. Любой более-менее неравнодушный человек на этом фоне, пусть он даже не умеет хорошо публично выступать, грамотно писать и не отличается эрудицией, может быстро стать лидером общественного мнения. И если в Москве такого человека сочли бы за «городского сумасшедшего», в провинции о нем будет писать в газетах, приглашать на местное телевидение. Просто потому, что других героев почти не осталось. Как и стоящих информационных поводов.
Любое событие, будь то митинг из трех человек или любой яркий пост в соцсети мгновенно выходят на ленты агентств. Опять же потому, что больше интересных новостей нет, а бесконечные заседания местных депутатов и отчеты чиновников на фоне разваливающихся домов, порушенных дорог и переполненного транспорта смотрятся совсем уныло.
Я лично много раз бывал в Екатеринбурге и могу сказать, что описанная выше ситуация очень характерна для этого, пусть и считающегося большим, города. Тема храма приобрела резонанс во многом именно потому, что больше местным журналистам и общественникам просто не на что было обратить внимание.
Особенности информационной войны
После того как противостояние в сквере вошло в «горячую» стадию с участием тысяч человек и ОМОН, вокруг конфликта началась настоящая информационная война.
Протесты горожан против строительства храма действительно обросли элементами «цветных» революций. Что-то похожее было вокруг защиты Химкинского леса. Во-первых, к акциям начали присоединяться представители самых различных политических сил, от крайне левых до крайне правых. Во-вторых, у участников появились свои координаторы и инструкции.
Крайне примечательно, что сейчас в интернете гуляет призыв, в котором говорится, что все протестанты могут зайти в Ельцин-центр и там передохнуть, попить чайку. Одиозный Ельцин-центр, который считают чуть ли не сакральным местом российских либералов, тут же сравнили со штабами радикалов на киевском Майдане в 2014-м.
Заговорили и об иностранном влиянии на процесс. Заодно вспомнили, что самое большое консульство США на территории России находится именно в Екатеринбурге. При этом кадры, как молодежь прыгает в сквере с возгласами «Кто не скачет — тот за храм» могут укрепить в мысли, что всё происходящее действительно управляется западными агентами.
При этом сами идеологические посылы, которые сегодня обсуждают в интернете, выглядят достаточно странно. Можно вспомнить, например, что на рубеже 1980?90-х либералы, которые сегодня собираются в Ельцин-центре, одним из своих аргументов против советской власти сделали именно «борьбу с безбожием».
Одновременно в общественное мнение вбрасываются сообщения, что якобы храм это лишь прикрытие для строительства неких торговых центров и жилых небоскребов. Если же внимательно посмотреть на распространяемые в интернете карты, то можно увидеть, что одно с другим никак не связано.
Читайте также
Максим Орешкин отправит монстров российской экономики в ссылку
Что стоит за предложением МЭР о переносе офисов госкорпораций в регионы
При этом власть обнаружила в очередной раз нежелание вести нормальный диалог с людьми. Из уст разных деятелей звучат то одобрение силовым акциям сотрудников полиции, то призывы спасти Россию от возможного госпереворота. И мало кто задумывается, что можно было просто не доводить ситуацию до такого состояния и оставить ее в рамках отдельно взятого сквера.
Конечно, сказывается и удивительная некомпетентность местных чиновников. Они знают, как решать личные материальные проблемы, но совершенно не готовы к работе с гражданским обществом.
Влияет еще и тот факт, что местная элита в Екатеринбурге расколота. Спонсорами строительства храма часто называют Русскую медную компанию (РМК) и Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК). При этом замечают, что рядом стоящий со сквером «Екатеринбург-Сити» был построен на их деньги. В городе вспомнили, как в том числе и силовыми методами, эти компании пытались построить горно-обогатительный комбинат под Челябинском и никилевый завод в Воронежской области.
Если эти сведения соответствуют действительности, то вырисовывается весьма интересная ситуация. По идее, РМК и УГМК могли выкупить в Екатеринбурге любой участок и построить там храм, но не сделали этого. Получается, что ситуация была изначально спровоцирована. Для чего? Один из возможных вариантов ответа на этот вопрос — показать губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, кто настоящий хозяин в регионе.
Но тогда получается, что простые люди стали заложниками чужих игр?
В четверг вечером ситуацию вокруг строительства храма в Екатеринбурге прокомментировал президент России Владимир Путин. По словам главы государства, он узнал об этой «чисто региональной истории» только вчера и удивился, потому что обычно люди просят о строительстве храма. «Храм должен объединять людей, а не разъединять», — заявил Путин. Он добавил, что необходимо учитывать мнение местных жителей при решении этого вопроса."Есть простой способ — провести опрос и меньшинство должно подчиниться большинству", — сказал Путин.
Он добавил, что по итогам опроса мнение меньшинства тоже должно быть учтено. В случае возведения храма инвесторы должны высадить в нужном для жителей месте другой лес и разбить сквер. Задача местных властей заключается в нахождении оптимального решения для проблемы.
Ситуация на месте строительства собора святой Екатерины в Екатеринбурге
Религия и общество: В Кремле поддержали действия силовиков в Екатеринбурге
Новости регионов: «СевКавказмиллиардгаз»: Куда утекли деньги Арашуковых