Материал комментируют:
Андрей Гудков
В новой накопительной пенсионной системе — гарантированном пенсионном плане (ГПП) — обнаружилась крупная нестыковка. И теперь Минфин ломает голову, как выкрутиться из ситуации.
В ГПП граждане имеют право перевести свои накопления, сформированные в рамках прежней системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). Частично это те самые «замороженные» средства. Нестыковка в том, что по действующему законодательству право на выплату пенсионных накоплений по ОПС гражданин получает в прежних возрастных рамках — в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин. Однако в рамках ГПП, как и предусматривает пенсионная реформа, выплаты можно получать только на пять лет позже.
С правовой точки зрения, возникает недопустимая ситуация. Получается, новая система на базе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) ухудшает для граждан условия по получению пенсий.
Нестыковка всплыла в ходе экспертного обсуждения концепции законопроекта о ГПП. Вот ее в своих замечаниях к концепции законопроекта заместитель гендиректора НПФ «ВТБ пенсионный фонд» Александр Львов:
«Назначение по возрасту страховой пенсии является ухудшением положения по сравнению со сроками для назначения накопительной пенсии и пенсии НПО». По его словам, правильным было бы «назначать ГПП по сроку назначения НПО или накопительной пенсии для сохранения текущих условий».
Читайте также
Застой-2020: Бедным помогут с особым рвением, поставив на учет каждый холодильник
О чем может сказать президент Путин Федеральному собранию 15 января
И вот теперь Минфин готов скорректировать условия, но — минимально.
Вот как анонсировало ведомство возможные корректировки по итогам публичного обсуждения проекта закона о ГПП.
«Изменениями будет предусмотрено, что пенсионная выплата по ГПП назначается» НПФ его клиенту при наступлении «пенсионных оснований, установленных законодательством на момент заключения пенсионного договора ГПП, либо по истечении тридцати лет с даты начала уплаты пенсионных взносов по ГПП».
Вместе с тем в представленной в конце октября концепции законопроекта возраст для назначения пенсии по ГПП связан с действующим законом «О страховых пенсиях». Это означало, что гражданин будет иметь право на выплаты с 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (с учетом переходного периода до 2028 года).
Эксперты указывают, что предложенная Минфином формулировка как раз совпадает с действующими условиями назначения пенсий по НПО. А они прямо отсылают «пенсионные основания» к закону «О страховых пенсиях» — то есть с учетом повышения пенсионного возраста.
Важно также понимать, что законопроект, который устанавливает возможность получения негосударственных пенсий с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин, был принят Госдумой в октябре прошлого года только в первом чтении.
Эксперты убеждены: корректировки Минфина касаются только переходного периода по 2028-й год, в течение которого пенсионный возраст будет плавно увеличиваться. То есть, Минфин если и готов отыграть назад, то только символически.
Что стоит за маневрами Минфина, будут ли вообще «замороженные» накопления выплачиваться гражданам в виде пенсий?
— Нынешние правила игры делают для всех, кто мало зарабатывает, бессмысленным участие в ГПП, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Сегодня всем этим лицам доплачивают к пенсиям до прожиточного минимума из региональных бюджетов. Скандальность ситуации в следующем: если такой человек начинает получать выплаты по накопительному страхованию — с него снимается социальная доплата. Мол, ты и так много получаешь.
Поэтому для всех малообеспеченных накопительные пенсии — любого типа — становятся средством к понижению жизненного уровня. По сути, за собственные деньги они получают исключение из системы социальных пособий.
В прошлом году Госдума внесла необходимые корректировки, чтобы такой ситуации не возникло. Но в 2020-м ничего подобного не сделано. И теперь в результате плановой индексации пенсий на 6,5% значительная часть пенсионеров останется без социальных выплат. Выплаты накопительных пенсий только усугубят дело.
«СП»: — Минфин готов внести корректировки в законопроект о ГПП, касающиеся возраста, с которого выплачивается пенсия — но только на переходный период до 2028 года. Как чиновники собираются выкручиваться дальше?
— Есть эффективная мера, о которой наши власти очень не любят вспоминать. В конце 1990-х — начале 2000-х 1% из заработной платы работника уходил в накопительное пенсионное обеспечение. И что власти сделали потом?
Без всякого отчета, где эти деньги были и как прирастали, их в конце нулевых выплатили практически рубль в рубль — в качестве дополнительной доплаты к пенсии, в течение года.
Мое личное мнение — мне задаром не нужно такое пенсионное обеспечение. Потому что в начале 2000-х покупательная способность рубля была в два-три раза выше, чем в конце нулевых. Разброс в оценках зависит от товарной группы, на которую гражданин мог бы потратить эти деньги.
Замечу к месту: у нас, в России, главная товарная группа, на которую тратятся небогатые граждане — это продовольствие.
Сейчас, в рамках ГПП, можно сделать аналогичный ход. Сегодня совершенно непонятно, где «бродят» деньги пенсионных накоплений ОПС, и непонятна их доходность. А значит, коллизия с разным выходом на пенсию в ОПС (60 лет мужчины и 55 женщины) и ГПП (после 2028 года — 65 и 60 лет соответственно) решается чрезвычайно просто.
Минфин может сказать примерно так: ребята, в 65 лет вы получите выплаты по ГПП, а сейчас мы вам вернем накопления по ОПС в течение года двумя-тремя траншами.
И выйдет, в целом, довольно неплохая сумма. И получив ее на руки, большинство граждан скажут: да плевать, что вернули деньги рубль в рубль. То есть намного меньше, чем если бы эти деньги все это время лежали у гражданина на депозитном счете в банке.
«СП»: — Какие выводы следуют из этой ситуации?
— В данном случае, я считаю, пенсионная система еще раз обнаружила свою принципиальную несправедливость. Причем, несправедливость касается не только малообеспеченных, но и тех, кто делает большие выплаты. Это связано с тем, что начисление пенсии происходит в баллах, а пенсионный балл мало чего стоит.
Этот балл правительство намеренно объявляет маленьким — и в результате граждане получают пенсию с гулькин нос.
Такое положение ведет к сильнейшему подрыву сплоченности населения, его лояльности к государственным системам, а также подрыву авторитета представительной и исполнительной власти.
Читайте также
Где в России пенсионную реформу возненавидели больше всего, и чем это опасно для Кремля
Протест против повышения пенсионного возраста не затих, он меняет формы
Мало того, ситуация толкает людей в серую зону. Значительная часть денег уже сегодня вывозится из России не в виде капитала, а в виде страховых выплат. Люди активно страхуют себя за рубежом, и делают вложения в пенсионные фонды — но только западные. Например, они вкладывают в норвежский Фонд будущих поколений. Наши НПФ показывают крайне низкую доходность, а за тот же самый период норвежский фонд — на российском, заметьте, рынке! — показывает доходность в несколько раз выше.
Люди видят эту разницу. Если у них есть возможность перевести свои рубли в норвежские кроны и оформить себе негосударственное пенсионное страхование накопительного типа в Норвегии — они это делают.
Да, это не всем доступно. Так поступают, в основном, жители Северо-Западного региона, которые работают в Норвегии на судах, буровых платформах, в обслуживающих отраслях. Но число таких россиян, уверен, будет расти. Люди ищут пути направить деньги в западные пенсионные системы, потому что они представляются им и доходными, и справедливыми.
«СП»: — Есть ли будущее у ГПП с новыми поправками?
— Еще раз повторю: без публичного аудита, без публикации аналитических обзоров по развитию обязательного накопительного страхования с 2002 года не приходится надеяться, что люди массово пойдут в новую накопительную систему. Это просто исключено.
Об авторе:
Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)
В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Пенсионная система: Власть в тупике: Народ не простил Медведеву и Путину пенсионную реформу
Новости социальной политики: Зюганов рассказал, как государство обмануло россиян с пенсиями