В последнее время на многих раскрученных Тг-каналах стала усиленно разгоняться информация о том, что на освобожденных нами территориях Украины новые чновники-назначенцы, кои в массе своей — представители старой формации, стали использовать прежние криминальные схемы по обиранию регионального бизнеса (особенно в агропромышленной сфере), которые успешно отработали еще при Януковиче, Порошенко и Зеленском.
Сейчас сигналами с мест в Херсонской и Запорожской областях занимается Следственный комитет. И пока им не сделаны соответствующие выводы, «СП» попробовала разобраться в характере проблемы, а также как-то структурировать представителей тех властных структур, с которыми нам придется иметь дело на местах.
Самые упоротые нацисты, которые во времена своего правления топили за укрорейх, разумеется, убежали. Им при российской власти не светило ничего, кроме уголовной ответственности. Причем среди них были и хорошие хозяйственники. Но Геринг, Борман и Менгеле, говорят, тоже организаторы были хоть куда. Но никому бы в голову не пришло после победы Красной армии иметь с ними дело. Хотя американцы думали иначе.
Читайте также
Дорогу на Авдеевку и Одессу прокладывают «Солнцепеки»
Янки лупят себя по лбу, что забыли еще при Ельцине запретить русские тяжелые огнеметные системы
И даже среди «упоротых» встречаются приятные исключения. Таким был, например, Лев Задов — начальник контрразведки Нестора Махно. После того, как Махно с соратниками эмигрировал в Румынию, означенный Лева Задов всплыл в контрразведке у красных. И чрезвычайно успешно трудился на новом поприще. Наверняка такие вот Задовы есть в прежних администрациях Херсона и Запорожья. И их услугами грех не воспользоваться.
Вообще власть на Украине из рук в руки переходила неоднократно. Особенно колоритно это происходило во время Гражданской войны. Это смутное время выплеснуло в жизнь целую плеяду ярких персонажей и неоднозначных личностей, которые правили бал на местах по своему усмотрению, в силу особенностей своего мировоззрения. Все это напоминало анархию до тех пор, пока не пришли большевики и железной рукой не навели в стране порядок.
Нечто подобное творилось на освобожденных нами территориях до прихода союзных войск. Но мы пришли сюда как освободители. Поэтому о карательных мерах речь идти не может в принципе.
Тем не менее разобраться с местной спецификой и с ментальностью населения необходимо уже сейчас. А ментальность своеобычная. В том числе и у представителей власти.
Все более-менее подходящие кандидатуры «на земле» условно можно разбить на несколько социальных типажей.
Типаж первый. Стопроцентный хозяйственник, полностью поглощенный проблемами региона и индифферентно реагирующий на любую власть. Но позитивно относящиеся к той власти, которая готова ему помогать. А Россия объективно помогает, в отличие от руководителей Украины. Те только доили регионы, ничего не давая взамен, а регионы хирели. Это очень хорошо видно на примере Крыма и соседнего Херсона. Контраст просто разительный. Крым цветет, а Херсон даже внешне, казалось, был погружен в какое-то безвременье.
Казалось бы, такие хозяйственники — это наш золотой фонд. Но есть один нюанс. Киевские власти за сотрудничество с российскими властями могут легко внести их в расстрельный список. И печальный мартиролог в том же Херсоне уже открыт. Поэтому эти люди работают с оглядкой и не с полной отдачей. И им критически необходимо обеспечить достойную охрану и максимальные гарантии безопасности.
Категория вторая. Те, кого прежние власти снесли с руководящей должности или вообще не подпустили к ней за пророссийские убеждения. Такие тоже есть. И теперь настал их звездный час. Но у них, как правило, не очень высокий хозяйственный потенциал. Поэтому насколько они будут полезны — вопрос открытый.
Категория третья. Откровенный криминалитет, так называемые «смотрящие за регионом», которые со временем легализовались в бизнесменов и хозяйственников. Этакие Мишки Япончики современного разлива. И зачастую это хозяйственники вполне успешны — практичные, хваткие, заточенные на прибыль и предпочитающие «молчание автоматов». Их на Украине называют «патриотами своих карманов». Они будут лояльно той власти, которая даст им возможность набивать свои кошельки и контролировать территорию. Кровавых разборок на местах им не хочется категорически — те, кто выжил в бурные девяностые, слишком хорошо знают, что это такое. Причем это далеко не всегда этнические украинцы. «Смотрящими» за Мариуполем долгое время была этническая братва. В Запорожье целую криминальную империю в свое время создали представители закавказских ОПГ.
Они коррумпировали местных правоохранителей, запугали братву из местных и чувствовали себя в регионе вполне вольготно. С ними еще задолго до начало СВО старались не вступать в конфликт даже казалось бы всесильные нацбаты.
Стоить ли иметь дело с ними? Вопрос открытый. Но разговаривать и вступать в контакт надо обязательно. Во-первых, они всегда были в оппозиции к действующей власти укрорейха. А живущие на Украине кавказцы всегда были пророссийски ориентированы. И у них всегда была крепкая связь с проживающими в России соотечественниками. И еще один резон. Все-таки «смотрящий» — это местный авторитет. И влияния у него и информации о «земле» порой не меньше, чем у оперов СБУ. Если не больше. Глядишь, и будет толк. Но и обольщаться насчет них не стоит.
Надо просто понять, какой имидж у них — «беспредельщиков» или «справедливых воров». И уже исходя из этого выстраивать какие-то отношения. К тому же первое, с чего начинает любая новая власть, придя на ту или иную территорию — объявляет борьбу местному криминалитету. В насквозь криминальной Одессе с местными бандюками боролись и красные, и белые, и зеленые. Может, эти «смотрящие» так затерроризировали местное население, что всю братву проще пересажать или выдавить из региона — для пользы дела и завоевания симпатий населения. В общем, надо отделить современных украинских Котовских от Япончиков и Махно. И понять, с кем можно иметь дело, а кого надо резко и незамедлительно отправить на нары.
Четвертая категория — местные «медведчуки». Это те, кто публично играл в русофилию. Люди, которые хотели выгодно продать и монетизировать свою якобы пророссийскую ориентацию. Раньше, до начала СВО, они вроде как были в оппозиции. Зато после 24 февраля все они дружно перекрестились в «справжнiх патрiотiв», а при приходе союзных войск эта любовь вновь поперла изо всех щелей. Вот этих людей надо опасаться больше всего. Это политические проститутки. И никакой пользы, кроме откровенного вреда, от них быть не может.
Есть, правда, на местах среди чиновников и те, кто никогда не скрывал своих симпатий к России. Но таких немного. И именно за ними укрорейх при отступлении открыл охоту в первую очередь.
Пятая категория. Самые настоящие авантюристы. И смену власти они воспринимают как свой шанс взлететь по служебной лестнице. Теоретически они могут быть полезны — при условии, что у них уже имеется некий статус и авторитет в обществе. Но не надо доверять им высокие посты сразу.
Есть еще категория «спящих агентов». Эту категорию людей хорошо описал Михаил Шолохов в романе «Поднятая целина». Там был такой персонаж — колхозный завхоз Яков Лукич. Он был завербован белогвардейцами и участвовал в подготовке восстания на Дону. Но хозяйствовал он отлично, и заподозрить его в измене было очень трудно. Предательство раскрылись случайно, и стоило жертв со стороны большевиков. Такие тоже будут. Остается надеяться, что их будет немного.
Читайте также
Татьяна Монтян: Для многих в мире Украина и ядерная катастрофа — синонимы
Для чего Россия вдруг решила стряхнуть пыль с «атомного старья»
С передовой — в чиновничье кресло
Возможно, стоит на первое время назначать на должности управленцев на освобожденных территориях проверенных людей из ЛНР и ДНР. У себя-то в республиках они быстро навели порядок. И местный менталитет знают хорошо. И связей на местах у них побольше, и информации.
И все равно не обойтись без хозяйственников из России. Как их подбирать — тема отдельная. И даже абсолютно непубличная. Назначение в Херсон бывшего мэра Краснодара (кстати, этнического украинца) может стать первым пробным шаром. Почему бы, действительно, не привлекать из России людей с украинскими корнями? Украинцы в массе своей всегда были хорошими хозяйственниками — в России они замкнули на себя целые отрасли, так что выбор у нас обширный.
«Я считаю, что проблема с кадрами на освобожденных территориях раздувается искусственно, — считает политолог Юрий Кот, сам выходец из Украины. — В Украине на местах хватает опытных хозяйственников. Другое дело, что скамейка запасных не такая большая. Но и времени прошло не так много — всего пять месяцев. Так что все наладится. Все у нас получится».
В Крыму с подбором кадров на местах тоже долгое время все оказывалось неоднозначно. И уголовные дела были, и хищения, и даже бегство кое-кого из чиновников в соседнюю Украину. Постепенно все наладилось. Кадрового голода в Крыму сейчас нет. Возможно, тот же самый путь кадрового сита придется пройти и на Украине. Путь этот простым не будет.
Но другого выхода у нас нет.
Специальная операция на Украине
Известный политолог рассказал, что отобьёт желание ВСУ бомбить ЗАЭС и Крым
Ветеран израильской разведки озвучил срок полного освобождения Донбасса
ВСУ оборудовали склады оружия в жилых домах Харькова
У мыса Херсонес в Севастополе сработала система ПВО
Все материалы по теме (1425)