В среду, 29 марта, из-за обстрела генерального консульства в Луцке (Волынская область) не будут все консульства Польши на территории Украины. Об этом РИА «Новости» сообщили в дипломатическом представительстве в Луцке.
«Консульство не работает. Вообще польские консульства на Украине не работают сегодня в связи с инцидентом», — рассказал сотрудник диппредставительства.
Собеседник агентства подтвердил, что здание консульства было обстреляно из гранатомета. По его словам, «снаряд попал в крышу четырехэтажного строения, а 20 сантиметров ниже от попадания находится квартира, в которой живут работники консульства».
Ранее в тот же день пресс-служба польского Министерства иностранных дел информировала, что в результате инцидента был разрушен фасад здания консульства, никто не пострадал. В связи с этим МИД вызвал посла Украины в Варшаве и уведомил о направлении ноты протеста Киеву. А консул Польши в Луцке Кшиштоф Савицки обстрел дипмиссии назвал террористическим актом.
Характерно, что в Киеве сразу же обнаружили в этом инциденте «руку Москвы».
«Провокации против Республики Польша, что время от времени случаются в Украине, выгодны лишь одной стороне — Российской Федерации, почерк которой видно издалека», — говорится в пресс-релизе СБУ. В сообщении на сайте спецслужбы также подчеркивается, что «действия агрессора не смогут повлиять на взаимоотношения между дружественными украинским и польским народами».
Отметим, что причастность России выявили не только в СБУ. Вызванный после инцидента в МИД Польши украинский посол Андрей Дещица заявил, что «Россия заинтересована в том, чтобы поддержка Украины на Западе со стороны Польши была меньше», и «из-за этого эта провокация».
Президент Украины Петр Порошенко, который, напомним, на прошлой неделе поспешил обвинить Россию в убийстве бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова, на этот раз повел себя более сдержанно. Он позвонил своему польскому коллеге Анджею Дуде и осудил произошедшее, а также предложил привлечь польских специалистов в состав оперативно- следственной группы «для установления виновных в этом преступлении», на что получил согласие польской стороны.
— По всей видимости, это сделали активисты какой-либо радикальной националистической организации — «Свободы», «Правого сектора» *, «Азова» или ещё кого-то в этом духе, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Их задача — показать недовольство тем, что Польша считает их кумиров вроде Степана Бандеры или Романа Шухевича военными преступниками и террористами. Кроме того, националистам на Западной Украине вообще свойственна неприязнь к Польше — пусть она и несколько меньшая, чем к России. А поскольку тормоза у этих ребят давно отказали, на руках у них есть очень серьёзное оружие, а власть ничего не делает для их обуздания, они выразили своё недовольство вот таким образом.
«СП»: — Консул Польши в украинском Луцке Кшиштоф Савицки назвал обстрел дипломатического представительства террористическим актом, заявив, что целью было «убийство людей»…
— Трудно сказать, ставилась ли задача кого-то убить, решили припугнуть поляков или просто «хулиганили», не задумываясь о последствиях. Но по сути польский консул прав: это террористический акт, это умышленное нападение на территорию другого государства. И теперь Польша имеет все основания требовать возмещение ущерба — и морального, и материального. А противники Украины из числа уцелевших после зверств ОУН-УПА волынских поляков наверняка добавят к своим требованиям о возмещении ущерба ещё и данный эпизод. В целом польский дипломат несколько преувеличил ситуацию, но не сильно.
«СП»: — По-вашему, в целом этот инцидент повлияет на отношения Варшавы и Киева?
— Безусловно, повлияет. В Польше уже крепко задумались, до какой степени они готовы поддерживать Украину. Поляки готовы её поддерживать против России, но если речь об угрозе жизни польских граждан — тут даже желание насолить Москве отойдёт на второй план. Польша уже активно раздаёт на Западной Украине «карту поляка», теперь процесс пойдёт ещё активнее. Польские власти также усилят свою пропаганду среди многочисленных украинцев, работающих и учащихся в Польше. Она может заблокировать введение безвизового режима между Украиной и ЕС, подумать о каких-то экономических мерах воздействия. Любая из этих мер будет для Украины в её нынешнем состоянии весьма чувствительной
«СП»: — СБУ уже заявила о руке Москвы. Дещица также обвинил Москву. Как это понимать? Должна быть какая-то реакция Варшавы на эти заявления? Ведь это не какие-то политические маргиналы, а официальные лица…
— Это тот случай, когда официальные лица являются маргиналами, и их слова равняются нулю. Очевидная нелюбовь нынешней польской власти к России совершенно не означает, что ради дополнительной ссоры с ней она будет обелять необандеровцев. В Варшаве могут параллельно с антиукраинскими высказываниями прозвучать дежурные обвинения в адрес России, но не более того. Хоть глава правящей партии Ярослав Качиньский тоже склонен почти везде видеть российский заговор, но это не тот случай, когда слова украинского посла примут за чистую монету. У Качиньского есть счёты к украинским националистам, и он по полной программе отыграет этот эпизод. Мало того — его отыграет любая польская власть, потому что в отношении бандеровцев политическая элита Польши едина.
«СП»: — Вчера также стало известно, что активисты польской общины Львовской области перекрыли трассу Львов — Варшава. По информации телеканала ТСН, активисты требовали защитить права польского населения региона. Связаны ли данные события? Действительно ли польское население так нуждается в защите прав, и будут ли услышаны эти требования?
— Да, польское население Львовской области действительно может находиться в опасности. Для украинских националистов они — тоже враги, с которыми нужно расправиться. К тому же экстремисты уже потеряли голову от безнаказанности, потому возникает ощущение, что они способны на всё. Польша их уже, безусловно, услышала. Думаю, что Порошенко тоже не прочь как-то защитить их, только слишком уж он боится радикалов. Это для киевской власти — цугцванг. Любое действие обернётся против неё и обозлит либо своих националистов, либо Польшу. Что называется, допрыгались… Пальба по консульству из гранатомёта — это нечто из африканской, а не европейской действительности, и за такое Сомали у границ ЕС рано или поздно придётся ответить. В частности, появлением у жителей Мостисского района Львовской области не только «карт поляка», но и полноценных польских паспортов. Со всеми вытекающими и крайне неприятными для Украины последствиями.
— Луцк — административный центр Волыни. И если брать пример с Киева, без проведения расследования называя виновных, первое, что приходит на ум: это сделали внуки тех, кто в 1943 году устроил Волынскую резню, — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Я не думаю, что далек от истины. Бандера — герой нынешней Украины, его взгляды стали фундаментом новой киевской идеологии. А ксенофобию невозможно сделать избирательной, только против русских. Рано или поздно все «прелести» этого мировоззрения, возведенного в ранг государственной политики, должны были ощутить и в других соседних странах. Порошенко пошел на поводу у националистов, придал законную силу блокаде Донбасса и ограничениям в работе российских банков. Те почувствовали свою силу. Они будут и дальше проверять режим на прочность.
Что этим шагом хотели сказать националисты? Допустим, это мог быть ответ оголтелых бандеровцев на фильм «Волынь», который вышел в прокат в Польше и рассказывает о трагедии 1943 года. Обстрел мог оказаться и реакцией на препоны, которые создает сейчас Польша для жителей Западной Украины, пересекающих границу. Это, кстати, происходит, несмотря на официальную поддержку Варшавой киевского режима. Наконец, обстрел может оказаться просто криминальной разборкой между местными бандитами и проворовавшимися польскими дипломатами. Не зря ведь рассказывают о коррупции, поразившей польское консульство в Луцке. В любом случае случившееся — следствие слабости государственных институтов, которые стали игрушкой в руках националистов и криминала.
«СП»: — Сильно ли, по-вашему, этот инцидент в целом повлияет на украинско-польские отношения?
— Порошенко постарается минимизировать последствия. Но процесс может выйти из-под контроля в любой момент. И Польша, поддерживавшая евроинтеграцию Украины, однажды может стать ярым противником этой идеи. Варшава на самом деле мнит себя в ЕС ответственной за всю Восточную Европу, а уж за Украину тем более. При этом в Польше по причинам исторического характера даже на бытовом уровне относятся к украинцам покровительственно и, я бы сказал, снисходительно. Но есть опасность, что действия украинских националистов могут разбудить более эмоционально окрашенное чувство — украинофобию. Польские националисты в Европе имеют дурную славу. Если они сойдутся в противоборстве с украинскими бандеровцами, мало не покажется всей Европе.
* Украинские организации «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство», решением Верховного суда РФ от 17.11.2014 признаны экстремистскими и их деятельность на территории России запрещена.