Материал комментируют:
Дмитрий Болкунец
Олег Неменский
Юрий Баранчик
Союз журналистов России обратится в МИД Белоруссии с просьбой представить разъяснения по поводу лишения аккредитации журналистов Первого канала. Организация выступает против любых попыток давления на СМИ, говорится в заявлении СЖР.
Действия белорусских властей, выславших из страны корреспондента Первого канала Алексея Кручинина, абсолютно безосновательны, заявили в телевизионной пресс-службе. Там также подтвердили, что вся съемочная группа была лишена аккредитации.
Российскую прессу лишили возможности работать в Белоруссии за то, что в ее репортаже, по мнению властей этой страны, содержится недостоверная информация. Местный телеканал «Беларусь 1» насчитал семь «фэйков» в репортаже о борьбе с коронавирусом.
Читайте также
У России есть всего 8 дней, чтобы не захлебнуться нефтью
И у нас, и в мире почти не осталось мощностей по хранению «черного золота»
Речь идет о репортаже, в котором сообщалось со ссылкой на позицию ВОЗ, что проведение массовых мероприятий привело к резкому ухудшению вирусной обстановки в Белоруссии. Цитата из сюжета: «Первое, что бросается в глаза на кладбище небольшого города Столбцы в 75 километрах от Минска, это обилие свежих могил».
Также продемонстрированы кадры, на которых Александр Лукашенко объясняет свое отношение к эпидемии: «Я особо не парюсь по поводу выявленных коронавирусных больных». Увеличение числа смертей от коронавируса он объясняет ростом числа тестирований.
При этом эпидемическая обстановка у наших соседей действительно ухудшается. Поток «ковидных» больных стал расти после православной Пасхи, свидетельствует белорусская пресса со ссылкой на врача приемного отделения 10-й городской клинической больницы Минска.
В Москве делают упор на опасность тактики, избранной белорусскими властями в борьбе с коронавирусом. Напомним, Лукашенко долгое время был фактически ковид-диссидентом и лишь под давлением фактических обстоятельств скорректировал, хотя и не сменил радикально, линию поведения.
По данным информированного в российско-белорусских делах телеграм-канала «Бульба престолов», коронавирус был основной темой обстоятельного разговора Путина и Лукашенко, состоявшегося вечером 5 мая по инициативе Кремля. Второй темой был парад Победы в Минске.
Посол России в Минске занял двусмысленную позицию. Он призвал представителей медийного цеха отводить от людей уныние, поддерживать оптимизм и убежденность, что беда будет преодолена. «Важно, чтобы слово журналиста сплачивало, давало надежду, делало всех нас сильнее» заявил Александр Мезенцев в интервью белорусским СМИ.
По мнению эксперта по российско-белорусским отношениям Дмитрия Болкунца, инцидент с российскими журналистами накануне парада Победы в Минске стал проявлением общего похолодания в отношениях двух стран.
— Белоруссия выбрала свою тактику в борьбе с коронавирусом. В первое время Лукашенко отрицал наличие этой заразы и говорил, что это психоз. Потом он ввел другой термин — «коронапсихоз», а теперь он чаще употребляет «коронавирус». При этом он категорически отрицает, что от коронавируса кто-то умирает. Такое запрещено озвучивать. На государственных телеканалах говорят, что кто-то умер от сахарного диабета, от ожирения, от других болезней, но ни в коем случае не от коронавируса.
Противоречить президенту в Белоруссии никто не может. Он — специалист во многих областях, особенно в аграрном комплексе и, как теперь выяснилось, большой гуру в медицине и вирусологии. Для российских журналистов это стало роковым. Они начали по-другому трактовать те или иные события и тем вступили с президентом в заочный диалог. В результате их лишили аккредитации. Это случилось не в первый раз. Множество раз Лукашенко после возмущения позицией российских СМИ выгонял журналистов.
В самой Белоруссии все журналисты знают, что есть флажки, за которые нельзя заходить. И они не позволяют себе это. Даже так называемые «независимые» СМИ, хотя они все на самом деле зависят от политики, проводимой в Белоруссии. Российские СМИ в этом плане проявляют гораздо больше свободы и часто делают репортажи, критикующие белорусского руководителя или показывающие ситуацию по-другому. Хотя последний репортаж Первого канала, вызвавший возмущение президента, был вполне объективным. Вмешиваться в редакционную политику, считаю, неправильно.
А посольство Белоруссии в Москве имеет в этом большой опыт. Вчера коллеги из одного федерального информационного агентства подтвердили мне, что в течение последних месяцев из белорусского посольства постоянно поступают звонки с требованием откорректировать заголовок того или иного материала о Белоруссии, изменить риторику или вообще убрать материал с ленты.
Читайте также
Между Россией и Белоруссией может начаться информационная война
Как гостелеканалы Российской Федерации и Республики Беларусь сцепились из-за разных концепций борьбы с коронавирусом
Они этого, конечно, не делают, но редакцию это сильно возмущает. Они предлагают сделать интервью с послом, но он не хочет давать интервью. Это стало тенденцией.
«СП»: — А вот наш посол — Мезенцев, очень контактный человек. Вчера вечером уже высказался обтекаемо по инциденту с Первым каналом. Правда, особых успехов на Белорусском направлении в его деятельности незаметно. Об углублении интеграции говорить не приходится…
— После декабря 2019 года отношения России и Белоруссии немного подморозились. Хотя серьезного обострения нет, в основном локальные истории, которые бывали множество раз в наших отношениях. Конечно, этому поспособствовала ситуация с коронавирусом, закрытие границы и общеэкономическая ситуация. Возможно, это все влияет на настроение Лукашенко. Может тот «психоз», о котором говорил президент Белоруссии, в какой-то степени относится к нему самому?
«СП»: — А Путин тогда психотерапевт? Недавно президенту России пришлось позвонить в Минск и как пишут в СМИ, они проговорили почти полтора часа. Чувствуется напряжение…
— Не исключено, что следствием этого разговора и стал сюжет на Первом канале. Кроме Пескова об этом никто точно не знает. А спустя сутки россиян лишили аккредитации.
«СП»: — В Минске 9 мая состоится Парад Победы, куда Лукашенко пригласил глав государств СНГ. Наверное, в Москве могли воспринять такое с ревностью, с учетом того, что у нас ВОВ стала чуть ли не единственной «скрепой»?
— Парад стал принудительным мероприятием. В интернете публикуются документы, где есть разнарядки для предприятий и университетов с требованием явки на парад. Также в Сети есть объявления, приглашающие массовку за деньги. Видимо, нужно обеспечить явку и сделать красивую картинку для Лукашенко. Думаю, такая практика порочит праздник, который всегда был народным. Причем здесь деньги?!
Похоже, Лукашенко принял решение о проведении парада, исходя из своих политических амбиций. Предположу, что он хочет показать всему миру, что он — наследник Победы, что чуть ли не он выиграл эту войну. И будет на 75-й год Победы выступать в своем военном мундире и рассказывать, как все страны спрятались в бункер и только он защищает ветеранов и победителей. И это серьезный удар по репутации Кремля, России и лично Путина.
Видимо, парад позволит ему в каком-то смысле реализовать личные амбиции.
А вот ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский сомневается в том, что инцидент с журналистами и предстоящий парад как-то связаны.
— Я не вижу в решении Лукашенко проводить 9 мая парад в Минске какого-либо вызова Москве. Это внутреннее решение связано с тем, что он иначе оценивает ситуацию с эпидемией, чем в России. Это никак не связано с отношениями двух стран.
«СП»: — Тем не менее, эти события совпали во времени…
— Раздражение Минска подачей информации Москвой — довольно старая история. Оно не раз высказывалось, в том числе и на самом высоком уровне. А сейчас период не самых лучших отношений двух стран, который вызван недавним решением России пересмотреть принципы взаимодействия двух государств. Поэтому подобные инциденты стали случаться даже чаще. А пандемия подхлестнула это все.
Читайте также
Песков: Я не верю, что Россия перестала Путина любить
Рейтинг президента просел до исторического минимума
«СП»: О каком «пересмотре принципов взаимодействия двух стран» вы говорите?
— Я имею в виду ультиматум Медведева, который был высказан в декабре прошлого года и всю последующую кампанию с намерением увязать дополнительные формы экономического сотрудничества с дорожными картами по интеграции.
В свою очередь старший научный сотрудник Института стран СНГ Юрий Баранчик уверен, что высокий градус очередного конфликта не скажется на перспективе сближения двух стран.
— Российские журналисты своим репортажем из городка Сланцы показали, что официальные цифры белорусской статистики — число умерших от коронавируса, не «бьются» с реальными цифрами. Потому что только в одном этом городе, судя по репортажу, число могил, связанных с эпидемией, превышает цифру, которая дает вся белорусская статистика. Легко представить масштаб бедствия по республике, которая стоит на грани гуманитарной катастрофы. Но руководство об этом не говорит. Это проблема.
«СП»: — Похоже на «ковидную» войну между двумя странами. Еще и история с парадом… Не ставит ли это крест на планах по интеграции двух стран?
— Абсолютно не согласен. Главные акторы интеграции — народы России и Белоруссии. Нет никаких предпосылок говорить, что наши народы против этого процесса. Они «за». Но есть отдельные люди, которые решили этот процесс притормозить в силу каких-то своих карьерных, корыстных причин. Они думают, что Белоруссия, которая им досталась — это их личная вотчина. Это неправильный подход. Думаю, процесс сопротивления интеграции будет ярким, но не долгим. Интеграция все равно состоится.
Постсоветское пространство: Еврей-оборотень: Президент Латвии решил «наказать» Красную Армию за Победу
Новости политики: Коротченко о Лукашенко: Батьку нельзя оскорблять